Дело № 2-70/2020
УИД 32RS0020-01-2019-000825-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Навля Брянской области 13 ноября 2020 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи - Фирсовой А.Н.
при секретаре - Икусовой Е.Н.,
с участием представителей истца старшего помощника Брянского природоохранного прокурора Брянской области Хроленок Т.А., помощника Брянского природоохранного прокурора Брянской области Трошина А.А., действующих по доверенностям,
представителей ответчика ООО «Транслес» по доверенностям:
- Катеринкиной Т.В.,
- Богатикова А.А.,
представителя ответчика администрации Навлинского района Брянской области по доверенности - Солодухина Н.Н.,
специалиста Приокского межрегионального управления Росприроднадзора - Клочкова А.Г.,
специалиста ЦЛАТИ по доверенности - Жихаревой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Навлинского района Брянской области, к обществу с ограниченной ответственностью «Транслес», администрации Навлинского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей Навлинского района Брянской области, в котором указывает, что Брянской природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на территории п. Навля Навлинского района Брянской области.
Проведенной проверкой установлено, что 12.03.2007 года между Навлинской поселковой администрацией и ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:0038, площадью 10 000 кв.м., расположенного по адресу: п. Навля, вблизи кладбища (Корсекин Лог), для использования под полигон твердых бытовых отходов сроком до 12.03.2055 года.
В связи с тем, что вышеуказанный объект размещения отходов не соответствовал санитарно-экологическим требованиям, Навлинским районным судом Брянской области 21.07.2016 года в отношении администрации Навлинского района Брянской области (как собственника земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:0038) вынесено решение о планировке территории земельного участка, занятого свалкой; его рекультивации и пересыпке отходов изолирующими материалами; ограждению территории свалки.
Проверка показала, что в настоящее время решение суда от 21.07.2016 года находится на стадии исполнения: прекращена деятельность по складированию ТБО; железобетонными блоками перекрыт доступ на территорию свалки; проведены работы по пересыпке отходов песком; 04.06.2018 года администрация Навлинского района заключила муниципальный контракт на разработку проектной и сметной документации по рекультивации несанкционированного полигона ТБО с ООО «Научно-технический центр «Био-Технологии». Таким образом, указанное решение суда администрацией Навлинского района Брянской области по состоянию на 26.11.2019 года не исполнено.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 02.12.2015 года ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО «Транслес» (решение № 38 от 30.09.2015 года).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.07.2017 года вышеуказанный договор аренды от 12.03.2007 года между ООО «Транслес» (как правопреемника ООО «Навлинское предприятие ЖКХ») и администрацией Навлинского района Брянской области расторгнут по соглашению сторон.
28.11.2017 года Постановлением главы администрации Навлинского района Брянской области за № 805 спорный договор расторгнут; согласно акту приема-передачи претензии у сторон в отношении передаваемого имущества (земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:0038) в целом отсутствуют.
Вместе с тем, проверкой установлено, что по южной границе указанного земельного участка располагается земельный участок категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 32:17:0960334:1023, общей площадью 73 392 кв.м., с разрешенным использованием – под объектами размещения отходов потребления (свалка твердых бытовых отходов).
Земельные участки с кадастровыми номерами 32:17:0960334:0038 и 32:17:0960334:1023 прилегают друг к другу; не имели и не имеют до настоящего времени четкой границы (специальных опознавательных знаков, определяющих границу каждого из них); на территории каждого из них отходы размещены в хаотичном порядке.
Установлено, что сбор отходов на территории Навлинского района Брянской области в период 2007-2015 гг. осуществляло одно юридическое лицо – ООО «Навлинское предприятие ЖКХ», доказательства, опровергающие и подтверждающие факт размещения отходов названным предприятием только на одном земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:0038 (арендованный земельный участок), отсутствуют.
Согласно предоставленной от 27.11.2019 года информации, администрация Навлинского района Брянской области не располагает сведениями о том, в какой период времени на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 размещались отходы потребления, сбор которых осуществляли ООО «Транслес» и ООО «Навлинское предприятие ЖКХ», так как земельные участки с кадастровыми номерами 32:17:0960334:38 и 32:17:0960334:1023 представляют собой единую площадку с расположенными на них отходами производства и потребления, являются смежными и не имеют ограждения, препятствующего доступу друг к другу.
Данные об иных юридических лицах, которые размещали на вышеуказанном земельном участке отходы производства и потребления в администрации Навлинского района отсутствуют.
