Решение по делу № 33-7369/2023 от 11.07.2023

Судья суда 1-ой инстанции Дело № 33-7369/2023
Савченко А.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 31 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи –судей – Корбута А.О.,Балема Т.Г.,Копаева А.А.,
при секретаре – Абкаировой З.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, третье лицо: клиентская служба ОПФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное), об обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 мая 2023 года,

установила:

5 апреля 2023 года заместитель Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах ФИО2 обратился в Красноперекопский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в котором, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1 с сентября 2022 года с учетом заработной платы, указанной в архивной справке от 21 июля 2022 года № 7119-2022/с, выданной Государственным комитетом по делам архивов Республики Крым, а именно: за период с января 1995 года по август 1996 года в украинских карбованцах, с сентября 1996 года по декабрь 2000 года в гривнах, мотивировав его тем, что органом пенсионного обеспечения, при рассмотрении вопроса о перерасчете страховой пенсии, не были учтены вышеназванные сведения о заработке в виду не указания валюты платежа в справке.

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.

Суд признал незаконным отказ, изложенный в извещении отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 4 августа 2022 года об отказе в перерасчете страховой пенсии ФИО1, согласно архивной справке о заработной плате от 21 июля 2022 года № 7119-2022/с.

Суд обязал Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым учесть ФИО1 при исчислении пенсии по старости заработную плату, указанную в архивной справке о заработной плате от 21 июля 2022 года № 7119-2022/с, выданной Государственным комитетом по делам архивов Республики Крым за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в денежной единице Украины – карбованцах, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в денежной единице Украины – гривне с ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с вышеуказанным решением суда, орган пенсионного обеспечения подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое, которым заявленные требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к мотивам, изложенным в отказном решении органа пенсионного обеспечения.

В судебном заседании прокурор просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав судью-докладчика, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином Российской Федерации и получателем пенсии.

Извещением начальника отдела установления пенсий № 5 Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 4 августа 2022 года ФИО1 сообщено, что архивная справка о заработной плате от 21 июля 2022 года № 7119-2022/с, выданная Государственным казенным учреждением Республики Крым Государственный архив Республики Крым по личному составу, за периоды с января 1995 года по декабрь 2000 года невозможно принять при перерасчете страховой пенсии по старости, так как в приказах по личному составу, ведомостях по начислению заработной платы за 1995-2000 год денежные единицы не указаны (л.д. 14).

Трудовая книжка содержит все достаточные данные для идентификации её владельца, орган пенсионного обеспечения не опровергал факта принадлежности таковой истцу.

Справка о заработной плате всецело согласуется с содержанием трудовой книжки .

Представленная трудовая книжка последовательна в своем содержании, в ней отсутствует наложение периодов трудоустройства.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела имеются надлежащие и допустимые доказательства полноты представленных органу пенсионного обеспечения сведений о трудовом стаже и заработке для целей реализации социальных прав.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными, сделанными с учетом фактических обстоятельств дела и при правильном применении норм процессуального и материального права.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» -ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно п. 2 ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 год определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В силу ст. 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года 56,6723 рубля за 10 украинских гривен. Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.

В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года), пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст. 6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Как предусмотрено п.п. 10, 11 Указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» - в периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке.

Разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.

В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исчисляются из подсчета.

В связи с тем, что сведения, содержащиеся в архиве, формировались в период действия законодательства Украины, то порядок формирования и указания сведений регламентировался законодательством Украины.

В соответствии с п.п. 1-4 Указа президента Украины от 25 августа 1996 года № 762/96 «О денежной реформе в Украине» следует, провести, начиная со 2 сентября 1996 года в Украине денежную реформу - введение в обращение определенной Конституцией и другим законодательством Украины национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть копейка. Национальному банку Украины со 2 сентября 1996 года выпустить в обращение банкноты стоимостью 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 гривен и разменную монету номинальной стоимостью 1, 2, 5, 10, 25 и 50 копеек и прекратить эмиссию украинских карбованцев. Украинские карбованцы подлежат обмену на гривны (банкноты и разменную монету) по курсу 100 000 карбованцев на 1 гривну. С 2 сентября 1996 года по 16 сентября 1996 года на территории Украины функционируют в наличном обращении гривна, а также украинский карбованец, который постепенно изымается из обращения. Начиная с 24 часов 16 сентября 1996 года функционирование украинского карбованца в наличном обращении прекращается. С этого момента единственным законным средством платежа на территории Украины является гривна.

В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком Российской Федерации, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец.

В соответствии с п. 11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 года № 99р (ред. от 28 января 2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» при обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года (период выплаты заработной платы в переходной валюте пленяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года У1-1 -У).

Как указано в п. 10 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в архивной справке о заработной плате за период работы истца, валютой платежа являлась с сентября 1997 года – гривна.

Также судебная коллегия отмечает, что вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, ответчик может самостоятельно определить курс валюты, подлежащий применению к заработной плате.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорную архивную справку о заработной плате следует признать такой, что подлежит зачету, и соответствующий страховой стаж с указанием заработной платы не был зачтен при разрешении вопроса о назначении пенсии истцу необоснованно.

Относимых и допустимых доказательств порочности предоставленной справки, органом пенсионного обеспечения не представлено.

Доводы ответчика безосновательны, в частности ответчик не представил в обоснование своих возражений доказательств, которые бы опровергали доказательства, представленные истцом, или позволяли бы суду прийти к иному выводу при разрешении спора.

Судом было учтено, что органом пенсионного обеспечения принята к расчету трудовая книжка в целом, в связи с чем, не принятие, сведений о размере заработка, свидетельствует о нарушении принципа правовой определенности, при наличии в представленных документах достаточных и последовательных данных о трудоустройстве.

Судебная коллегия, учитывая последовательное внесение записей о трудоустройстве, приходит к выводу об обоснованности требований истца в части необходимости включения в расчет страховых прав архивных сведений о заработке.

Согласно п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом изложенного, учитывая приведенные нормы закона и оценив имеющиеся в деле доказательства, представленные истцом, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно счел необходимым возложить на ответчика обязанность принять во внимание при разрешении заявления о перерасчете социальных прав сведения о заработке, изложенные в справке и согласующиеся с трудовой книжкой, поскольку указанные органом пенсионного обеспечения доводы, при наличии подтверждающих допустимость и относимость таковых сведений, не могут ставиться в вину заявителю.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не дают оснований для вывода о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценки.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

определила:

решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 мая 2023 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 сентября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-7369/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноперекопская межрайонная прокуратура
Цапик Михаил Васильевич
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Другие
Клиентская служба ОПФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное)
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Корбут Алексей Олегович
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
11.07.2023Передача дела судье
31.08.2023Судебное заседание
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Передано в экспедицию
31.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее