Дело №2а-1817/2021
УИД 26RS0020-01-2021-002871-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года село Кочубеевское
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего – судьи Кайшева А.Е.,
при секретаре судебного заседания Чесунас В.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Кочубеевского района
Ставропольского края Кобозева К.Н.,
представителя административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю – Дешевых В.А., посредством видеоконференц-связи,
административного ответчика Талибова Х.А., посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний №5 помещения Кочубеевского районного суда административное дело по административному иску ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю к Талибову Х.А. об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю обратилось в суд с административным иском к Талибову Х.А. об установлении в отношении него административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование административного иска указано, что Талибов Х.А. отбывает наказание по приговору мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 158 УК РФ, ч.2 ст. 69, ч.5 ст. 69 УК РФ в виде 2 лет лишения свободы. В действиях осужденного установлен рецидив преступлений. Ранее Талибов Х.А. был осужден приговором Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по п.п. «а», «г» ч.2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Освобожден по постановлению Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 79 УК РФ на неотбытый срок 4 месяца 2 дня. Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику был установлен административный надзор до погашения судимости по данному приговору Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на срок 2 года. Таким образом, в настоящее время административный ответчик отбывает наказание по приговору суда ДД.ММ.ГГГГ за преступление совершенное в период нахождения под административным надзором. На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст.270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит установить в отношении осужденного административный надзор на срок 3 года, до погашения судимости по указанному приговору суда, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и установить следующие ограничения: запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них; запретить пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов 00 минут вечера до 06 часов 00 минут утра следующего дня, за исключением случаев, когда такое отсутствие связано с характером его работы; обязать являться 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК–2 УФСИН России по Ставропольскому краю Дешевых А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Талибов Х.А. возражал против установления в отношении него административного надзора.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кочубеевского района Кобозев К.Н. поддержал заявленные ФКУ ИК – 2 УФСИН России по СК требования и просил их удовлетворить.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, старшего помощника прокурора, исследовав представленные материалы, суд считает административный иск ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ч.1 ст.173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 ст.3 Федерального закона № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи), административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Из предписаний ч.2 ст.3 Федерального закона №64 от 06.04.2011 года «Об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что основанием для установления административного надзора является факт наличия непогашенной судимости за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу п.2 ч.1 ст.5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона № 64 от 06.04.2011 года «Об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется для лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии со ст.4 указанного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно ч.2 ст.4 указанного выше закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде:1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из представленных материалов следует, что 03.02.2016 года Талибов Х.А. был осужден приговором Ленинского районного суда <адрес> по п.п. «а», «г» ч.2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в ИК строгого режима. В соответствии со ст. 86 УК РФ, срок погашения судимости по данному приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ составляет 8 лет после отбытия наказания.
Постановлением Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ Талибов Х.А. был освобожден ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 79 УК РФ на неотбытый срок 4 месяца 2 дня.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Талибова Х.А. установлен административный надзор на срок 2 года.
Приговором мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Талибов Х.А. осужден по ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 158 УК РФ, ч.5 ст. 69 УК РФ к 1 году 9 месяцам лишения свободы.
Согласно уведомлению о прекращении административного надзора отдела МВД по <адрес> Республики Дагестан, административный надзор в отношении Талибова Х.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: РД <адрес>, установленный ДД.ММ.ГГГГ решением Каспийского городского суда РД прекращен ДД.ММ.ГГГГ по основанию: осуждение поднадзорного к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания.
В настоящее время административный ответчик отбывает наказание по приговору мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 158 УК РФ, ч.2 ст. 69, ч.5 ст. 69 УК РФ в виде 2 лет лишения свободы.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона). Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным. При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
Вместе с тем, согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Талибов Х.А. является лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания. В действиях осужденного установлен рецидив преступлений.
В соответствии со ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в ред. Ф.З. от 23.07.2013г.) судимость в отношении лиц осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
При выборе конкретных административных ограничений судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, обстоятельства совершения, данные о личности административного ответчика, в том числе, и необходимость индивидуального профилактического воздействия, в целях предотвращения совершения им новых правонарушений и преступлений.
Как следует из представленной ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю характеристики на осужденного, Талибов Х.А. в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю прибыл ДД.ММ.ГГГГ. Отбывает наказание в обычных условиях. На производстве не трудоустроен из-за отсутствия вакантных рабочих мест. Установленный порядок отбывания наказания нарушал, применялись меры дисциплинарного воздействия. Культурно- массовых и спортивных мероприятиях участие не принимает. Мероприятия воспитательно-профилактического характера посещает регулярно, реагирует на них посредственно. Отношение к труду неудовлетворительное. От работ, связанных с благоустройством отряда и прилегающей территории не отказывается. Принимает участие в «школе подготовки к освобождению». С представителями администрации в общении тактичен.
Из предоставленных на административного ответчика характеристики и приговора суда, следует, что административный ответчик зарегистрирован по адресу: <адрес>, проживал по адресу: <адрес>.
Таким образом, с учетом личности административного ответчика, учитывая тяжесть и категорию преступления, за которое он осужден, с целью необходимости введения системы последующего контроля за совершившим преступление, для предупреждения рецидива преступлений со стороны освобождаемого из мест лишения свободы, следует установить административный надзор за поведением осужденного для его исправления и безопасности других лиц на срок, установленный законодательством для погашения судимости по приговору суда.
Административные ограничения, указанные в административном исковом заявлении, суд признает обоснованными и заявленными с учетом характеристики личности осужденного.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю к Талибову Х.А. об установлении административного надзора - удовлетворить.
Установить в отношении Талибова Х.А., 1991 года рождения, административный надзор на срок 3 года, до погашения судимости по приговору мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, возложив на него следующие административные ограничения:
1) запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них (кроме выборов и референдумов);
2) запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в ночное время с 22.00 часов вечера до 06.00 часов утра следующего дня, за исключением случаев, когда такое отсутствие связано с характером его работы;
3) обязать являться 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения указанных обязанностей, поднадзорный может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с Федеральным законом ограничений, к уголовной ответственности по ст. 314.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме 15 декабря 2021 года путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кочубеевский районный суд Ставропольского края.
Председательствующий,
судья А.Е. Кайшев