Соответственно, размещение отходов ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» (правопреемник ООО «Транслес») в вышеуказанный период осуществлялось беспорядочно, как в границах земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:38, так и в границах земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:1023.
Проведенная проверка показала, что до настоящего времени проект рекультивации на земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 и, соответственно, его рекультивация собственником данного земельного участка – администрацией Навлинского района Брянской области не проведена.
В связи с тем, что в течение длительного периода времени на почве и почвенном слое находились объекты, способствующие разрушению плодородного слоя почвы, ухудшению ее физических, химических и биологических свойств, для установления факта загрязнения земель в результате сброса и складирования ООО «Транслес» отходов производства и потребления на почву и почвенный покров на территории земельных участков с кадастровыми номерами 32:17:0960334:38 и 32:17:0960334:1023 природоохранной прокуратурой Брянской области организовано проведение соответствующих лабораторных исследований.
Так, 03.10.2019 года представителями Приокского межрегионального управления по Брянской области, филиала ЦЛАТИ по Брянской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», в присутствии представителей природоохранной прокуратуры, ООО «Транслес» и администрации Навлинского района Брянской области, проведен плановый рейдовый осмотр, обследование земельных участков с кадастровыми номерами 32:17:0960334:38 и 32:17:0960334:1023. В ходе обследования проводился отбор почвы на определение наличия загрязнения почвы от размещенных на ней отходов, мощности (толщине слоя) залегания отходов, их морфологического (компонентного) состава, а также произведен отбор контрольной (фоновой) пробы на незагрязненном отходами земельном участке.
Согласно результатам данного обследования, на указанных земельных участках размещены отходы производства и ведения коммунального хозяйства несортированные, перемешанные, частично пересыпанные инертными материалами (песок), имеющие визуальные признаки горения прошлых лет. Глубина залегания отходов на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:38 составляет 0,45 м., на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 - 3,05 м.
В соответствии с протоколом определения компонентного состава отхода от 14.10.2019 года № 148.2-М/08-10.19 на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:38 в состав размещенных отходов входят: бой керамической плитки, лом шифера, стекло, грунт, песок, древесина горелая, лом металлический черный. Согласно протоколу определения морфологического состава отхода от 14.10.2019 года № 148.1-М/08-10.19 на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 в состав размещенных отходов входят: лом шифера, грунт, песок, опилки, бой керамической плитки, стекло, бой кирпича, панели ПВХ, лом металлический черный, тара полимерная, древесина кусковая, лом металлический цветной, текстиль, медицинские отходы.
Экспертным заключением филиала ЦЛАТИ по Брянской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 16.10.2019 года № 24/Г-10.19, протоколами количественного химического анализа почв от 14.10.2019 года № 101-П/07-10.19 и № 102-П/07-10.19 установлено превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах под слоем размещения отходов:
- на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:38: по меди – в 1,3 раза, по цинку – в 14,4 раз, по свинцу – в 3,8 раза;
- на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:1023: по цинку – в 3,7 раз, по свинцу – в 2,6 раза.
Согласно расчетам Приокского межрегионального управления по Брянской области, размера вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления составил: на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:38 – 5 216 400 рублей, на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 – 21 967 200 рублей.
Проверка показала, что до настоящего времени причиненный окружающей среде вред в результате загрязнения почв территории бывших санкционированных свалок ТБО Навлинского района Брянской области, ООО «Транслес» как юридическим лицом, причинившим вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения ее естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, не возмещен.
Руководствуясь положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 45 ГПК РФ, просят взыскать с ООО «Транслес» (ИНН 3249002379) в пользу муниципального образования «Навлинский район Брянской области» ущерб, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды относительно земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:38 в сумме 5 216 400 рублей, относительно земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 в сумме 21 968 200 рублей; обязать администрацию Навлинского района Брянской области (ИНН 3221002202) разработать проект рекультивации на земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 (Брянская область, Навлинский район, вблизи существующей территории по сбору бытового мусора, расположенной в северной части п. Навля), и обязать администрацию Навлинского района Брянской области рекультивировать указанный земельный участок.
