РЕШЕНИЕ
ИФИО1
12 декабря 2023 года <адрес>, РД
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Омаровой И.Р.,
при секретаре судебного ФИО3,
с участием истца – помощника прокурора <адрес> ФИО4 и ФИО5,
ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ОНД по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о запрете деятельности автомобильной газозаправочной станции, до полного устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о запрете деятельности автомобильной газозаправочной станции до полного устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
нка тановленного в РД на каждго рЗаявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> на основании поступившего поручения прокуратуры Республики Дагестан, с привлечением специалистов ОНД и ПР № по <адрес>, Хасавюртовскому, Новолакскому и <адрес>ом УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, ТО Роспотребнадзора по РД и Кавказского управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО2 ИНН 200602258690, требований законодательства о пожарной безопасности, а также соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации автомобильной заправочной станции «Русь-ойл». Установлено, что ИП ФИО2, является собственником АГЗС «Русь-ойл» расположенном по адресу: <адрес>. По результатам проверки АГЗС «Русь-ойл», проведенной с привлечением специалистов ОНД и ПР № по <адрес>, Хасавюртовскому, Новолакскому и <адрес>м УНД и ПР по РД выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII правил, п. 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее по тексту - ППР РФ №); - отсутствуют документы, подтверждающие факт прохождения обучения мерам пожарной безопасности, п. 3 ППР РФ №; - отсутствует декларация пожарной безопасности, ст. 64 № 123-ФЗ; - не все помещения АЗС оборудованы установками автоматической 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.39; - не все помещения АЗС оборудованы системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, ч. 1 ст. 6 ФЗ №, Таблица 2 СП 3.13130.2009; - пожарный щит не укомплектован покрывалом для изоляции очага возгорания п.412 ППР РФ №; - при заправке транспортных средств топливом не соблюдается требование: Расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения), п. 384 ППР РФ №; - автозаправочные станции не оснащены первичными средствами пожаротушения по требованиям. Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2 х 1,5 метра. Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков, п. 389 ППР РФ №; - на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие нефтепродуктами атмосферные осадки в загрязненные сооружения АЗС (ч. 1 ст. 6 ФЗ №, п. 6.21 СП 156.13130.2014); - расстояние от края проезжей части автомобильной дороги очистные до АЗС составляет менее 25 метров, 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" табл. 5; - АЗС не оснащена системой громкоговорящей связи, ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.34; - заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами до взрывоопасных концентраций. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. безопасности" п. 8.40; - сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.), ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.42; - для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности Сказанного оборудования (ч. 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ, п. 8.42 СП 156.13130.2014); - отсутствует документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п. 3 статьи 24 Закона № 123-ФЗ); - не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 283 (а) ППР РФ №); - не представлена документация на электрооборудование АЗС, указывающая ее класс по пожаро-взрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования. ст. 20 № 123-ФЗ; - резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ и 95% геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости. ч. 1 ст. 6 Закона №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.35; - резервуары для хранения СУГ не расположены подземно и не обеспечены толщиной засыпки грунтом не менее 0,5 м. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.30; - отсутствует автоматическая система, обеспечивающая автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СУГ, из оборудования c СУГ, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.23; - на одном заправочном островке СУГ предусматривается единовременная заправка более одного автомобиля ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.14; - отсутствует система молниезащиты АГЗС, ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 6.32: - на АГЗС не предусмотрено централизованное отключение электропитания, ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 7.36. - АГЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). - резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара. Не представлена техническая документация (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); - расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива до здания операторской АЗС составляет менее 8 метров (п. 7.3, таблица 3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). - противопожарное расстояние от резервуара СУГ до ближайшего здания, не относящегося к территории АЗС менее 60 метров (п. 3 таблица 5, СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 Закона № 123-ФЗ). - противопожарное расстояние от резервуара СУГ до помещений и зданий расположенный на территории МАЗС менее 25 м. (п. 13 таблица 6, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). - противопожарное расстояние от резервуара СУГ до отдельностоящего помещения операторской АГЗС менее 9 метров (п. 11 таблица 6, СП 156. 