Судья Лемешко А.С.. Дело № 33а-148/2022
(номер дела в суде первой Категория 020а
инстанции 2а-2063/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2022 года город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи – Бабича В.В.,
судей – Бояриновой Е.В., Землюкова Д.С.,
при секретаре – Пономаренко Ю.С.,
с участием представителя административных истцов Боженко В.Д., Кольцова Ю.П. - Потанина С.И., представителя административного ответчика Бойко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кольцова Ю. П., Боженко В. Д. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности осуществить определенные действия, по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2020 года,
заслушав доклад судьи Бояриновой Е.В., судебная коллегия,
установила:
Кольцов Ю.П., Боженко В.Д. обратились в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просят признать незаконными и отменить решения ответчика от 29 мая 2020 года об отказе истцам в предоставлении им государственной услуги о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенных по адресу: <адрес>, площадью 344 кв.м и <адрес>, площадью 303 кв.м, соответственно, обязать административного ответчика в установленные законом сроки повторно рассмотреть по существу заявления административных истцов о предоставлении им земельных участков в собственность без проведения торгов бесплатно.
Исковые требования обоснованы тем, что в период до 2014 года Кольцов Ю.П. и Боженко В.Д. являлись членами <адрес> в пользовании которых находились земельные участки №, соответственно. Решением Качинского поселкового Совета № 283 от 17 ноября 2011 года Кольцову Ю.П. и Боженко В.Д., как членам ГО «Полет-2» было дано согласие на составление проекта отвода с установлением границ земельных участков в натуре для строительства и обслуживания жилых домов в районе ГК «Пилот». В связи с изменением земельного законодательства Украины, решением Качинского поселкового Совета № 980 от 03 декабря 2013 года решение Качинского поселкового Совета № 283 от 17 ноября 2011 года было продлено с 01 декабря 2013 года до 01 декабря 2015 года. В 2019 году административные истцы, через своего представителя, обратились в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об утверждении схемы расположения вышеуказанных земельных участков на кадастровом плане территории. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19 ноября 2019 года № 11651-РДЗ по заявлению истца Кольцова Ю.П. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 344 кв.м, кадастровый квартал №, категория – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) по адресу: <адрес>. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28 октября 2019 года № 10797-РДЗ по заявлению истца Боженко В.Д. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 303 кв.м, кадастровый квартал №, категория – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) по адресу: <адрес>. 12 мая 2020 года административные истцы, через своего представителя, обратились с заявлениями к ответчику о предоставлении указанных земельных участков в собственность без проведения торгов бесплатно, однако административным ответчиком было отказано истцам в предоставлении указанной государственной услуги, поскольку согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, испрашиваемый Кольцовым Ю.П. земельный участок в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, расположен в коммунально-складской зоне, частично – в границах красных линий проектируемой дороги (на территории общего пользования, частично – в зоне незастроенных территорий, в том числе со сложными условиями рельефа, иные сведения: в зоне санитарной охраны 3 пояса источника водоснабжения (скв. 5550, 5645, 5549, 5556а, 5555а, 5607, 5606 Качинского поземного водозабора). Земельный участок, испрашиваемый Боженко В.Д., в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, расположен в проектируемой коммунально-складской зоне.
Административные истцы считают данные решения ответчика незаконными, поскольку административным ответчиком предоставлена недостоверная информация о том, что спорные земельные участки не соответствуют функциональным зонам Генерального плана города Севастополя, при этом указанные земельные участки, согласно согласованной градостроительной документации, находятся в проектируемой зоне малоэтажной застройки, в том числе усадебной, а также проектируемого квартала индивидуальной жилой застройки блокированного типа.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2020 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным и отменено решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 29 мая 2020 года по заявлению Кольцова Ю.П. об отказе в предоставлении государственной услуги – предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 344 кв.м. Признано незаконным и отменено решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 29 мая 2020 года по заявлению Боженко В.Д. об отказе в предоставлении государственной услуги – предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 303 кв.м. На Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность в установленные законом сроки повторно рассмотреть по существу заявления Кольцова Ю.П. и Боженко В.Д. о предоставлении указанных земельных участков в собственность без проведения торгов бесплатно.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный ответчик просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать по тем основаниям, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя при принятии оспариваемых решений действовал в рамках предоставленных полномочий и правомерно отказал в предоставлении государственной услуги, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования указанных земельных участков не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, что подтверждается заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 апреля 2021 года решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2020 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Кольцова Ю.П., Боженко В.Д. отказано.
