Дело № 2-611/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2017 года <адрес>.
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Чибрикиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой И. А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики – Чувашии (межрайонному) об установлении факта работы, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включении в специальный педагогический стаж периодов работы,
Установил:
Антонова И.А. исковые требования обосновала тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Решением ГУ УПФР в <адрес> ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого 25 - летнего педагогического стажа на дату обращения за пенсией. Ответчиком установлена фактическая продолжительность специального стажа 18 лет 10 месяцев 14 дней, при этом ответчик не включил в подсчет специального стажа периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском ясли - саде № <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении №. Основанием для отказа в назначении страховой пенсии по старости послужило наличие исправлений в записи о приеме на работу и несоответствие наименования образовательного учреждения Списку должностей и учреждений. С указанным решением она не согласна.
Просит установить факт работы Антоновой И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада-ясли № <адрес>; признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости, включив в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада-ясли № <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении №; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные расходы.
В судебном заседании истец Антонова И.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что после окончания обучения в Самаркандском педучилище она в 1983 году поступила на работу в детский сад № <адрес>, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ. Запись о дате приема на работу была исправлена, что послужило основанием к отказу во включении указанного периода работы в льготный стаж, однако ее вины в указанной ошибке нет.
Представитель ответчика ГУ Управления ПФ РФ в <адрес> ЧР – Чувашии (межрайонного) Жукова Т.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 и п. 10 ч.2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении имеющих юридическое значение фактов.
Согласно сведениям трудовой книжки Антонова И.А. ДД.ММ.ГГГГ была назначена воспитательницей в детсад - ясли № <адрес> на основании приказа № (параграф 4) от ДД.ММ.ГГГГ по Самаркандскому ГОРОНО, ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности воспитателя согласно поданному заявлению на основании статьи 38 КЗОТ УЗССР на основании приказа № (параграф 1) от ДД.ММ.ГГГГ по Самаркандскому ГОРОНО.
В справке № Дошкольного образовательного учреждения № <адрес> Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что Антонова И.А. действительно работала в детском саду № на должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Исследованные в совокупности доказательства соответствуют друг другу, противоречий не имеют.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к убеждению, что факт работы Антоновой И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада ясли № <адрес> нашел свое подтверждение в судебном заседании совокупностью доказательств - как объяснениями истца, так и письменными документами, указанные доказательства суд находит допустимыми и достаточными, исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях».
Подпунктом 19 пункта 1 ст. 30 вышеуказанного закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии определен подпунктом «м» п. 1 и п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно п. 3 Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости педагогическим работникам осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
По выбору застрахованных лиц могут применяться:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 год включительно;
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, равно как и ранее действовавшими Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067, предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в учреждениях определенных наименований.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 был утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, согласно которым периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Согласно указанному Списку работа в должности воспитателя и учителя дает право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: детских садах всех наименований, яслях-садах (сад-ясли), детских яслях; школ всех наименований.
Как следует из решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> ЧР – Чувашии (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии в специальный стаж Антоновой И.А. не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском ясли - саде № <адрес>, поскольку в дате приказа о приеме на работу имеются исправления, не заверенные надлежащим образом, уточняющая справка не представлена; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № отражения в решении не нашел.
Суд находит решение УПФ РФ в части отказа во включении в специальный стаж Антоновой И.А. периода работы детском ясли - саде № <адрес> в качестве воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, необоснованным, поскольку положения части 2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных переделах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период работы Антоновой И.А. действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения № действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» для исчисления периодов соответствующей деятельности.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (действовавшего до 01.10.1993) был установлен Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с которым работа в должности воспитателя в детских садах и объединенных яслях-садах дает право на пенсию за выслугу лет.
Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991, также содержал указание на должность воспитателя и детские дошкольные учреждения всех типов.
Вместе с тем, Конституцией РФ также гарантируется судебная защита нарушенного права.
Гражданское судопроизводство регулируется нормативными актами не ниже федерального закона (ст. 1 ГК РФ), поэтому только постановлением Правительства не может быть определено, какими доказательствами должны подтверждаться те или иные обстоятельства.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. N№558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов в единое детское учреждение, которому присвоено название «Ясли-сад».
Согласно исторической справке № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ясли-сад № переименован в дошкольное образовательное учреждение № (Решение Алатырского Совета народных депутатов ЧАССР. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ дошкольное образовательное учреждение № переименовано в «Детский сад № (Постановление Исполкома городского отдела народного образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ «Детский сад №» переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № (Постановление главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ муниципальное дошкольное учреждение детский сад № переименовано в муниципальное образовательное учреждение <адрес> Республики «Детский сад №» (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образовательное учреждение <адрес> ЧР «Детский сад №» переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» (Постановление главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад №» переименовано в МДОУ «Детский сад №» <адрес> Республики (Постановление главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад №» переименовано в МБДОУ «Детский сад №№ <адрес> ЧР (Постановление главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ).С ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №№ <адрес> Республики переименовано в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № «Светлячок» <адрес> Республики (Постановление и.о. главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно Закону «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период работы Антоновой И.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения №, не включенный пенсионным органом в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, в учреждениях, где работала истец, применялось ненормативное наименование дошкольного учреждения, как дошкольное образовательное учреждение, муниципальное дошкольное образовательное учреждение, вместо детский сад или ясли - сад, хотя, как установлено, по специфике и характеру воспитательного и образовательного процесса в этих учреждениях, они были теми же дошкольными образовательными учреждениями - детскими садами, ясли-садами, работа в должности воспитателя в которых предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Таким образом, период работы Антоновой И.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения № подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
С учетом установленного решением ГУ Управления Пенсионного Фонда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ специального стажа 18 лет 10 месяцев 14 дней и включенных судебным решением периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада ясли № <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении №, специальный стаж работы Антоновой И.А., дающий право на пенсию на льготных условиях, на день обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ составляет более 25 лет.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Антонова И.А. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ЧР – Чувашии (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ, её требования о назначении и выплате пенсии с указанной даты подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с банковской квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ Антоновой И.А. уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, за составление искового заявления – <данные изъяты> рублей (квитанция от ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая, что решение состоялось в пользу истца Антоновой И.А., суд считает необходимым взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> ЧР в пользу Антоновой И.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и расходы, связанные с уплатой услуг адвоката по составлению искового заявления в сумме <данные изъяты> рублей в полном объеме, всего <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Антоновой И. А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики – Чувашии (межрайонному) об установлении факта работы, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включении в специальный педагогический стаж периодов работы - удовлетворить.
Установить факт работы Антоновой И. А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада - ясли № <адрес>.
Признать за Антоновой И. А. право на досрочную пенсию по старости со дня обращения за её назначением, с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада - ясли № <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении №.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ЧР – Чувашии (межрайонное) назначить и выплатить Антоновой И. А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республике – Чувашии (межрайонного) в пользу Антоновой И. А. в возмещение судебных расходов - <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия, с подачей апелляционной жалобы через Алатырский районный суд ЧР.
Председательствующий