13130.2014, ст. 4 и 6 Закона № 123-ФЗ); - общая вместимость резервуаров для хранения СУГ не должна превышать 10 куб. м, а единичная - 20 куб. м (фактически общая вместимость резервуара для хранения СУГ составляет 1 бочка 54 куб. метра и 2-я бочка 100 куб. метров (ч. 1 ст. 6 ФЗ №, п. 8.30 СП 156.13130.2014 ). - стационарные системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу высокого давления с дистанционным пуском из помещения операторной. Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспечивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара (п. 8.42, СП 156.13130.2014); - между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива не устроены экраны из негорючего материала высотой не менее 2 м. Ширина экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправочного островка; - допускается не устанавливать экраны между заправочным островком с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива при расстоянии между ними более 10 м. (п. 8.15 СП 156.13130.2014). Защитные экраны, предусматриваемые с целью сокращения расстояний в соответствии с пунктами 8.3 и 8.4 настоящего свода правил, должны обеспечивать предотвращение выброса струи природного газа при аварийной разгерметизации оборудования и разлета осколков при физическом разрушении этого оборудования в сторону защищаемого объекта в горизонтальном направлении. В случае если стена здания (сооружения) с указанным оборудованием, обращенная в сторону защищаемого объекта, соответствует требованиям к защитному экрану, дополнительный защитный экран снаружи этого здания (сооружения) допускается не предусматривать. При установке защитного экрана в местах, предусматриваемых для прохода людей, следует обеспечить (с учетом размещаемого оборудования, зданий, сооружений и возможного нахождения транспортного средства) ширину прохода на путях эвакуации не менее 1,2 м, в остальных случаях - не менее 1 м. Пример - Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Экран изготавливается из железобетона толщиной не менее 150 мм. Несущие конструкции экрана имеют предел огнестойкости не менее R45. Габариты экрана превышают габариты здания, сооружения и оборудования с КПГ и/или СПГ (для которого этот экран предусматривается) не менее чем на 0,5 м во все стороны. При этом ширина защитного экрана, предусматриваемого для заправочного островка, превышает не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправочного островка, а высота - не менее чем на 0,5 м высоту заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС; - технологические колодцы с оборудованием СУГ и СПГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров СУГ, приямки с оборудованием с КПГ и/или СПГ, площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, а также сооружения, в которых обращаются КПГ, СПГ и СУГ, имеющие вертикальные ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к полной площади преграды более 50 %, должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы должны обеспечивать при достижении концентрацией горючего газа величины, превышающей 20 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС. При достижении в местах установки сигнализаторов довзрывоопасных концентраций горючего газа, соответствующей 50% от НКПР, должно быть обеспечено автоматическое прекращение операций наполнения резервуаров (сосудов) хранения топлива и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на расстоянии от 50 до 100 мм: от дна технологических колодцев и шахт с оборудованием с СУГ и СПГ; от уровня заправочной площадки (у раздаточной колонки СУГ); от уровня площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара); от поверхности площадки (пола) сооружения, в котором обращается СУГ или СПГ; от перекрытия (навеса) сооружения (приямка), в котором обращаются КПГ и/или СПГ (п. 8.40 СП 156.13130.2014).
Проверкой соблюдения на АГЗС требований эпидемиологического законодательства выявлены следующие нарушения; - не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет- более 100м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». - отсутствуют программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, что не соответствует требованиям ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; - отсутствуют программа производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, что не соответствует требованиям п.2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" Указанные нарушения действующего законодательства недопустимы, поскольку создают предпосылки для повышения угрозы безопасности граждан.
Перечисленные нарушения, допущенные ИП ФИО2, влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, пользующихся услугами данной АГЗС. До настоящего времени названные нарушения противопожарной безопасности ИП ФИО2, не устранены. В связи с допущенными нарушениями имеются основания для запрета деятельности указанной АГЗС до устранения нарушений.