Административными истцами подана кассационная жалоба на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 16 декабря 2021 года.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02 сентября 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 апреля 2021 года отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Севастопольский городской суд в ином составе суда.
Представитель административного ответчика в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней доводам, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административных истцов Боженко В.Д. и Кольцова Ю.П. – Потанин С.И. в судебном заседании просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать и оставить решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2020 года без изменения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что решением Качинского поселкового Совета № 1068 от 06 марта 2009 года членам ОГ «Пилот-2» был согласован генеральный план квартала индивидуальной жилой застройки в п. Кача.
Решением Качинского поселкового Совета № 1799 от 09 апреля 2010 года членам ОГ «Полет-2» было дано согласие на составление единого комплексного проекта землеустройства по отводу с установлением границ в натуре (или местности) земельного участка ориентировочной площадью 3,98 г в п. Кача, в районе ГО «Пилот» для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов, хозяйственных строений и сооружений в соответствии с прилагаемым генеральным планом фактически используемые гражданами членами ГО «Полет-2», согласно прилагаемого списка.
Решением Качинского поселкового Совета № 166 от 07 апреля 2011 года продлено до 01 октября 2011 года решение Качинского поселкового Совета № 1799 от 09 апреля 2010 года по оформлению технической документации по землеустройству ГО «Полет-2».
Решением Качинского поселкового Совета № 260 от 30 августа 2011 года о присвоении наименований улицам в п. Кача, в том числе на территории ГО «Полет-2» была образована новая улица, которой было присвоено наименование – улица имени Константина Арцеулова.
Решением Качинского поселкового Совета № 283 от 17 ноября 2011 года гражданам – членам ГО «Полет-2», в том числе Кольцову Ю.П. и Боженко В.Д., дано согласие на составление проектов отвода по землеустройству с установлением границ и площади земельных участков в натуре для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в границах ГО «Полет-2».
Решением Качинского поселкового Совета № 980 от 03 декабря 2013 года решение Качинского поселкового Совета № 283 от 17 ноября 2011 года было продлено с 01 декабря 2013 года до 01 декабря 2015 года.
В 2019 году истцы, через своего представителя, обратились в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об утверждении схемы расположения вышеуказанных земельных участков на кадастровом плане территории.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19 ноября 2019 года № 11651-РДЗ по заявлению истца Кольцова Ю.П. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 344 кв.м, кадастровый квартал №, категория – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) по адресу: <адрес>.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28 октября 2019 года № 10797-РДЗ по заявлению истца Боженко В.Д. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 303 кв.м, кадастровый квартал №, категория – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) по адресу: <адрес>.
12 мая 2020 года Кольцов Ю.П. и Боженко В.Д., через своего представителя, обратились с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенных по адресу: <адрес>, соответственно.
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за исх. № 4492/20 от 29 мая 2020 года Кольцову Ю.П. было отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов бесплатно, на основании части 6 статьи 12 Закона № 46-ЗС, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительной документации. В частности, как следует из указанного письма, в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне действующей градостроительной документации – Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, согласно которому земельный участок расположен в коммунально-складской зоне; частично – в границах красных линий проектируемой дороги (на территории общего пользования); частично – в зоне незастроенных территорий, в т.ч. со сложными условиями рельефа, а также согласно иным сведениям – в зоне санитарной охраны 3 пояса источника водоснабжения (скв. 5550, 5645, 5549, 5556а, 5555а, 5607, 5606 Качинского поземного водозабора).
