Дело № 2-1132/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2015 года Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Колесникова Д.Ю.,
при секретаре Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО о признании бездействий незаконными, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведения проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Индустриального района г.Барнаула было установлено, что на расстоянии около 25 м. от .... в г. Барнауле расположена контейнерная площадка, на которой размещено 3 контейнера. Прилегающая к контейнерной площадке территория очищена от твердых бытовых отходов, но имеется крупногабаритный мусор (мебель). Территория контейнерной площадки заасфальтирована (забетонирована), огорожена металлическим забором. Контейнеры для накопления отходов не имеют маркировку с наименованием владельца. На контейнерной площадке отсутствуют информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов. Согласно информации администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ г., жилой .... в г. Барнауле обслуживает ООО жильцы указанного дома используют контейнерную площадку, расположенную на расстоянии около 25 метров от .... в г. Барнауле Алтайского края. На основании вышеизложенного Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие ООО УК «Управдом» по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного .... в г. Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства; обязать ответчика обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного .... в г.Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в том числе:
- организовать размещение мест временного накопления отходов по
согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю,
администрацией Индустриального района г. Барнаула в течение двух
месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- оборудовать площадки для установки контейнеров твердым
покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.;
- установить информационные аншлаги с указанием контактных
телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых
бытовых и крупногабаритных отходов в течение двух месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу;
обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории;
организовать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории.
В судебном заседании помощник Алтайского межрайонного природоохранного прокурора М поддержал заявленные требования в полном объеме.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»).
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
В силу с п. п. 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и Правилами благоустройства территории городского округа – города Барнаула, управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территорий и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.Пунктом 3.10 Порядка сбора, вывоза, утилизации переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2014 №349 (в редакции от 19.12.2013), контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 м, чтобы не допускать попадания отходов на прилегающую территорию.
Контейнерная площадка должна иметь информационные аншлаги (40 x 60 см) с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов.
Контейнерная площадка должна быть удалена от жилых домов, детских учреждений, спортивных и детских площадок на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Контейнеры для накопления отходов должны быть окрашены, иметь маркировку с наименованием владельца.
Площадки для крупногабаритных отходов оборудуются для накопления отходов, по габаритам не помещающихся в стандартные контейнеры вместимостью 0,75 куб. м (старая мебель, холодильники, тара, металлические, пластмассовые и деревянные конструкции и т.д.).
Требования к размещению и оборудованию площадок для крупногабаритных отходов аналогичны соответствующим требованиям к размещению и оборудованию контейнерных площадок для стандартных контейнеров вместимостью 0,75 куб. м.
В судебном заседании установлено, что на расстоянии около 25 м. от .... в г. Барнауле расположена контейнерная площадка, на которой размещено 3 контейнера. Прилегающая к контейнерной площадке территория очищена от твердых бытовых отходов, но имеется крупногабаритный мусор (мебель). Территория контейнерной площадки заасфальтирована (забетонирована), огорожена металлическим забором. Контейнеры для накопления отходов не имеют маркировку с наименованием владельца. На контейнерной площадке отсутствуют информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов.
Согласно информации администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ г., жилой .... в г. Барнауле обслуживает ООО жильцы указанного дома используют контейнерную площадку, расположенную на расстоянии около 25 метров от .... в г. Барнауле Алтайского края.
В ответе и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ сообщается, что данным Управлением размещение мест временного хранения отходов по адресу: ...., не согласовывалось. Документы, подтверждающие согласование размещения указанной контейнерной площадки, другими органами санитарно-эпидемиологического надзора в период до 2005 года в Управлении отсутствуют.
Таким образом, нашли свое подтверждение доводы процессуального истца о том, что земельный участок для обслуживания контейнерной площадки по указанному выше адресу не выделялся, расположение контейнерной площадки не согласовывалось.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом .... в г.Барнауле, является ООО.
С учетом установленных по делу обстоятельств и анализа норм действующего законодательства суд приходит к выводу о том, что контейнерная площадка с мусоросборниками для сбора мусора и твердых бытовых отходов на территории ...., в г.Барнауле отсутствует, что является следствием бездействия ответчика, который не в полной мере осуществляет свои обязанности.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Решением Барнаульской городской Дума от 07.06.2013 г. № 110 утверждены Правила благоустройства территории городского округа – города Барнаула (далее - Правила), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно п. 7.6. Правил, содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в порядке, установленном СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", постановлением администрации города и настоящими Правилами.
Ответственность за организацию работ по содержанию и уборке придомовых территорий в зоне застройки многоэтажными жилыми домами возлагается на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами (пп1 п.14.1 Правил).
В связи с изложенным, суд признает незаконным бездействие ответчика по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного ...., в г. Барнауле, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.
Рассматривая заявленные требования, суд также приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного .... в г.Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.
Требования прокурора, действующего в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, основаны на положениях абз. 3 ст. 12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом изложенного суда приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца к ответчику ООО в полном объеме.
На основании ст. 103 ГПК РФ суд с ответчика взыскивает в бюджет муниципального образования городского округа г. Барнаула гос. пошлину в размере 200 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного .... в г. Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Обязать ООО обеспечить обустройство и содержание мест временного накопления отходов многоквартирного .... в г. Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в том числе:
- организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, Администрацией Индустриального района г. Барнаула в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечит сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в срок до 31.05.2015г.;
- установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории;
- организовать систематический вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории.
Взыскать с ООО в доход бюджета муниципального образования городской округ – г. Барнаул государственную пошлину 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Барнаула со дня принятия решения судом в окончательной форме..
Председательствующий Д.Ю. Колесников
ВЕРНО:
Судья Д.Ю.Колесников
Секретарь Л.В. Бобова