В судебном заседании представители истца – старший помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Хроленок Т.А. и помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Трошин А.А. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении. Хроленок Т.А. суду пояснила, что Брянской природоохранной прокуратурой была проведена проверка, основанием для которой послужила статья в газете о том, что ООО «Транслес», нарушая закон, эксплуатировало свалку ненадлежащим образом. В ходе проверки, проведенной с участием специалистов Росприроднадзора, Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, ЦЛАТИ – лаборатории федерального уровня, были установлены нарушения норм действующего законодательства. По документам ответчику был передан земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:38, а фактически они эксплуатировали два земельный участка: с кадастровыми номерами 32:17:0960334:38 и 32:17:0960334:1023. Данные земельные участки находятся в одном поле, являются смежными, не имеют четких границ и ограждения, препятствующего доступу друг к другу, единственный въезд через участок 32:17:0960334:38 и, соответственно, размещение отходов ответчиком осуществлялось в границах двух этих участков. Изначально, в 1995 году земельный участок 32:17:0960334:38 был предоставлен под свалку предыдущей организации, которая эксплуатировала свалку до 2007 года. В 2007 году данный участок был размежеван и передан в аренду ООО «Навлинское предприятие ЖКХ». Участок 32:17:0960334:1023 изначально числился за администрацией Навлинского района под свалку, и эти два участка являются единой площадью. В идеальном виде земельный участок 32:17:0960334:38 должен быть полностью обвалован. После того, как у ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» была отозвана лицензия на полигон ТБО, эксплуатация свалки должна была прекратиться. Так и произошло по документам, но фактически она продолжала периодически эксплуатироваться, потому что отходы некуда было вывозить. Проведенные пробы показали, что существует превышение допустимого содержания веществ и нанесен вред земельным участкам в размере 5 216 400 рублей по одному участку и 21 967 200 рублей по другому. С учетом земельного законодательства требуется рекультивация земельных участков, которая до настоящего времени не проведена.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Транслес» по доверенности Богатиков А.А. возражал против удовлетворения заявленного иска, суду показал, что свалка бытовых отходов по адресу: п. Навля, вблизи кладбища (Корсекин Лог), действует с 1973 года. Постановлением администрации п. Навля Брянской области от 12.07.1995 года № 158 земельный участок площадью 10 000 кв. м. для временной утилизации бытовых отходов по указанному адресу был закреплен за МУП ЖКХ. Захоронение твердых коммунальных отходов данным предприятием производилось с 2002 г. по 2007 г. Земельный участок не имел границ, и образовавшаяся свалка располагалась на земельных участках с кадастровыми номерами 32:17:0960334:1023 и 32:17:0960334:38. Свалка ТБО находилась в неудовлетворительном состоянии, на ней скопилось большое количество загрязняющих химических элементов, что подтверждается протоколами количественного химического анализа почвы, проведенного ФГУ «Специализированная инспекция аналитического контроля по центральному региону», а также иском Брянской Природоохранной Прокуратуры к МУП ЖКХ в 2007-2008 гг. по ненадлежащему состоянию свалки ТБО Корсекин Лог.
12.03.2007 года Навлинская поселковая администрация распоряжением № 40-р закрепила полигон твердых бытовых отходов общей площадью 10 000 кв.м. в районе кладбища (Корсекин лог) за ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» и был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:38.
25.04.2007 года ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» было разработано землеустроительное дело по установлению (восстановлению) границ землепользования на земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:38, в котором были определены границы санкционированной свалки, после чего по периметру всей территории свалки был возведен вал высотой более 3 м, который постоянно подсыпался и контролировался по соответствующей требованиям высоте, в связи с чем, земельный участок имел четкие границы по периметру всей свалки твердых бытовых отходов, земельный участок был поставлен на кадастровый учет для определения четких границ, были забиты колья, выработаны противопожарные углы. На публичной карте Росреестра до сих пор видны четкие границы этого участка в отличие от земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:1023.
20.06.2008 года ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» получило лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. 21.07.2008 года санкционированная свалка твердых бытовых отходов была внесена в Реестр объектов размещения отходов Брянской области.
За обваловкой по южной границе земельного участка 32:17:0960334:38, находится земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:1023, на котором расположены точки отбора проб по проекту мониторинга. Поэтому на период действия свалки и действия лицензии организация ООО «Навлинское предприятие ЖКЖ», правопреемником которой является ООО «Транслес», вывозило мусор только на земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:38, разрешенный под свалку ТБО, земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 ни к ООО «Навлинское предприятие ЖКХ», ни к ООО «Транслес» никакого отношения не имеет.
При проведении плановых и внеплановых проверок со стороны контролирующих органов на период действия свалки твердых бытовых отходов и смежных с ней участков нарушений выявлено не было, что подтверждает тот факт, что ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» вывозило мусор только на земельный участок, выделенный под свалку твердых бытовых отходов по договору аренды.