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за исх. № 4498/20 от 29 мая 2020 года Боженко В.Д. было отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов бесплатно, на основании п. 6 ст. 12 Закона № 46-ЗС, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительной документации. В частности, как следует из указанного письма, в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне действующей градостроительной документации – Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, согласно которому земельный участок расположен в проектируемой коммунально-складской зоне.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт соответствия расположения спорных земельных участков, находящихся в пользовании истцов, градостроительным нормам за пределами красных линий, предусмотренных Генеральным планом города Севастополя, в проектируемой зоне малоэтажной застройки, в том числе усадебной, подтверждается представленными истцами документами, в связи с чем отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в предоставлении истцам земельных участков в собственность, без проведения торгов бесплатно, не отвечает требованиям закона.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 КАС РФ.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение названных положений Закона принят Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон № 46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя (статья 1).
Частями 1 и 2 статьи 12 Закона № 46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, в том числе на следующих условиях: бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. (часть 5 статьи 12 Закона № 46-ЗС).
В свою очередь, Постановлением Правительства Севастополя №25-ПП от 01 февраля 2016 года утвержден «Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству» (далее Порядок).
В силу пункта 10 вышеназванного Порядка при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона № 46-ЗС основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Как верно указал суд первой инстанции, факт соответствия расположения спорных земельных участков, находящихся в пользовании административных истцов, градостроительным нормам за пределами красных линий, предусмотренных Генеральным планом города Севастополя от13 декабря 2005 года, утверждённого решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114 М 1:5000 с уточненным зонированием в границах проектируемой зоны малоэтажной застройки, в том числе усадебной, подтверждается: решениями Качинского поселкового Совета; комплексным градостроительным заключением Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской ГГА от 18 ноября 2009 года; градостроительным заключением Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской ГГА от 07 апреля 2011 года; выкопировкой из Генерального плана города Севастополя с красными линиями с уточненным зонированием, согласно которой, испрашиваемый земельный участок находится в проектируемой зоне малоэтажной застройки, в том числе усадебной; экспликацией проектируемого квартала индивидуальной жилой застройки сблокированного типа в пос. Кача в районе ГСК «Пилот».
Кроме того, из представленной выкопировки из Генерального плана, утверждённого 13 декабря 2005 года на XIX сессии Севастопольского городского Совета XXIV созыва решением № 4114, указано, что испрашиваемый земельный участок находится в проектируемой зоне малоэтажной застройки, в том числе усадебной. Из распоряжений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28 октября 2019 года № 10797-РДЗ от 19 ноября 2019 года № 1165ё1-РДЗ (том 1, л.д.84, 91,95,102) следует, что испрашиваемые земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, утверждение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах красных линий проектируемой дороги, частично в зоне незастроенных территорий, в том числе со сложными условиями рельефа ничем не подтверждено и оснований для отказа административным истца не имелось.
В соответствии с пунктами 1.1., 4.41., 4.62. Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Севастополя 22.09.2016
№ 883-ПП, ДИЗО является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя. Департамент осуществляет от имени города управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя. В пределах своей компетенции Департамент осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов города Севастополя в сфере регулирования земельных отношений на территории города Севастополя, управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя.
Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя, в том числе управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2 Положения).
Принимая во внимание распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19 ноября 2019 года № 11651-РДЗ по заявлению истца Кольцова Ю.П., которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 344 кв.м, кадастровый квартал № категория – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) по адресу: <адрес> распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28 октября 2019 года № 10797-РДЗ по заявлению истца Боженко В.Д., которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 303 кв.м, кадастровый квартал №, категория – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) по адресу: <адрес>, которые были изданы полномочным органом, в пределах своей компетенции и не отменены, судебная коллегия приходит к выводу, о том, что решения ответчика от 29 мая 2020 года об отказе истцам в предоставлении им государственной услуги о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов бесплатно является незаконным и противоречит ранее изданным им же распоряжений об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу они направлены на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, проверены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований, для его отмены или изменения, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –