№ 2-64/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13.06.2018 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Елясовой А.Г.,
при секретаре Париновой Е.Ю.,
с участием помощника прокурора г. Бийска Игнатьевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермина ФИО6 к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний о возмещении морального вреда, причиненного некачественным оказанием медицинских услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Пермин К.И. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, попросив суд (с учетом уточнения):
- взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний в счет возмещения морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи в период содержания ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, 350 000,00 руб.;
- взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в счет компенсации морального вреда, причиненного в связи с дефектами оказания медицинской помощи, в размере 150 000,00 руб..
В обоснование заявленных требований истец указал, что 17.10.2012 года истец был задержан сотрудниками полиции г.Горно-Алтайска Республики Алтай по подозрению в совершении преступления в г.Бийске. Сотрудники полиции г.Горно-Алтайска увезли истца в г. Бийск, где передали его сотрудникам полиции г.Бийска. Под присмотром сотрудников полиции г.Бийска он находился до следующего дня в отделении полиции г. Бийска. У истца была серьезная травма в виде закрытого перелома челюсти, а также травма правой руки в виде сильной опухоли, которая вызвала подозрение на перелом кисти руки. Истец неоднократно просил сотрудников полиции отвезти его в больницу, где ему оказали бы необходимую медицинскую помощь.
18.10.2012 года во второй половине дня сотрудники полиции г. Бийска отвезли истца в городскую больницу г. Бийска. В больнице был произведен осмотр нижней челюсти истца врачом стоматологом. Стоматолог установил, что истцу необходимо шинирование, после которого истец должен содержаться в стационаре городской больницы г. Бийска в течение одного месяца с надлежащим уходом и под присмотром специалистов, об этом же врач сказал сотрудникам полиции, которые привезли истца в больницу. Сотрудники полиции попросили у врача справку, согласно которой истец мог бы содержаться под стражей в изоляторе временного содержания и в следственном изоляторе, но врач пояснил, что с такой травмой истец не может содержаться в указанных учреждениях и выдал соответствующую справку о необходимости содержания в условиях стационара больницы под наблюдением врачей стоматологов. После чего руку истца осмотрел врач травматолог. Травматолог дал заключение, что истец с такой травмой может содержаться в изоляторе временного содержания и в следственном изоляторе. После этого сотрудники полиции не позволили истцу сделать шинирование челюсти, увезли истца в ИВС МУ МВД России «Бийское» и передали сотруднику изолятора временного содержания справку врача травматолога, а справку врача стоматолога не представили. Истец пояснил сотруднику полиции, что должна быть еще одна справка врача стоматолога, в которой указано, что истец не может содержаться в изоляторе временного содержания и в следственном изоляторе. После разговора с истцом сотрудник изолятора временного содержания отказался принимать истца в ИВС МУ МВД России «Бийское», но переговорив по телефону с сотрудником полиции, который его привез в ИВС МУ МВД России «Бийское», истца поместили в изолятор временного содержания.
19.10.2012 года истца вновь возили в городскую больницу г. Бийска, где другой врач стоматолог закрепил челюсть истца двумя резинками. При такой фиксации челюсти истцу сделали рентген снимок. Челюсть была плохо зафиксирована, боли после этого не прекращались. Истец расслаблял челюсть и с большей силой испытывал боль, при этом резинки оттягивались, периодически судороги сводили мышцы челюсти, как будто челюсть падала со своего места и вновь вставала на место.
При избрании меры пресечения в суд была представлена только справка врача травматолога, справка врача стоматолога отсутствовала. Истец пояснил суду, что у него перелом челюсти и, согласно заключению врача стоматолога он не может содержаться под стражей в изоляторе временного содержания и в следственном изоляторе. Судом была истребована справка врача стоматолога, но в этой справке врач указал, что он может содержаться в данных учреждениях. После этого суд избрал меру пресечения истцу в виде заключения под стражу.
