Дело № 2а-1661/2021
УИД: 21RS0016-01-2021-002059-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Бойправ В.Г.,
при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.,
с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Ильиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чебоксарскому району к Назарову В.А. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чебоксарскому району (далее ОМВД России по Чебоксарскому району) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Назарова В.А.
Исковые требования мотивированы тем, что Назаров В.А., являясь совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы 04 июня 2021 года и имеющим непогашенную судимость по приговору Дмитровского городского суда Московской области от 16 декабря 2015 года за совершении тяжкого преступление, в действиях которого установлен опасный рецидив преступлений, а также непогашенную судимость по приговору Дубненского городского суда Московской области от 16 июля 2020 года, по приговору Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 августа 2020 года, по приговору мирового судьи судебного участка № 2 Чебоксарского района Чувашской Республики от 10 сентября 2020 года, по которым в действиях Назарова В.А. был установлен рецидив преступлений, в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Ссылаясь на п. 1 ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить за Назаровым В.А. административный надзор на срок один год с административными ограничениями в виде: явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации один раз в месяц; запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив; запрета выезда за установленные судом пределы территории <адрес>.
Представитель административного истца ОМВД России по Чебоксарскому району о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Назарова В.А. поддерживает и просит удовлетворить.
Административный ответчик Назаров В.А. своевременно и надлежащим образом извещенный о месте, дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с административным исковым заявлением об установлении административного надзора, согласен.
Учитывая, что стороны о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, руководствуясь ч.4 272 КАС РФ, признав явку представителя административного истца и административного ответчика необязательной, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Участвующий в деле прокурор в заключении по делу указал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В силу ч. 1 п. 2 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается органом внутренних дел в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 разъяснено, что при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в ч. 1 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административных правонарушений, предусмотренных п.2 ч. 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 13 февраля 2019 года в отношении Назарова В.А., освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость по приговору Дмитровского городского суда Московской области от 16 декабря 2015 года за совершении тяжкого преступления, в действиях которого установлен опасный рецидив преступлений был установлен административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями в виде запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства или пребывания на территории РФ в период с 23.00 часов до 06.00 часов; явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 19 августа 2019 года дополнены ранее установленные административные ограничения административными ограничениями в виде запрета посещения заведений, где реализуются спиртные напитки в розлив; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, где происходит открытая продажа алкоголя, и участия в указанных мероприятиях.
В период нахождения под административным надзором Назаров В.А. совершил умышленные преступления небольшой, средней тяжести, за что был осужден 16 июля 2020 года Дубненским городским судом Московской области по п. «а» ч.2 ст. 158, п. «а» ч.2 ст. 158, ч.1 ст. 161 УК РФ с применением ч.2 ст. 69 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Он же, Назаров В.А. 27 августа 2020 года осужден Ленинским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики по ч.3 ст. 30 – п.п. «а,б» ч.2 ст. 158 УК РФ с применением ч.5 ст. 69 УК РФ к 1 году 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В действиях Назарова В.А. установлен рецидив преступлений.
Он же, Назаров В.А. 10 сентября 2020 года осужден мировым судьей судебного участка № 2 Чебоксарского района Чувашской Республики по ч.3 ст. 30 – ч.1 ст. 158 УК РФ с применением ч.5 ст. 69 УК РФ к 1 году 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В действиях Назарова В.А. установлен рецидив преступлений.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуждение поднадзорного лица Назарова В.А. к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания послужило основанием для прекращения 27 августа 2020 года административного надзора, установленного в отношении последнего решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 13 февраля 2019 года.
В соответствии с положениями ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные ч.2 ст. 158, ч.1 ст. 161 УК РФ, относятся к категории преступлений средней тяжести; преступление, предусмотренное ч.1 ст. 158 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести, судимость по которым погашается в соответствии с п. «в» ч.3 ст. 86 УК РФ по истечении трех лет после отбытия наказания.
Назаров В.А. имея непогашенные судимости по приговору Дмитровского городского суда Московской области от 16 декабря 2015 года, по приговору Дубненского городского суда Московской области от 16 июля 2020 года, по приговору Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 августа 2020 года и по приговору мирового судьи судебного участка № 2 Чебоксарского района Чувашской Республики от 10 сентября 2020 года, в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Так, согласно постановлению <данные изъяты> Чебоксарскому району Петрова С.В. по делу об административном правонарушении от 02 июля 2021 года Назаров В.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 550 рублей.
Постановлением <данные изъяты> по делу об административном правонарушении от 20 августа 2021 года Назаров В.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.20 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Указанные постановления Назаровым В.А. не оспаривались, вступили в законную силу.
Таким образом, Назаров В.А. является лицом ранее судимым, освобожденным из мест лишения свободы и имеющим непогашенные судимости, в действиях которого установлен рецидив преступлений, совершившим в течение одного года два административных правонарушения посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в соответствии с п.1, п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», Назаров В.А. относится к числу лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ОМВД России по Чебоксарскому району об установлении административного надзора в отношении Назарова В.А. подлежит удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 5 названного Федерального закона срок административного надзора следует исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В соответствии со ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить в отношении поднадзорного лица одно или несколько административных ограничений, предусмотренные ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ч. 3 ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и конкретные административные ограничения. При этом суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом (ч. 8 ст. 272 КАС РФ).
Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Из характеристики, предоставленной инспектором НоАН ОМВД России по Чебоксарскому району следует, что Назаров В.А. характеризуется посредственно.
На основании изложенного, принимая во внимание характер и тяжесть совершенного Назаровым В.А. преступлений в условиях рецидива, а также имеющиеся сведения, характеризующие административного ответчика, его поведение после освобождения из мест лишения свободы, совершившего два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность в состоянии алкогольного опьянения, в целях осуществления контроля за освободившимся лицом, предотвращения возможности совершения им противоправных деяний, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд считает необходимым установить в отношении Назарова В.А. административный надзор на срок 1 год, исчисляя срок административного надзора со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения один раз в месяц для регистрации; запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив.
Вместе с тем, учитывая конкретные обстоятельства, данные о личности административного ответчика, суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требования об установлении в отношении Назарова В.А. административного ограничения в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории – <адрес>, как превышающими допустимые пределы ограничения прав и свобод гражданина.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений на основании заявления органа внутренних дел суд может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Статьей 7 указанного Федерального закона также предусмотрено, что административный надзор может быть продлен судом в случае:
1) осуждения поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
2) осуждения поднадзорного лица условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
3) применения к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества в связи с совершением им в период нахождения под административным надзором преступления;
4) совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 331-ФЗ).
В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 названного Федерального закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Таким образом, при выполнении установленных законом условий Назаров В.А. вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чебоксарскому району к Назарову В.А. об установлении административного надзора, удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Назарова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на срок 1 год за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору мирового судьи судебного участка № 2 Чебоксарского района Чувашской Республики от 10 сентября 2020 года.
Срок административного надзора исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Установить в отношении Назарова В.А. административные ограничения в виде:
- обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив.
В удовлетворении административного искового заявления в части установления Назарову В.А. административного ограничения в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории <адрес>, отказать.
Разъяснить Назарову В.А., что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, а за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений – к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено 21 октября 2021 года.
Председательствующий судья: В.Г. Бойправ