В связи с внесенными изменениями в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», свалка прекратила свое действие 30.06.2015 года. После расторжения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:38 на основании решения Арбитражного суда Брянской области, претензий к данному земельному участку и смежных ему территорий администрацией Навлинского района заявлено не было. ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» заключило договор на захоронение (утилизацию) отходов с ОАО «Чистая Планета». После прекращения лицензии и деятельности санкционированной свалки твердых бытовых отходов ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» прекратило свое существование, правопреемником стало ООО «Транслес», последним отходы передавались на захоронение в ОАО «Чистая Планета».
В период времени с 30.06.2015 года по настоящее время ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» и ООО «Транслес» прекратило деятельность свалки ТБО. После закрытия свалки неоднократно приезжали представители Росприроднадзора, которые ее контролировали, так как для них свалка закрыта только тогда, когда рекультивирована, поэтому проверки были постоянно, в том числе и в период с 2015 года по 2017 год.
Вместе с тем, администрацией Навлинского района был заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов с территории Навлинского городского поселения с ООО «Домоуправление» п. Навля Брянской области с 01.01.2015 г. по 10.01.2018 г. Вывоз твердых бытовых отходов бесконтрольно осуществлялся ООО «Домоуправление» в период с 01.04.2017 г. по 10.01.2018 г. Также, в этот период времени предприятия Навлинского района бесконтрольно вывозили свои твердые бытовые отходы и образующиеся в результате своей деятельности отходы производства и потребления на территорию свалки, в том числе, и администрация Навлинского района после проведения субботников и уборок с общественных мероприятий. В результате бесконтрольного вывоза ТБО размеры санкционированной свалки с 1 га увеличились до 4 га, что подтверждается муниципальным контрактом на разработку проектной и сметной документации по рекультивации несанкционированного полигона ТБО в Навлинском районе Брянской области между администрацией Навлинского района и ООО «Научно-технический центр «Био-Технологии».
Проведенные представителями Приокского Межрегионального управления по Брянской области, филиала ЦЛАТИ по Брянской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ФЦО» в присутствии представителей природоохранной прокуратуры, ООО «Транслес» и администрации Навлинского района Брянской области, отборы проб почвы и отборы проб отходов на определение наличия загрязнения почвы от размещенных на ней отходов, толщине слоя залегания отходов, их морфологического состава, были проведены с нарушениями, в связи с чем, данный отобранный материал не может быть использован для достоверности расчета ущерба причинения вреда, нанесенного почве. Кроме того, ООО «Транслес» не имеет никакого отношения к земельному участку с кадастровым номером 32:17:0960334:1023, поэтому они не имели права вообще участвовать в отборах проб на этом участке. Просил в иске в отношении ООО «Транслес» отказать в полном объеме.
Представитель ООО «Транслес» по доверенности Катеринкина Т.В. в судебном заседании показала, что 3 октября 2019 года она, как представитель ООО «Транслес», присутствовала при отборе проб, проводимых на земельных участках с кадастровыми номерами 32:17:0960334:0038 и 32:17:0960334:1023, про проведении которых не были соблюдены методики, акты при подписании их присутствующими лицами не были полностью заполнены, отсутствовали координаты, место, не указано количество, масса земли для отбора проб, пакеты из отбора проб не опечатывались.
Представитель ответчика администрации Навлинского района Брянской области по доверенности Солодухин Н.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований в отношении администрации Навлинского района Брянской области, суду показал, что с 27 мая 2019 года исполняет обязанности начальника по управлению муниципальным имуществом администрации Навлинского района Брянской области. Все требования природоохранного прокурора администрацией Навлинского района выполнены: все документы для включения свалки в федеральную программу рекультивации направлены в г. Москву, проект уже прошел государственную экспертизу, сейчас находится на экологической экспертизе. Как только свалка будет включена в программу, администрация Навлинского района рекультивирует данную свалку. По распоряжению главы администрации осенью 2019 года он присутствовал при отборе проб на свалке, расположенной вблизи кладбища п. Навля (Корсекин Лог). Акт отбора проб отходов, который ему дал на подпись представитель филиала ЦЛАТИ, не был заполнен полностью, ему сказали, что заполнят его потом, на руки ничего не выдавали.
