
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
п. Октябрьский 18 апреля 2013 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Частухиной Г.Г.,
при секретаре Немытых С.К.,
с участием заместителя прокурора Октябрьского района Пермского края Степовой С.Ю.,
ответчика - представителя администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Якуповой <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Пермского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту прав и интересов неопределенного числа граждан к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района об обязывании принять меры по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Октябрьского района обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного числа граждан к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников и обязывании принять меры по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории поселения вблизи с<данные изъяты>
В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства в области ветеринарии. В ходе проверки было установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения расположены объекты захоронения биологических отходов, а именно: места захоронения животных (скотомогильники) вблизи <данные изъяты>, являющиеся бесхозяйными объектами, не поставленными на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, в качестве таковых. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. В соответствие с п.п. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, органы местного самоуправления должны были обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества - бесхозяйного скотомогильника. Однако в нарушение указанных положений федерального законодательства администрацией муниципального образования меры к надлежащему содержанию скотомогильников не принимались.
Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории поселения вблизи с<адрес>; обязать в срок до 01 июня 2013 года принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории поселения вблизи с<адрес>
Определением Октябрьского районного суда Пермского края от 15 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, по существу изложил доводы, содержащиеся в исковом заявлении, дополнив, что согласно ответу администрации поселения на запрос прокуратуры скотомогильники, расположенные вблизи <адрес> являются бесхозяйными. Факт существования скотомогильников подтверждается ветеринарными карточками на них. Поскольку данные объекты являются бесхозяйными, в силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации они должны быть поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Однако в нарушение указанных положений федерального законодательства администрацией муниципального образования меры к постановке на учет скотомогильников не принимались, что создает опасность возникновения чрезвычайной ситуации, создающей риск для жизни и здоровья населения.
Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Якупова <данные изъяты>. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что фактически скотомогильников на территории поселения нет. Числятся только ямы на карте с того времени, когда существовали колхозные фермы. Она, как глава поселения, не имеет полномочий для обращения в регистрационную службу для постановки на учет скотомогильников как объектов, так как они фактически не существуют, заполнялись только ветеринарные карточки, других документов не было. Действующее законодательство не предусматривает возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления.
Третье лицо - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения сторон, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580.
Таким образом, нормами ГК РФ определены правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с которыми, на учет бесхозяйная вещь ставится уже, являясь бесхозяйной.
Нормами ГК РФ и ГПК РФ не предусмотрен судебный порядок признания недвижимой вещи бесхозяйной.
Также пункт 3 ст. 225 ГК РФ не содержит обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении с иском о признании права муниципальной собственности на это имущество, а лишь определяет порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи.
В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой Октябрьского района Пермского края 19 февраля 2013 года был сделан запрос главам городских и сельских поселений Октябрьского муниципального района Пермского края о предоставлении информации о наличии на территории района, городских и сельских поселений бесхозяйных скотомогильников, не поставленных на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, в качестве таковых (л.д.6).
Администрацией <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по запросу прокурора Октябрьского района Пермского края 19 февраля 2013 года была предоставлена информация о том, что на территории <данные изъяты> сельского поселения имеются три бесхозных скотомогильника: в <адрес>, <адрес> (л.д.7).
Согласно сведений администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, информации о выделении земельных участков на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края для размещения скотомогильников на территории поселения вблизи <адрес>, не имеется (л.д.21).
Согласно информации ГУП «ЦТРПермского края Чернушинский филиал», сведения о выдаче технических паспортов на скотомогильники, расположенные на территории Петропавловского сельского поселения Октябрьского муниципального района вблизи с<адрес> - отсутствуют (л.д.25).
Согласно ветеринарно - санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму) № 16 на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского района в с. <адрес>, <адрес> находится в лесном массиве, площадью 2500 кв.м., ограждение отсутствует, животные захоронены не были, проверка скотомогильника проводилась в 2006-2010 годах главным ветеринарным инспектором района, о чем составлялся акт (л.д.5).
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
На основании п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в Федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Таким образом, разрешение вопроса о возложении на орган местного самоуправления обязанности по постановке скотомогильника на учет в качестве бесхозяйной вещи напрямую зависит от наличия у органа местного самоуправления обязанности по содержанию мест захоронения биологических отходов, поскольку как таковой учет скотомогильников в санитарно-эпидемиологических целях в силу п.7.3 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, п.7.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года № 56 «Об утверждении СП 3.1.7.2629-10», осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановка скотомогильника на учет в качестве бесхозяйной вещи не влечет возникновения права собственности, обязанности по содержанию и эксплуатации указанного объекта, в связи с чем ответчик не может устранить нарушения, по поводу которых прокурором заявлены исковые требования, обоснованные тем, что отсутствие собственника не обеспечивает надлежащее содержание захоронения биологических отходов, его состояние и оборудование.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства, в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
Прокурором Октябрьского района Пермского края не представлено достаточных доказательств существования на территории <данные изъяты> сельского поселения скотомогильников как объектов недвижимости, о чем свидетельствуют отсутствие сведений о земельных участках, технических паспортов на объекты. Наличие ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник само по себе не свидетельствует о наличии его как объекта недвижимости.
Кроме того, прокурором представлена только ветеринарно - санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) № 16 у <адрес> отсутствуют.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что не имеется оснований для возложения на администрацию сельского поселения обязанности по содержанию скотомогильников и, принимая во внимание, что избранный прокурором способ защиты прав не повлечет за собой возникновение у ответчика права собственности и обязанности по содержанию места захоронения биологических отходов, то есть не повлечет возникновение тех правовых последствий, на достижение которых направлены исковые требования, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района Пермского края о признании незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории поселения вблизи с. <адрес> и обязывании в срок до 01 июня 2013 года принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края вблизи <адрес>. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 23 апреля 2013 года.
Председательствующий: подпись: Г.Г. Частухина
Верно. Судья: