РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2017 года Дело №...
Абаканский городской суд в городе Абакане,
в составе председательствующего Стрельцовой Е.Г.,
при секретаре Бодаговой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по ..., Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в городе Минусинске, действующих в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по ..., Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ... в городе Минусинске, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Туристическо- оздоровительный центр «Сосновый бор» (далее по тексту Общество) об обязании ответчика в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от дд.мм.гггг №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.дд.мм.гггг-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти ... проекта «Организация зоны санитарной охран участка водозабдра подземных вод (скважина №...) Туристическо-оздоровительного центра «Сосновый бор» 459 км. Автодороги М54 «Енисей» вправо 1,6 км. .... Требования мотивированы тем, что ООО «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор» при осуществлении эксплуатации подземного водного объекта для использования в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважина №...) расположенный на 459 км. Автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. в лесном массиве Знаменского лесничества ..., нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от дд.мм.гггг, СанПиН 2.дд.мм.гггг-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Управлением Роспотребнадзора по ... выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от дд.мм.гггг №....49.31.000.Т.00034дд.мм.гггг о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта «Организация зоны санитарной охран участка водозабора подземных вод (скважина №...) Туристическо-оздоровительного центра «Сосновый бор» 459 км. автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. .... В соответствии с экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта «Организация зоны санитарной охраны участка водозабора подземных вод (скважина №...) Туристическо-оздоровительного центра «Сосновый бор» 459 км. автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. ...» №... от дд.мм.гггг водозаборная скважина №... предназначена для питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения ООО «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор»». Представленный на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проект устанавливает границы, правила пользования, режим хозяйствования и санитарно-оздоровительные мероприятия по первому, второму и третьему поясам зоны санитарной охраны для централизованного источника питьевого водоснабжения - водозабора Туристическо-оздоровительного центра «Сосновый бор состоящего из одной скважины №.... Загородное стационарное учреждение отдыха ООО Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор» расположено на территории ... в квартале №... Знаменского лесничества на 459 км. автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. ... (в лесном массиве на землях особо охраняемых территорий). Водозабор Туристическо-оздоровительного лагеря «Сосновый бор» и водонапорная башня (высотой 15 м., объемом 25 м 3) расположены в южной части детского центра. Скважина пробурена в 1975 году Абаканским участком треста «Вос-токбурвод». Глубина скважины 65м. При бурении скважина обсажена двумя обсадными колоннами труб (диаметром 426 мм. до глубины 37 м., диаметром 325 мм., до глубины 57 м.) обсадная труба поднята на 1 м. над основанием пола павильона, выполнен затрубный цементаж до глубины 37 м. Оголовок скважины герметизирован. В качестве водоподъемного оборудования используется погружной электронасос ЭЦВ 8-25-110 произво-дительностью 25 м /час. Над скважиной установлен деревянный павильон. На момент написания настоящего искового заявления информация об утверждении проекта зон санитарной охраны водозаборной скважины ООО «Туристическо-оздоровительный дентр «Сосновый бор»» расположенной на 459 км. Автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. в лесном массиве Знаменского лесничества ... отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зон санитарной охраны водозаборной скважины 000 «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор»» расположенной на 459 км. Автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. в лесном массиве Знаменского лесничества ... не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены. Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зон санитарной охраны водозаборной скважины ООО «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор»» расположенной на 459 км. Автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. в лесном массиве Знаменского лесничества ... означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственностью. Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для водозаборной скважины ООО «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор»» расположенной на 459 км. Автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. в лесном массиве Знаменского лесничества ... не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору. Указанное не соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от дд.мм.гггг № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека. Изложенные обстоятельства послужили основанием для подачи иска в суд. На этом основании истец просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор»» в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от дд.мм.гггг № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.дд.мм.гггг-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти ... проекта «Организация зоны санитарной охран участка водозабора подземных вод (скважина №...) Туристическо-оздоровительного центра «Сосновый бор» 459 км. автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. ....