Согласно имеющемуся в материалах гражданского дела отзыву на исковое заявление от имени главы администрации Навлинского района Брянской области Прудника Н.Н., исковые требования в отношении администрации Навлинского района признает в полном объеме, просил установить срок исполнения решения суда в отношении администрации Навлинского района до 31 декабря 2026 года.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель Приокского межрегионального управления Росприроднадзора по Брянской области Клочков А.Г. суду показал, что для размещения Навлинской свалки в свое время был выделен единый земельный участок, для заезда на который была выделена дорога, которая заходила на участок с кадастровым номером 32:17:0960304:38 и проходила дальше на участок с кадастровым номером 32:17:0960334:1023. Размещение отходов на этих участках было хаотичное, потому что с двух сторон этих участков имеется обваловка, они еще оканавлены, с северной и южной стороны заехать на участок невозможно, заезд был либо с юго-западной стороны, либо с юго-восточной стороны. С северо-западной стороны была дорога, которая проходила через эти два участка. Другой дороги не существует.
В 2015 году проводилась плановая проверка земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:38 в качестве санкционированной районной свалки, в ходе которой оценивалось влияние на окружающую среду, прилегающую непосредственно к свалке, отбирались пробы почвы за пределами участка, на котором размещены отходы. Отбор проб велся в зоне воздействия полигона, которая составляет 500 метров. Единственное выявленное нарушение – ООО «Транслес» в установленный срок не сдало лицензию на обращение с отходами, арбитражным судом Брянской области было вынесено в их адрес предупреждение. В 2016 году произошли изменения в законодательстве, запретили размещение отходов на всех земельных участках, за исключением полигонов – специально оборудованных инженерных сооружений, после чего была прекращена эксплуатация Навлинской свалки. Последний отбор почв на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:38 был произведен в октябре 2019 года, оценивалось влияние на почву, не прилегающую к свалке, а непосредственно под слоем отходов. Проведенный отбор проб показал, что на данном земельном участке под слоем отходов есть превышение концентрации по трем веществам: цинк, свинец и медь. Отбор проб проводилась по методикам, утвержденным ГОСТами, никаких нарушений при этом допущено не было. Каких-либо замечаний от присутствовавших при проведении отбора лиц, не поступило. Разница в результатах отбора проб в 2015 и в 2019 году произошла из-за того, что ранее все пробы проводились в зоне влияния полигона, под телом свалки пробы почвы не отбирались, оценивалось влияние отходов на окружающую среду, но не то, что под ней, а уже в 2019 году оценивалось именно состояние почвы под телом свалки, то есть под отходами. В период с 2015 по 2018 гг. на свалку с проверкой они выезжали только по фактам горения свалки, по итогам выездов к ответственности была привлечена администрация Навлинского района.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста представитель ЦЛАТИ по доверенности Жихарева М.А. суду показала, что при проведении отбора проб почв специалисты ЦЛАТИ руководствуются строго методиками ГОСТ. При проведении отбора проб почв и подписании акта замечаний не поступало от присутствующих лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 12 вышеуказанного Федерального закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьей 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Положениями п.п. 40 и 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в деградации естественных экологических систем, истощении природных ресурсов и иных последствий; также судам следует устанавливать причинную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещением ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15, 1064 ГК РФ.
Ответственность, предусмотренная названными нормами, наступает при условии доказанности противоправного поведения причинившего вред лица и его вины, размера причиненного вреда, а также причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Как следует из материалов дела, администрации Навлинского района Брянской области, как правопреемнику Навлинской поселковой администрации, на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 32:17:0960334:38 (вид разрешенного использования – для эксплуатации полигона ТБО) и 32:17:0960334:1023 (вид разрешенного использования – свалки твердых бытовых отходов), расположенные в п. Навля Брянской области, что подтверждается выписками из ЕГРН и копией свидетельства о государственной регистрации права 32АГ № 202060 от 16 мая 2007 года (т. 1 л.д.49-52).
Брянской природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на территории п. Навля Брянской области, в ходе которой было установлено, что 12.03.2007 года между Навлинской поселковой администрацией и ООО «Навлинское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:38, площадью 10 000 кв.м., расположенного по адресу: Брянская область, п. Навля, вблизи кладбища (Корсекин Лог), с учетом дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 12.03.2007 года, для использования под санкционированную свалку твердых бытовых отходов и биотермическую яму, размещенную на территории свалки, для сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в п. Навля, сроком до 12.03.2055 года.
