Судья Решетникова Е.Ю. Дело № 33а -11870
25RS0013-01-2018-001036-74
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 ноября 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Туктамышевой О.В. и Судницыной С.П.
при секретаре Оленевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Рубиса А.В., Аманацкой З.М., Лигаевой А.П. к администрации Партизанского городского округа Приморского края, межведомственной комиссии при администрации Партизанского городского округа об оспаривании бездействия и возложении обязанности по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Партизанского городского округа на решение Партизанского городского суда Приморского края от 21 июня 2019 года, которым административные требования Рубиса А.В., Аманацкой З.М., Лигаевой А.П. удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации Партизанского городского округа Приморского края, выразившееся в непринятии решения о сроках отселения Рубиса А.В., Аманацкой З.М., Лигаевой А.П. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>; на администрацию Партизанского городского округа Приморского края возложена обязанность принять решение о сроках отселения Рубиса А.В., Аманацкой З.М., Лигаевой А.П. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, путем принятия соответствующего распоряжения; обязать администрацию Партизанского городского округа Приморского края сообщить в Партизанский городской суд Приморского края и Рубиса А.В., Аманацкой З.М. Зое Аманацкой З.М., Лигаевой А.П. об исполнении решения по настоящему административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; с администрации Партизанского городского округа Приморского края в пользу Лигаевой А.П. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
административные истцы Рубис А.В., Аманацкая З.М., Лигаева А.П. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации Партизанского городского округа по принятию решений, связанных с обеспечением прав граждан в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Просили признать незаконным бездействие администрации Партизанского городского округа, выразившееся в непринятии решения о сроках их отселения из признанного аварийным многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>; возложить на администрацию Партизанского городского округа обязанность принять решение о сроках отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу вышеуказанного многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, путем принятия соответствующего распоряжения; взыскать с административного ответчика в пользу каждого из истцов расходы по оплате государственной пошлины.
Определением Партизанского городского суда от 23 мая 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена межведомственная комиссия, созданная при администрации Партизанского городского округа.
Дело рассмотрено в отсутствие административных истцов, представителя административного ответчика.
В письменных возражениях представитель ответчика просил отказать истцам в удовлетворении иска, следует, что заявленные требования не признают, поскольку в региональную либо другую адресную программу по переселению граждан дом не включен, решение о сроках отселения не принималось. Администрацией принимаются меры по разработке региональной адресной программы, направленной на решение задач по сокращению непригодного для проживания жилищного фонда в Приморском крае на 2019 -2026 годы. Просит в иске отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие административных истцов.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации Партизанского городского округа просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Согласно п.п. 1,8,9 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N47 от 28 января 2006 года на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Как следует из анализа вышеназванных норм, определение срока сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц входит в компетенцию органа местного самоуправления, к его же компетенции отнесено издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц. При этом установление срока для сноса дома, признанного аварийным, само по себе имеет целью последующее предоставление гражданам, проживающим в таком доме, либо других благоустроенных помещений, либо выкупной стоимости помещений, находящихся в собственности. Указанное решение направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище как лиц, занимающих в данном многоквартирном жилом доме помещения на основании договора социального найма, так и собственников жилых помещений.
Судом установлено, что административные истцы являются собственниками <адрес> расположенной по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии №29 от 2 апреля 2019 года многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, до настоящего времени каких-либо действий со стороны администрации Партизанского городского округа по переселению истцов из указанного аварийного жилого дома не последовало.
Указанный жилой дом не включен в региональную адресную программу переселения из аварийного жилья.
Удовлетворяя исковые требования и признавая бездействие администрации Партизанского городского округа незаконным, суд обоснованно исходил из п. 3 и п. 6 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ и пришел к выводу о том, что ответчиком не выполнены требования закона, направленные на обеспечение жилищных прав граждан жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с разделом II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Установив, что решение о сроках отселения граждан из данного дома в установленные законом сроки не принято, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении жилищных прав истца, которые должны быть восстановлены.
При таких обстоятельствах возложение на администрацию обязанности принять решение о сроках отселения истца из указанного многоквартирного жилого дома соответствует требованиям п.1 ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Ссылки в апелляционной жалобе на утверждение администрацией Приморского края региональной программы по переселению из аварийного жилья, а также на реализацию названной программы на условиях софинансирования из бюджетов разных уровней, не влечет отмену решения, поскольку жилой дом истцов не включен ни в одну из программ по переселению граждан из аварийного жилья.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░