Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 11.12.2024
УИД: 66RS0050-01-2024-001186-32
Материал N9-86/2024 (33-19459/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
27.11.2024 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Мехонцевой Е.М.,
судей Некрасовой А.С., Коршуновой Е.А.,
при помощнике судьи Васильевой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материал
по частной жалобе акционерного общества "ГАЗЭКС" на определение судьи Североуральского городского суда Свердловской области от 13.09.2024 об оставлении без рассмотрения заявления акционерного общества "ГАЗЭКС" о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
Заслушав доклад судьи Некрасовой А.С., объяснения представителя заявителя, судебная коллегия
установила:
АО "ГАЗЭКС" обратилось в суд в порядке особого производства с заявлением о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество: ... кадастровый <№>.
Определением судьи от 13.09.2024 данное заявление АО "ГАЗЭКС" на стадии принятия к производству оставлено без рассмотрения и возвращено заявителю с разъяснением права обращения в суд в порядке искового производства.
В частной жалобе заявитель просит об отмене указанного судебного акта, ввиду отсутствия основания для оставления заявления без рассмотрения, направлении дела в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Лазарева Ю.П. доводы жалобы поддержала.
Изучив представленный материал, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Реализация конституционного права граждан на судебную защиту в сфере правоотношений, предусмотренных статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии с порядком, регламентированным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела, в том числе о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно статье 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт.
В силу части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
В соответствии с частью 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Оставляя заявление АО "ГАЗЭКС" без рассмотрения, судья, руководствуясь положениями статей 263, 264, 267, 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации исходил из того, что АО "ГАЗЭКС" является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче тепловой электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным сетям и не является специальным субъектом, указанным в части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, наделенным правом заявлять требования о признании права собственности на бесхозяйную вещь в порядке особого производства, что однако не препятствует ему обратиться в суд с соответствующими требованиями в порядке искового производства.
Судебная коллегия с указанными выводами согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Названные выше положения гражданского законодательства предусматривают обязанность приобретения органом местного самоуправления права собственности в отношении недвижимой вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. При этом в отношении бесхозяйных линейных объектов право собственности разрешается приобрести лицам, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" линейные объекты топливно-энергетического комплекса это система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
На территории Свердловской области региональным оператором газификации определено АО "ГАЗЭКС" на основании Распоряжения Губернатора Свердловской области N 117-РГ от 05.08.2021.
Таким образом, АО "ГАЗЭКС" является субъектом, обеспечивающим надлежащее техническое состояние газовых сетей, в связи с чем является лицом, которое обладает полномочиями, предусмотренными пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку является специализированным юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию спорного объекта, в обязанности которого входит содержание, использование таких линейных объектов (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2023 N 19-КГ23-5-К5).
В данном случае как уполномоченный управлять муниципальным имуществом орган, так и лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них на основании вышеприведенных положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
АО "ГАЗЭКС" осуществляет эксплуатацию и обслуживание названного недвижимого имущества: "... кадастровый <№>, собственник которого не известен.
Указанное имущество было поставлено АО "ГАЗЭКС" на учет в качестве бесхозяйного 17.05.2024, что следует из выписки ЕГРН.
Таким образом, в силу положений норм материального права, применяя аналогию процессуального закона, с заявлением о признании права собственности на бесхозяйное имущество (линейный объект) наряду с органом местного самоуправления также может обратиться и организация, осуществляющая эксплуатацию спорного объекта.
Кроме того, коллегия судей обращает внимание, что оставляя без рассмотрения заявление АО "ГАЗЭКС" со ссылкой на наличие спора о праве, судья не указал с кем такой спор у заявителя имеется, а из представленного материала это не следует, в связи с чем вывод судьи о его наличии является преждевременным.
Указание судьи о том, что заявитель не вправе в соответствии с положениями статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться с таким заявлением, основанием для оставления заявления без рассмотрения не является. Порядок оставления заявления без рассмотрения, поданного в порядке особого производства, предусмотрен положениями статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований по которой для оставления заявления без рассмотрения на стадии принятия у судьи не имелось.
При таких обстоятельствах, выводы судьи об оставлении заявления АО "ГАЗЭКС" без рассмотрения являются ошибочными, в связи с чем обжалуемое определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права, а материал - направлению в суд первой инстанции для разрешения вопроса со стадии принятия заявления (пункт 4 часть 1, часть 3 статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь частями 3, 4 статьи 333, пунктом 2 статьи 334, статьей 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение судьи Североуральского городского суда Свердловской области от 13.09.2024 отменить, материал по заявлению акционерного общества "ГАЗЭКС" о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество направить в суд первой инстанции.
Председательствующий: |
Мехонцева Е.М. |
Судьи: |
Некрасова А.С. Коршунова Е.А. |