11RS0001-01-2021-006075-56 Дело №2-4467/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,
при секретаре судебного заседания Синицкой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Верещагиной Екатерины Владимировны, действующей также в интересах ... Верещагина Артемия Дмитриевича, Медведевой Анастасии Александровны, к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, направить соглашение об изъятии недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Верещагина Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику о возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом ... и жилого помещения ... в указанном доме, направить истцу проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
В ходе судебного разбирательства истец также привлечена законным представителем ... Верещагина А.Д., ..., Медведевой А.А., ....
В судебном заседании истец участия не приняла, извещена. В заявлении на иске настаивала. Её представитель Торлопов В.Г. в судебном заседании требования истца поддержал.
Представитель ответчика Кисель Т.А. иск не признал, указав, что срок расселения многоквартирного жилого дома не истёк.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что Верещагиной Е.В., Верещагину А.Д., ..., Медведевой А.А., ..., принадлежит на праве общей долевой собственности жилое помещение общей площадью ... кв.м. по адресу: .... Доли в праве собственности распределены следующим образом: ... долей у Верещагиной Е.В., ... доли у Верещагина А.Д, ... доля у Медведевой А.А.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.07.2019 №... многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу. На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в срок до 2027 года. На Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность по направлению гражданам данного дома уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания.
11.09.2019 соответствии со ст. 10 ч. 32 ЖК РФ в адрес собственника квартиры ... направлялось требование о необходимости сноса дома в срок до 01.10.2020.
Снос дома в указанный срок не осуществлен.
Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Защита жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 5 указанной статьи собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
В силу ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Частью 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 данной статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. При этом положения ч. 4 указанной статьи о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
В действующем законодательстве отсутствуют положения о зависимости начала процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, от установленных органом местного самоуправления сроков расселения аварийного дома. Отсутствие срока, в течение которого земельный участок должен быть изъят, не может освобождать орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности. Право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия произвольно установленного ответчиком срока расселения аварийного дома.
Требованием от 11.09.2019 администрация МО ГО «Сыктывкар» установила истцу срок до 01.10.2020 для добровольного сноса многоквартирного дома. Также в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО «Сыктывкар» будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, установленный ответчиком в требовании срок для сноса собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме к настоящему времени истек, однако решения об изъятии земельного участка, предоставленного для обслуживания дома ..., и расположенного в указанном доме жилого помещения ... администрацией МО ГО «Сыктывкар» к настоящему времени не принято.
С момента признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу орган местного самоуправления на протяжении длительного времени (в течение более года), в том числе после истечения установленного им же собственникам помещений дома срока для его сноса, не принял решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, и жилого помещения, принадлежащего истцу, для муниципальных нужд, что противоречит нормам действующего законодательства и влечет нарушение прав собственников жилого помещения, поскольку они не могут использовать принадлежащее им жилое помещение по назначению, самостоятельное осуществление сноса жилого помещения без сноса всего дома невозможно. Следовательно, бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар» является незаконным.
Поскольку действующим законодательством предусмотрены правовые последствия признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, процедура, необходимая для принятия решения об изъятии земельного участка под аварийным домом и жилых помещений, ответчиком соблюдена, доказательств, что в настоящее время приняты какие-либо меры к изъятию земельного участка и жилого помещения, администрацией МО ГО «Сыктывкар» не представлено, суд приходит к выводу о необходимости понуждении ответчика к совершению данных действий.
В целях восстановления прав собственников жилого помещения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» подлежит возложению обязанность принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: ... и жилого помещения по адресу: ...., с последующим направлением собственникам жилого помещения проекта соглашения.
Доводы стороны ответчика об отсутствии в жилищном законодательстве указания на срок, в течение которого должен быть изъят земельный участок в порядке ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия произвольно установленного срока на принятие такого решения.
При изложенных обстоятельствах, требования Верещагиной Е.В, действующей также от имени ... детей, подлежат удовлетворению. При этом суд считает необходимым определить сроки для совершения ответчиком действий по исполнению решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Верещагиной Екатерины Владимировны, действующих также в интересах ... Верещагина Артемия Дмитриевича, Медведевой Анастасии Александровны, удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: ..., а также жилого помещения по адресу: ..., принадлежащего на праве общей долевой собственности Верещагиной Екатерине Владимировне, Верещагину Артемию Дмитриевичу, Медведевой Анастасии Александровне.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить Верещагиной Екатерине Владимировне, Верещагину Артемию Дмитриевичу, Медведевой Анастасии Александровне проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: ..., в соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17.05.2021.
Судья Губаева Д.Ф.