За время нахождения истца под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю надлежащий уход, питание и наблюдение специалистов отсутствовали, и не было сделано необходимое шинирование. При отсутствии питания, которое истец должен был иметь при его травме, он был вынужден питаться на общих основаниях. Поскольку истец испытывал постоянные сильные боли, он был вынужден только пить бульон и напитки, в связи с чем, он также испытывал чувство голода. В связи с отсутствием необходимой медицинской помощи, отсутствием шинирования, челюсть постоянно болела, ходила «ходуном». При этом истец испытывал постоянные психологические переживания о состоянии своего здоровья, панические чувства страха, так как при осмотре врач стоматолог объяснил истцу, что при отсутствии надлежащей квалифицированной медицинской помощи кость челюсти может загнить.
Отсутствие надлежащей медицинской помощи, переживания о состоянии здоровья нанесли истцу огромный психологический и физический вред, и чувство унижения человеческого достоинства. Кроме того, отсутствие надлежащей медицинской помощи в последующем привело к ухудшению состояния здоровья истца. Причиненный истцу моральный вред он оценивает в 500 000,00 рублей. Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца с вышеуказанными требованиями.
Истец Пермин К.И. в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные требования, подтвердив в их обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, представитель третьего лица МУ МВД России «Бийское», третьего лица ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю исковые требования не признали, указав на отсутствие оснований для их удовлетворения.
Выслушав представителя третьего лица, изучив материалы гражданского дела, заслушав заключение помощника прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 Конституции Российской Федерации).
На основании статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование проводится безотлагательно медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в месте содержания под стражей. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование проводится медицинскими работниками иных медицинских организаций. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.
При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи.
В случае выявления в порядке, установленном частью первой.1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования, копии медицинского заключения направляются начальником места содержания под стражей или лицом, исполняющим его обязанности, лицу или в орган, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления и его защитнику в течение календарного дня, следующего за днем поступления медицинского заключения в администрацию места содержания под стражей.
Судом установлено, что 18.10.2012 года старшим дознавателем ОД МУ МВД России «Бийское» было возбуждено уголовное дело по факту неправомерного завладения без цели хищения автомобилем <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> рус, принадлежащего Оглезневу П.А., в период времени с 20 часов 17.10.2012 г. до 06 часов 18.10.2012 г..
Приговором Бийского городского суда Алтайского края от 05.02.2013 г. Пермин К.И. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст.166 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) и ему назначено наказание с учетом правил ч.5 ст.62 УК РФ в виде лишения свободы сроком 1 год 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из материалов дела также установлено, что Пермин К.И. был задержан по подозрению в совершении указанного преступления следователем СУ МУ МВД РФ «Бийское» 19.10.2012 г., в 16 час. 00 мин. (протокол задержания от 19.10.2012 г.).
19.10.2012 г. Пермин К.И. был помещен в ИВС МУ МВД России «Бийское», где находился до 20.10.2012 г., а затем содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю в связи с избранием меры пресечения в виде содержания под стражей (л.д.73-74).
Согласно сведениям, представленным КГБУЗ «Центральная городская больница, г. Бийск», Пермин К.И. 19.10.2012 г., в 18 час. 00 мин., был осмотрен врачом челюстно-лицевым хирургом, и Пермину К.И. выставлен диагноз: перелом ветви н/челюсти справа и тела между 3 и 4 зубами. Нуждается в стационарном лечении.
При этом врачом челюстно-лицевым хирургом было рекомендовано шинирование и физиолечение.
В тот же день, в 18 час. 05 мин., истцу была сделана рентгенограмма, на основании результатов которой истцу был выставлен вышеуказанный диагноз.
Также 19.10.2012 г. был осмотрен врачом-травматологом травмпункта с диагнозом: несвежий ушиб правой кисти, гематома (л.д.23-25).
19.10.2012 г., в 19 час.25 мин., Пермин К.И. был осмотрен медицинскими работниками ИВС МУ МВД России «Бийское», и вышеуказанные повреждения (гематома на правой кисти, ссадина на подбородке) зафиксированы в журнале медицинских осмотров и оказания помощи лицам, содержащихся в ИВС (л.д.78-80).