Представитель истца Павлова А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором указала, что на удовлетворении требований настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика Кадкина И.М. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором указала, что согласна с требованиями истца.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с чем, суд считает, что Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске вправе обратиться в суд с иском о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункты 3 и 4 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Судом установлено, что загородное стационарное учреждение отдыха ООО Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор» расположено на территории ... в квартале №... Знаменского лесничества на 459 км. автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. ... (в лесном массиве на землях особо охраняемых территорий).
Водозабор Туристическо-оздоровительного лагеря «Сосновый бор» и водонапорная башня (высотой 15 м., объемом 25 м 3) расположены в южной части детского центра.
Скважина пробурена в 1975 году Абаканским участком треста «Вос-токбурвод». Глубина скважины 65м. При бурении скважина обсажена двумя обсадными колоннами труб (диаметром 426 мм. до глубины 37 м., диаметром 325 мм., до глубины 57 м.) обсадная труба поднята на 1 м. над основанием пола павильона, выполнен затрубный цементаж до глубины 37 м. Оголовок скважины герметизирован. В качестве водоподъемного оборудования используется погружной электронасос ЭЦВ 8-25-110 произво-дительностью 25 м /час. Над скважиной установлен деревянный павильон.
Факт эксплуатации оздоровительного лагеря «Сосновый бор» обществом с ограниченной ответственностью «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор», в том числе использование и эксплуатации источника подземного водоснабжения- скважины № 11472 подтверждается заключением о соответствии стационарной организации отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам от 10.05.2016 г. № 133.
Статьей 43 Водного Кодекса РФ определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
СанПиН 2.дд.мм.гггг-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника (подземный ли поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ отображаются на картах градостроительного зонирования.
Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.
Управлением Роспотребнадзора по ... выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от дд.мм.гггг №....№....04.11 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта «Организация зоны санитарной охран участка водозабора подземных вод (скважина №...) Туристическо-оздоровительного центра «Сосновый бор» 459 км. автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. ....
В соответствии с экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта «Организация зоны санитарной охраны участка водозабора подземных вод (скважина №...) Туристическо-оздоровительного центра «Сосновый бор» 459 км. автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. ...» №... от дд.мм.гггг водозаборная скважина №... предназначена для питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения ООО «Туристи-ческо-оздоровительный центр «Сосновый бор»». Представленный на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проект устанавливает границы, правила пользования, режим хозяйствования и санитарно-оздоровительные мероприятия по первому, второму и третьему поясам зоны санитарной охраны для централизованного источника питьевого водоснабжения - водозабора Туристическо-оздоровительного центра «Сосновый бор состоящего из одной скважины №....
В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.дд.мм.гггг-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, после чего утверждается в установленном порядке.
Пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.дд.мм.гггг-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установлено, что соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначении является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 15.10.2009 №525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти Красноярского края уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны является - Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны.
В настоящее информация об утверждении проекта зон санитарной охраны водозаборной скважины ООО «Туристическо-оздоровительный дентр «Сосновый бор»» расположенной на 459 км. Автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. в лесном массиве Знаменского лесничества Минусинского района Красноярского края отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зон санитарной охраны водозаборной скважины 000 «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор»» расположенной на 459 км. Автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. в лесном массиве Знаменского лесничества Минусинского района Красноярского края не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зон санитарной охраны водозаборной скважины ООО «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор»» расположенной на 459 км. Автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. в лесном массиве Знаменского лесничества Минусинского района Красноярского края означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственностью.
Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для водозаборной скважины ООО «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор»» расположенной на 459 км. Автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. в лесном массиве Знаменского лесничества Минусинского района Красноярского края не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.
Тем самым, ответчик нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования о понуждении ООО «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор»» произвести необходимые действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по ..., Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в городе Минусинске действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Туристическо-оздоровительный центр «Сосновый бор» в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от дд.мм.гггг № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.дд.мм.гггг-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти ... проекта «Организация зоны санитарной охран участка водозабора подземных вод (скважина №...) «Туристическо-оздоровительного центра «Сосновый бор» 459 км. автодороги М-54 «Енисей» вправо 1,6 км. ....
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий Е.Г. Стрельцова
Мотивированное решение изготовлено и подписано: 20.03.2017.
Судья: Е.Г. Стрельцова