ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-11260/2021, № 2-917/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Саратов 6 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловской Е.В,
судей Камышановой А.Н., Зюзюкина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чернышова А. В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности
по кассационной жалобе Чернышова А. В. на апелляционное определение судебной коллегии Белгородского областного суда от 14 января 2021 года, заслушав доклад судьи Камышановой А.Н.,
установила
Чернышов А.В., обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5 000 000 рублей. В обоснование требований указал, что он незаконно отбыл наказание 4 года 5 месяцев 28 дней, тогда как приговором суда от 18 июня 2020 года ему определено 4 года 5 месяцев. Кроме этого по приговору суда от 02 июня 2017 года, он был осужден по ст. 290 УК РФ (в данной части приговор отменен определением кассационного суда), его действия переквалифицированы в приговоре на ч.3 ст. 159 УК РФ. Также ему было назначено отбывать наказание в колонии общего режима, а он отбывал наказание в более строгих условиях, в связи с чем, был лишен права на обращение за условно – досрочным освобождением, за назначением наказания в виде принудительных работ и права отбывать наказание в более мягких условиях. Обращал внимание, что факт осуждения по ст. 290 УК РФ, негативно повлиял на общение с друзьями, соседями и знакомыми.
Решением Алексеевского районного суда Белгородской области от 8 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований Чернышову А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии Белгородского областного суда от 14 января 2021 года, решение Алексеевского районного суда Белгородской области от 8 октября 2020 года отменено, постановлено новое решение, которым исковые требования Чернышова А.В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда удовлетворены в части. Взыскано в пользу Чернышова А.В. с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в счет компенсации морального вреда 30 000 рублей.
В кассационной жалобе заявитель просит изменить апелляционное определение, увеличить сумму компенсации морального вреда до 5 000 000 рублей. Ссылается на неверное толкование норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Алексеевского районного суда от 2 июня 2017 года Чернышов А.В. осужден по ст. 159 ч.3, ст. 290 ч.5 п. «а» УК РФ к 9 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии строго режима.
19 ноября 2019 года определением судебной коллегии по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приговор Алексеевского районного суда Белгородской области от 2 июня 2017 года в части осуждения Чернышова А.В. по п. «а» ч.5 ст. 290 УК РФ отменен, дело направлено на новое рассмотрение.
Приговором Алексеевского районного суда Белгородской области 18 июня 2020 года, вступившим в законную силу, действия Чернышова А.В. переквалифицированы с п. «а» ч.5 ст. 290 УК РФ на ч.3 ст. 159 УК РФ. В соответствии со ст. 69 ч.5 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору Алексеевского районного суда Белгородской области от 2 июня 2017 года, истцу окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком 4 года 5 месяцев в исправительной колонии общего режима.
Приговором Алексеевского районного суда Белгородской области от 18 июня 2020 года установлено, что Чернышов А.В. в период предварительного следствия задерживался и содержался под стражей до вступления постановленного 2 июня 2017 года приговора суда в законную силу, с 15 июня 2016 года по 26 июля 2017 года, то есть 1 год 1 месяц 12 дней, а с учетом применяемого коэффициента 1,5 (ст. 72 ч. 3.1 п.«б» УК РФ), 1 год 8 месяцев 3 дня.
В дальнейшем с 27 июля 2017 года по 18 ноября 2019 года Чернышов А.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, что по правилам ст. 71 УК РФ соответствует 2 годам 3 месяцам 23 дням.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2019 года он вновь был взят под стражу, измененную на домашний арест 6 февраля 2020 года, то есть содержался под стражей еще 2 месяца 18 дней, а с учетом применяемого коэффициента 1,5 (ст. 72 ч. 3.1 п.«б» УК РФ), равные 3 месяцам 27 дням.
Под домашним арестом находился в период с 7 февраля 2020 года по 18 июня 2020 года, то есть 4 месяца 11 дней, а с учетом применяемого коэффициента 0,5 (ст. 72 ч. 3.4 УК РФ), срок равный 2 месяцам 5 дням.
В соответствии со ст. 109 УПК РФ, ст.ст. 71, 72 ч.3.1 п.«б», ч.3.4 УК РФ Чернышову А.В. в срок отбывания наказания зачтены вышеприведенные периоды, составившие в совокупности 4 года 5 месяцев 28 дней в исправительной колонии общего режима.
Таким образом, с учетом примененных коэффициентов предусмотренных ст.ст. 71, 72 УК РФ Чернышов А.В. отбыл наказание в исправительной колонии общего режима на 28 дней больше, чем назначено по вступившему в законную силу приговору суда.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 45, 53 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 151, 1069, 1071 ГК РФ, учитывая продолжительность незаконного уголовного преследования, степень и характер нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, а также категорию преступления, в совершении которого обвинялся истец, обстоятельства содержания истца под стражей, исходя из требований разумности и справедливости, с учетом фактических обстоятельств дела, определил размер компенсации в присужденном размере.
Решение суда о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей не противоречит основным принципам Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколов к ней, а также общей практике Европейского Суда по правам человека, поскольку с учетом установленных обстоятельств дела данный размер компенсации является достаточным, соразмерным и отвечающим признакам разумности и справедливости, способствует восстановлению нарушенных прав истца, отвечает признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Доводы жалобы о чрезмерно низком размере присужденной компенсации морального вреда не нашел своего подтверждения, оснований для переоценки взысканной денежной компенсации морального вреда при проверке доводов кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ ввиду отсутствия полномочий.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанций в связи с иной оценкой степени и характера перенесенных переживании, иное мнение о характере разрешения спора, субъективное толкование норм права, выводы суда не опровергают, о нарушении норм материального права не свидетельствуют, в силу положений ч. 1 ст. 379.7, ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не могут служить в качестве отмены судебного постановления по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного обжалуемые судебный акт, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила
апелляционное определение судебной коллегии Белгородского областного суда от 14 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чернышова А. В.- без удовлетворения.
Судья: подпись А.Н. Камышанова
Копия верна
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции А.Н. Камышанова