Постановлением Бийского городского суда Алтайского края от 20.10.2012 г. Пермину К.И. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
При рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения суду были представлены сведения о поставленном истцу диагнозе и рекомендациями, а именно: перелом ветви н/челюсти справа и тела между 3 и 4 зубами; нуждается в стационарном лечении; рекомендовано шинирование и физиолечение; несвежий ушиб правой кисти, гематома, может содержаться в СИЗО и ИВС.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела №, в связи с чем, доводы истца об отсутствии указанных документов при рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения являются необоснованными и опровергаются материалами данного дела.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 13.11.2012 г. постановление Бийского городского суда от 20.10.2012 г. об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей оставлено без изменения.
В ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю Пермин К.И. содержался с 20.10.2012 г. по 24.02.2013 г. (л.д.45).
Согласно справке начальника филиала-врача филиала «Медицинская часть № 11» ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России от 04.09.2017 г. Пермин К.И. получал питание в соответствии с приложением № 2 Приказа Минюста России от 02.08.2005 г. № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Пища предоставлялась Пермину К.И. в протертом виде, какого-либо дополнительного питания при данном заболевании приказом от 02.08.2015 № 125 не предусмотрено (л.д.46).
В период содержания под стражей Пермин К.И. с жалобами на ненадлежащее оказание медицинской помощи, на ненадлежащее питание, на ухудшение состояния своего здоровья не обращался (л.д.47).
20.10.2012 г. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю при осмотре Пермину К.И. был уставлен диагноз: «Ушиб левой кисти. Ссадина на подбородке. Перелом ветви нижней челюсти справа и тела между 3-им и 4-ым зубами». Ему было проведено шинирование нижней челюсти, назначено соответствующее лечение ( справка – л.д.46; журнал учета травм МЧ № 11 ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России - л.д.48-49).
Для выяснения вопросов о качестве оказанных медицинских услуг, о том, наступило ли ухудшение здоровья истца в результате некачественно оказанных услуг, судом была назначена судебная медицинская экспертиза.
Как следует из заключения экспертов КГБУЗ «Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы», шинирование нижней челюсти было проведено Пермину К.И. в связи с установленным диагнозом и в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 № 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» (л.д.164-165).
В связи с отсутствием медицинских документов, отражающих состояние здоровья истца после 20.10.2012 г. из ИВС МУ МВД России «Бийское» и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, точно судить о проведенном истцу лечении и о состоянии его здоровья в указанных учреждениях в период времени после 20.10.2012 г. невозможно.
Согласно представленным документам Пермин К.И. находился на амбулаторном лечении в АУЗ Республики Алтай «Республиканская стоматологическая поликлиника» в связи с острым гнойным периоститом (воспаление надкостницы) нижней челюсти от ее передних зубов (с 3-го зуба слева по 3-ий зуб справа). При этом у истца имелся периодонтит (воспаление тканей, окружающих корень зуба) передних зубов нижней челюсти (с 3-го зуба слева по 2-ой зуб справа).
Причиной развития периостита могут являться разные факторы: хронический периодонтит, альвеолит, пародонтит, ангина, тонзиллит, отит, переохлаждение, переломы челюсти и пр.
Учитывая разные причины возникновения периостита, установить причинно-следственную связь между прохождением лечения Пермина К.И. в сентябре 2015 г. по поводу периостита нижней челюсти с событиями в октябре 2012 г. невозможно.
По данным медицинских документов, с апреля по июнь 2012 г. Пермин К.И. в ФБУ ИЗ-2/1 проходил лечение у стоматолога по поводу хронического периодонтита, пульпита (воспаление внутренних тканей зуба) верхней и нижней челюстей.
Причиной развития данных заболеваний являются инфекционные причины (стрептококкоковая ангина, кариес), травмы коронок зубов.
С учетом многофакторности возникновения данных заболеваний, установить причинно-следственную связь между прохождением лечения Пермина К.И. в апреле-июле 2017 г. по поводу периодонтита и пульпита верхней и нижней челюстей с событиями в октябре 2012 г. невозможно (л.д.165).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленных ответчиками документов, материалов дела, экспертного заключения следует, что медицинская помощь оказывалась истцу в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, а также доказательства, подтверждающие ухудшение здоровья в результате некачественной медицинской помощи, причинно-следственной связи между некачественно оказанной медицинской помощью и ухудшением здоровья истца, истцом суду не представлены, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Пермину ФИО7 отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Г. Елясова