По изложенным обстоятельствам просит суд запретить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированному по адресу: <адрес>, переулок 1, <адрес>, эксплуатацию автомобильной газозаправочной станции «Русь-ойл», расположенной по адресу: <адрес>, с нарушением требований пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства до полного устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании помощники прокурора <адрес> ФИО4 и ФИО5 поддержали исковые требования прокурора <адрес> и просили удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал в удовлетворении требований прокурора <адрес>, при этом суду пояснил, что автозаправочная станция «Русь-ойл» в настоящее время не работает, там идут работы по реконструкции объектов. С краю АГЗС работает одна газозаправочная колонка, где он заправляет только свою автомашину, другие автомашины к указанной газозаправочной колонке не подъезжают и не заправляются с нее, так как с дороги видно, что АГЗС не работает. Он намерен в ближайшее время устранить нарушения по требованиям пожарной безопасности.
Представитель третьего лица ОНД по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД ФИО6 поддержал требования прокурора <адрес> и просит их удовлетворить, так как АГЗС «Русь-ойл» работает в нарушение требований пожарной безопасности. Все указанные в информационном письме ОНД по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД недостатки действительно имеются, что препятствует безопасной эксплуатации территории АГЗС, и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся на указанной и соседних территориях.
Представитель третьего лица ТО Роспотребнадзора по РД в <адрес> на судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, будучи надлежаще извещенным о дне и времени рассмотрения дела.
Заслушав истца, ответчика, и третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности признаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, за нарушение требований пожарной безопасности несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В подпункте 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «О техническом регулировании» законодательно закреплено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности.
На основании части 2 данной нормы права к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Частью 3 статьи 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов, в том числе устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, содержат следующие требования пожарной безопасности:
Руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ (пункт 13);
Пунктом 4 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее - НПБ 11003)» предусмотрено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади. Между тем, пожарной сигнализации. ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент требованиях пожарной безопасности"
В силу ст. 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" контроль в сфере охраны здоровья включает в себя, в том числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Из содержания ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> на основании поручения прокуратуры Республики Дагестан, требованием от ДД.ММ.ГГГГ поручено ОНД по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД провести обследование на территории, в здании и помещениях АГЗС «Русь-ойл» принадлежащий ИП ФИО2 в <адрес>, на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
Из информации начальника ОНД по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что проведено обследование территории, в здании и помещениях АГЗС «Русь» принадлежащий ФИО2 в <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII правил п. 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее по тексту - ППР РФ №);
- не представлен документ, подтверждающий факт прохождения обучения мерам пожарной безопасности, п. 3 ППР РФ №;
- не представлена декларация пожарной безопасности, ст. 64 № 123-ФЗ;
- не все помещения АЗС оборудованы установками автоматической 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.39;
- не все помещения АЗС оборудованы системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, ч. 1 ст. 6 ФЗ №, Таблица 2 СП 3.13130.2009;
- пожарный щит не укомплектован покрывалом для изоляции очага возгорания п.412 ППР РФ №;
- при заправке транспортных средств топливом не соблюдается требование: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения), п. 384 ППР РФ №;
- автозаправочные станции не оснащены первичными средствами пожаротушения по требованиям. Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2 х 1,5 метра. Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков, п. 389 ППР РФ №;
- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие нефтепродуктами атмосферные осадки в загрязненные сооружения АЗС (ч. 1 ст. 6 ФЗ №, п. 6.21 СП 156.13130.2014);
- расстояние от края проезжей части автомобильной дороги очистные до АЗС составляет менее 25 метров, 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" табл. 5;
- АЗС не оснащена системой громкоговорящей связи, ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.34;
- заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами до взрывоопасных концентраций. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. безопасности" п. 8.40;
- сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.), ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.42;
- для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности Сказанного оборудования (ч. 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ, п. 8.42 СП 156.13130.2014);
- не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п. 3 статьи 24 Закона № 123-ФЗ);
- не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 283 (а) ППР РФ №);
- не представлена документация на электрооборудование АЗС, указывающая ее класс по пожаро взрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования. ст. 20 № 123-ФЗ;
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ и 95% геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости. ч. 1 ст. 6 Закона №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.35;
- резервуары для хранения СУГ не расположены подземно и не обеспечены толщиной засыпки грунтом не менее 0,5 м. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.30;
- отсутствует автоматическая система, обеспечивающая автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СУГ, из оборудования c СУГ, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.23;
- на одном заправочном островке СУГ предусматривается единовременная заправка более одного автомобиля ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.14;
- отсутствует система молниезащиты АГЗС, ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 6.32:
- на АГЗС не предусмотрено централизованное отключение электропитания, ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 7.36.
- АГЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара. Не представлена техническая документация (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива до здания операторской АЗС составляет менее 8 метров (п. 7.3, таблица 3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- противопожарное расстояние от резервуара СУГ до ближайшего здания, не относящегося к территории АЗС менее 60 метров (п. 3 таблица 5, СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 Закона № 123-ФЗ).
- противопожарное расстояние от резервуара СУГ до помещений и зданий расположенный на территории МАЗС менее 25 м. (п. 13 таблица 6, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). - противопожарное расстояние от резервуара СУГ до отдельностоящего помещения операторской АГЗС менее 9 метров (п. 11 таблица 6, СП 156. 13130.2014, ст. 4 и 6 Закона № 123-ФЗ);
- общая вместимость резервуаров для хранения СУГ не должна превышать 10 куб. м, а единичная - 20 куб. м (фактически общая вместимость резервуара для хранения СУГ составляет 1 бочка 54 куб. метра и 2-я бочка 100 куб. метров (ч. 1 ст. 6 ФЗ №, п. 8.30 СП 156.13130.2014).
- стационарные системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу высокого давления с дистанционным пуском из помещения операторной. Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспечивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара (п. 8.42, СП 156.13130.2014);
- между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива не устроены экраны из негорючего материала высотой не менее 2 м. Ширина экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправочного островка;
- допускается не устанавливать экраны между заправочным островком с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива при расстоянии между ними более 10 м. (п. 8.15 СП 156.13130.2014). Защитные экраны, предусматриваемые с целью сокращения расстояний в соответствии с пунктами 8.3 и 8.4 настоящего свода правил, должны обеспечивать предотвращение выброса струи природного газа при аварийной разгерметизации оборудования и разлета осколков при физическом разрушении этого оборудования в сторону защищаемого объекта в горизонтальном направлении. В случае если стена здания (сооружения) с указанным оборудованием, обращенная в сторону защищаемого объекта, соответствует требованиям к защитному экрану, дополнительный защитный экран снаружи этого здания (сооружения) допускается не предусматривать. При установке защитного экрана в местах, предусматриваемых для прохода людей, следует обеспечить (с учетом размещаемого оборудования, зданий, сооружений и возможного нахождения транспортного средства) ширину прохода на путях эвакуации не менее 1,2 м, в остальных случаях - не менее 1 м. Пример - Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Экран изготавливается из железобетона толщиной не менее 150 мм. Несущие конструкции экрана имеют предел огнестойкости не менее R45. Габариты экрана превышают габариты здания, сооружения и оборудования с КПГ и/или СПГ (для которого этот экран предусматривается) не менее чем на 0,5 м во все стороны. При этом ширина защитного экрана, предусматриваемого для заправочного островка, превышает не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправочного островка, а высота - не менее чем на 0,5 м высоту заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС;
- технологические колодцы с оборудованием СУГ и СПГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров СУГ, приямки с оборудованием с КПГ и/или СПГ, площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, а также сооружения, в которых обращаются КПГ, СПГ и СУГ, имеющие вертикальные ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к полной площади преграды более 50 %, должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы должны обеспечивать при достижении концентрацией горючего газа величины, превышающей 20 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС. При достижении в местах установки сигнализаторов довзрывоопасных концентраций горючего газа, соответствующей 50% от НКПР, должно быть обеспечено автоматическое прекращение операций наполнения резервуаров (сосудов) хранения топлива и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на расстоянии от 50 до 100 мм: от дна технологических колодцев и шахт с оборудованием с СУГ и СПГ; от уровня заправочной площадки (у раздаточной колонки СУГ); от уровня площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара); от поверхности площадки (пола) сооружения, в котором обращается СУГ или СПГ; от перекрытия (навеса) сооружения (приямка), в котором обращаются КПГ и/или СПГ (п. 8.40 СП 156.13130.2014).
