Дело № 2-1522/24
11RS0005-01-2024-001578-94
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 июня 2024 года г. Ухта Республики Коми
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.
при секретаре Рузиной Н.А.
с участием помощника прокурора г. Ухты Гомоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова А.М. к Титовой А.Е. о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Смирнов А.М. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с иском к Титовой А.Е. о взыскании компенсации морального вреда за нанесение побоев в размере 200.000 руб., за оскорбление личности и унижение достоинства в размере 100.000 руб. в связи с тем, что последняя <...> г. высказала в его адрес оскорбления и нанесла побои (требования приведены с учетом уточнений от <...> г.).
Стороны о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом. Ответчик в судебное заседание не явилась, обеспечила участие в деле своего представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал и пояснил, что <...> г. около 23:27 часов ему позвонила супруга его сына Смирнова Д., Смирнова Е. и сообщила, что на улице Титовы препятствуют входу в подъезд Смирнова Д.. Он в течение двух минут подошел к дому сына. Титова была возбуждена, кричала на сына Д., потом увидев его, стала кричать и на него оскорбляя: «Черт лысый, ч… лысое, п…, т… друг друга и т.д.». Он попытался пройти в дом. Титова не пускала его в подъезд, он не смог зайти в подъезд. Титова зашла в подъезд, он пошел вслед за ней, внезапно дверь открылась и Титова нанесла ему два-три удара самокатом по голове, предплечью, также пыталась ударить ногой в область паха, он отбивался и поэтому она попала ногой по его руке. Он выскочил на улицу, Титова пошла домой. При данных обстоятельствах присутствовал сын Смирнова Д. и сожитель Титовой. Имеется запись с видеокамеры, установленной сыном и им велась запись на свой сотовый телефон. Он не хотел ранее подавать иск в суд, но Титова стала плевать на дверь квартиры сына и продолжала делать «пакости». От побоев он испытывал дискомфорт во время работы (носил спецодежду), на больничном не был, амбулаторное лечение не проходил, обращался в травмопункт, чтобы исключить перелом.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Чигир Е.Н. исковые требования не признал и показал, что нанесение побоев истцу не отрицает, оскорбления высказывались в отношении сына истца Смирнова Д., обвинения в гомосексуализме не было, похожие фразы были частью высказанных Титовой в адрес сына истца оскорблений.
Свидетель Смирнов Д.А. показал, что <...> г. около 23:27 его отец подошел к подъезду его дома, Титова стала оскорблять его: «Ч… лысое, п… старый». Титова со своим сожителей стали заходить в подъезд, отец и он пошли также в подъезд. Титовы зашли в подъезд, отец зашел в подъезд и в тамбуре между первой и второй дверью Титова нанесла ему несколько ударов самокатом в область головы, он точно видел два удара сверху. Самокат стоял после второй двери в подъезде. Дверь подъезда была открыта и он все видел. После этого Титова и сожитель ушли к себе. Отец сказал, что Титова самокатом попала по голове, плечу. Он с отцом ездили в травмопункт, сделали рентген. Лечился ли дальше отец, он не знает. Произошедшее он снимал на свой сотовый телефон. До того, как подошел отец, Титова оскорбляла его, оскорбление его продолжалось и когда уже подошел отец. Титова оскорбляя отца, смотрела на него, он находился в метрах 2,5 от отца, отец лысый, он (свидетель) был на тот момент с длинными (по плечи) волосами. Титова его (свидетеля) словами «лысый и старый» не оскорбляла.
Помощник прокурора г. Ухты Гомонова А.В. пояснила, что факт причинения истцу морального вреда нашел свое подтверждение, заявленная сумма подлежит снижению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав помощника прокурора г. Ухты, исследовав материалы административного дела ...., материалы проверки по заявлению Титовой А.Е., травмакарту на имя Смирнова А.М., материалы данного гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии с ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с положениями п.1, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
В ходе судебного разбирательства было установлено, что <...> г. около 23:30 часов около третьего подъезда ...., затем и в вышеназванном подъезде дома, Титова А.Е. высказала в адрес Смирнова А.М. оскорбления, унизившие его честь и достоинство, выраженные в неприличной форме.
Коме того, Титова А.Е. нанесла несколько ударов детским самокатом в область головы и плеч Смирнова А.М., пыталась ударить ногой. Согласно заключению эксперта .... от <...> г., при проведении обследования <...> г., у Смирнова А.М. обнаружены следующие телесные повреждения: ссадина на волосистой части головы в височной области слева, кровоподтек на задней поверхности правого запястья, кровоподтек с ссадинами (7) на внутренней поверхности левого предплечья в верхней трети, кровоподтек с ссадиной на передней поверхности левого плечевого сустава.
Данные повреждения могли образоваться в результате ударных и ударно-скользящих воздействий твердых тупых предметов, вероятно имевших ограниченную контактную поверхность, какими в том числе могли быть части тела другого человека, например ноги, или иные предметы, в том числе детский самокат. Вышеописанные повреждения могли образоваться в период времени примерно за 2-5 суток обследования, о чем свидетельствуют их морфологические признаки (цвет кровоподтеков, цвет и состояние корочек над ссадинами).
Квалифицируются имевшиеся повреждения как в отдельности, так и в совокупности, согласно пункту 9. «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», введенных приказом Минздравсоцразвития РФ № 194н от 24.04.08 г как повреждения не причинившие вред здоровью.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Смирнову А.М. был причинен моральный вред в виде физических и нравственных страданий в результате действий Титовой А.Е., которая своими высказываниями в неприличной форме унизила его честь и достоинство и физическими действиями нанесла ему побои, поэтому истец в силу ст. 151 ГК РФ имеет право на компенсацию морального вреда.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению материального вреда.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случае, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения, по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает степень нравственных и физических страданий истца, в результате неправомерных действий ответчика, совершенных последней в общественном месте, в присутствии свидетелей, индивидуальные особенности истца, которому описанные выше телесные повреждения причиняли значительный дискомфорт при ношении форменной одежды на работе, фактические обстоятельства, при которых ему причинен моральный вред.
С учётом требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 70.000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального округа «Ухта» Республики Коми подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Смирнова А.М. к Титовой А.Е. о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Титовой А.Е. в пользу Смирнова А.М. компенсацию морального вреда в размере 70.000 рублей.
Взыскать с Титовой А.Е. в доход бюджета муниципального округа «Ухта» Республики Коми государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 26 июня 2024 года.
Судья Ухтинского городского суда – С.М. Хазиева