№ 12-33/2024
Р Е Ш Е Н И Е
6 марта 2024 года г. Салехард
Судья Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе Архипова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица – директора ООО «Ямал Комфорт Групп» Иванова А.А. на постановление государственного инспектора труда ГИТ в ЯНАО Фроловой А.С. от 15.11.2023 №-ППР/12-8398-И/61-34 по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «Ямал Комфорт Групп» Иванова А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда ГИТ в ЯНАО Фроловой А.С. от 15.11.2023 № директор ООО «Ямал Комфорт Групп» Иванов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
На согласившись с постановлением, Иванов А.А. подал жалобу в которой, просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, полагая назначенное наказание чрезмерно суровым, а выводы должностного лица – несоответствующим фактическим обстоятельствам дела, просил признать вменяемое деяние малозначительным.
В судебном заседании заявитель и государственный инспектор труда, участия не принимали о рассмотрении едал извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В силу ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
ТК РФ не регулирует конкретные сроки выплаты заработной платы, а также ее выплату в зависимости от категории работников. Согласно позиции, изложенной в Письме Минтруда России от 12.03.2019 N № «О днях выплаты зарплаты»: в соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Предусмотренное указанной статьей право работника на получение заработной платы не реже чем каждые полмесяца относится к числу условий, установленных законодательством. Это условие не может быть ухудшено ни по соглашению сторон, ни на основании коллективного договора.
Как следует из письменных материалов административного дела и обжалуемого постановления, прокуратурой города Нового Уренгоя была проведена проверка исполнения ООО «Ямал Комфорт Групп» требований трудового законодательства, по результатам которой установлено, что ФИО3 с 01.08.2023 осуществляла трудовую деятельность в ООО «Ямал Комфорт Групп» в должности разнорабочего на основании срочного трудового договора от 01.08.2023 №/д, в соответствии с п. 3.3 которого выплата ежемесячной заработной платы производился два раза в месяц, путем перечисления на банковский счет работника, аванс выплачивается 25-го числа месяца, за который начисляется заработная плата, основная часть заработной платы выплачивается 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется заработная плата. В нарушение указанных требований законодательства, ФИО3 заработная плата выплачивалась в иные дни, не предусмотренные трудовым договором, а именно 15.08.2023 и 31.08.2023.
01.08.2023 ООО «Ямал Комфорт Групп» заключен трудовой договор №/д с ФИО4, согласно которого последний был принят на работу на должность разнорабочего с 01.08.2023. Согласно п. 3.3 трудового договора, выплата ежемесячной заработной платы производится два раза в месяц, путем перечисления на банковский счет работника, аванс выплачивается 15-го числа месяца, за который начисляется заработная плата, основная часть заработной платы выплачивается 30-го числа месяца, за который начисляется заработная плата. В нарушение указанных требований законодательства, основная часть заработной платы за август 2023 г. выплачена ФИО5 31.08.2023, вместо установленного срока не позднее 30.08.2023.
Аналогичные факты установлены в отношении работника ФИО6, трудоустроенного в ООО «Ямал Комфорт Групп» с 01.08.2023 на основании трудового договора от 01.08.2023 №/д. Заработная плата за август 2023 г. выплачена 31.08.2023, вместо установленного трудовым договором срока — 30.08.2023.
Статья 2.4. КоАП РФ определяет административную ответственность должностных лиц - административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечания к названной статье, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
Иванов А.А. является руководителем ООО «Ямал Комфорт Групп» и должностным лицом, на которое в силу закона и должностной инструкции возложены обязанности по обеспечению соблюдения при взаимодействии общества с его работниками требований трудового законодательства.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического лица, за которое действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве, в рассматриваемом деле усматриваются признаки малозначительности правонарушения и основания для применения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Пренебрежительного отношения к закону и к последствиям своих действий со стороны юридического лица не выявлено.
При назначении наказания должностным лицом не были учтено, что административное правонарушение было совершено Ивановым А.А. впервые, срок нарушений является минимальным, какие либо общественно вредные последствия в результате данного нарушения не наступили, в связи с чем, суд приходит к выводу о малозначительности административного правонарушения.
Мера реагирования в виде устного замечания призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать его о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об удовлетворении жалобы, отмене постановления и прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора труда ГИТ в ЯНАО Фроловой А.С. от 15.11.2023 №-ППР/12-8398-И/61-34 по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ отменить, дело об административном правонарушении в отношении директора ООО «Ямал Комфорт Групп» Иванова А.А. по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ прекратить, ограничившись устным замечанием, жалобу Иванова А.А. удовлетворить.
Настоящее решение может быть обжаловано или опротестовано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение дней с момента получения его копии заинтересованным лицом.
Судья Архипова Е.В.