Допрошенный судом по ходатайству истца свидетель ФИО8 участковый уполномоченный полиции ОМВД России по <адрес> суду пояснил, что он присутствовал при проведении обследования территории АГЗС «Русь-ойл» по адресу: <адрес>, владельцем которого является ИП ФИО2 На указанной АЗС идет реконструкция, в настоящее время она не работает, но на территории АГЗС с краю имеется одна газозаправочная колонка, где он наблюдал, что заправляются автотранспортные средства разных марок.
Допрошенный судом по ходатайству ответчика свидетель ФИО9 суду пояснил, что он работает в <адрес>. АГЗС «Русь-ойл» расположенной напротив его работы, через дорогу и ее территория хорошо просматривается. Указанная АГЗС не работает, там идут ремонты, он не видел, чтобы там заправлялись автомашины.
В судебном заседании установлено, и ответчиком не оспаривается, что на АГЗС «Русь-ойл» работает одна газозаправочная колонка.
Доводы ответчика о том, что с указанной газозаправочной колонки заправляется только его автомашина, опровергаются пояснениями свидетеля УУП ОМВР России по <адрес> ФИО8, представителя ГУ МЧС РФ по РД ФИО6, и не исключает наличие нарушений действующего законодательства, выявленных при проведении проверки пожарной безопасности и не устраненных до настоящего времени.
Все указанные в информационных письме ОНД по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД недостатки препятствуют безопасной эксплуатации территории АГЗС, ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся на указанной и соседних территориях.
Учитывая, что нарушения, выявленные в ходе проверки, проведенной ОНД и ПР № по <адрес> по требованию прокурора <адрес> до настоящего времени не устранены, то исковые требования в части запрета эксплуатации АГЗС «Русь-ойл» до полного устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Прокурором <адрес> также заявлены требования о запрете эксплуатации АГЗС «Русь-ойл» до полного устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленных на АГЗС «Русь-ойл» при проведении проверки с привлечением ТО Роспотребнадзора по РД, а именно:
- не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет более 100м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
- отсутствуют программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, что не соответствует требованиям ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
- отсутствуют программа производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, что не соответствует требованиям п.2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" Указанные нарушения действующего законодательства недопустимы, поскольку создают предпосылки для повышения угрозы безопасности граждан.
Заявляя исковые требования о запрете эксплуатации АГЗС «Русь-ойл» до полного устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, истец ссылается на наличие указанных выше нарушений.
Однако, из исследованного в судебном заседании акта санитарно-гигиенического обследования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что проверка проведена старшим специалистом 1 разряда ФИО10 на основании письма прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, проведено санитарно-гигиеническое обследование АГЗС «Русойл» в <адрес>, принадлежащей ИП ФИО2, в ходе обследования автозаправочной станции установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ АГЗС не работает, идет реконструкция объекта.
В силу положений части 1 статьи 12 и части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Таким образом, на истце лежало бремя доказывания выдвигаемых им требований.
Доказательств, подтверждающих возникновение у ФИО2 обязательств, вытекающих из нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, истцом не представлено, поэтому исковое требование в части запрета эксплуатации АГЗС «Русь-ойл» до полного устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п.9 ст.333.36 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.п.8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных сумм исковых требований.
Согласно п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера с физических лиц 300 рублей.
Так, с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о запрете деятельности автомобильной газозаправочной станции, до полного устранения выявленных нарушений требований, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить частично.
Обязать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированному по адресу: <адрес>, переулок 1, <адрес>, прекратить эксплуатацию автомобильной газозаправочной станции «Русь-ойл», расположенной по адресу: <адрес>, Республики Дагестан, до полного устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований прокурора <адрес> к ФИО2 о запрете деятельности автомобильной газозаправочной станции, до полного устранения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, отказать.
Взыскать с ФИО2 в доход государства государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, через Хасавюртовский городской суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Омарова И.Р.