Санкционированная свалка была включена в реестр объектов размещения отходов Брянской области 21.07.2008 года за номером 32/99/00189/00000.
Деятельность ООО «НП ЖКХ» по осуществлению деятельности по обезвреживанию и размещению отходов была лицензирована, последняя лицензия была выдана 24.06.2013 года № 032-00057.
На основании Федерального закона №458-ФЗ от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ», вступившего в силу с 01.01.2015 года, санкционированная свалка, расположенная по адресу: Брянская область, п. Навля, вблизи кладбища (Корсекин лог), была исключена из реестра объектов размещения отходов Брянской области.
Письмом Управления Росприроднадзора по Брянской области № 400 от 26.02.2015 года ООО «НП ЖКХ» было уведомлено о прекращении действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 30.06.2015 года.
17 марта 2015 года за исходящим номером 33 ООО «НП ЖКХ» направило в адрес администрации Навлинского района требование о расторжении договора аренды земельного участка от 12 марта 2007 года, в связи с его исключением из Государственного реестра объектов размещения отходов, которое было оставлено без ответа.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «Навлинское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО «Транслес» (решение № 38 от 30.09.2015 года).
В связи с тем, что требование ООО «НП ЖКХ» о расторжении договора аренды не было удовлетворено, ООО «Транслес» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к администрации Навлинского района Брянской области о расторжении договора аренды земельного участка по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером 32:17:96:03:34:0038, общей площадью 10 000 кв.м., расположенный по адресу: Брянская область, п. Навля, вблизи кладбища (Корсекин лог), не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов и не может использоваться по назначению.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.07.2017 года исковые требования ООО «Транслес» удовлетворены, договор аренды земельного участка от 12.03.2007 года расторгнут.
Как следует из постановления администрации Навлинского района Брянской области от 28.11.2017 года № 805, договор аренды на земельный участок, кадастровый номер 32:17:96:03:34:0038, расположенный по адресу: Брянская область, п. Навля, вблизи кладбища (Корсекин Лог), площадью 10 000 кв.м., заключенный между Навлинской поселковой администрацией и ООО «Транслес» расторгнут на основании решения арбитражного суда Брянской области от 19.07.2017 года.
Согласно акту приема-передачи ООО «Транслес» передало, а отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Навлинского района принял земельный участок с кадастровым номером 32:17:96:03:34:0038, расположенный по адресу: Брянская область, п. Навля, вблизи кладбища (Корсекин Лог), общей площадью 10 000 кв.м., из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, для эксплуатации полигона ТБО, находящийся в муниципальной собственности МО «Навлинское городское поселение». Претензии у сторон в отношении передаваемого имущества в целом отсутствовали.
После исключения свалки из Реестра размещения отходов, ООО «НП ЖКХ» и в дальнейшем ООО «Транслес» заключили договора на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (коммунальных) и производственных отходов, что подтверждается договором от 01 января 2015 года между ООО «НП ЖКХ» и ОАО «Чистая планета», договором №129/2015 от 10 ноября 2015 года между ООО «Транслес» и ОАО «Чистая планета», договором №ТСF/14-0006826 от 18 апреля 2019 года между ОАО «Чистая планета» и ООО «Транслес».
Решением Навлинского районного суда Брянской области от 21.07.2016 года на администрацию Навлинского района Брянской области возложена обязанность устранить нарушения санитарного законодательства в сфере отходов производства и потребления путем планировки территории свалки отходов производства и потребления, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 32:17:96:03:34:0038, по адресу: Брянская область, Навлинский район, п. Навля, близи кладбища (Корсекин Лог); рекультивации земельного участка с кадастровым номером 32:17:96:03:34:0038; пересыпки отходов, размещенных на земельном участке с кадастровым номером 32:17:96:03:34:0038, изолирующими материалами; огородить свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 32:17:96:03:34:0038, данным решение была установлена вина администрации Навлинского района в нарушении санитарного законодательства в сфере отходов производства и потребления (т. 1 л.д. 19-24). При этом, при рассмотрении указанного гражданского дела исковых требований к ООО «Транслес» не предъявлялось, общество к участию в деле ни в качестве ответчика, ни в качестве третьего лица не привлекалось. Решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
По настоящее время, согласно представленным сведениям, решение Навлинского районного суда от 21.07.2016 года не исполнено.
Как следует из письма администрации Навлинского района Брянской области от 11.07.2019 года № 3234, решение Навлинского районного суда Брянской области от 21.07.2016 года исполнено частично: прекращена деятельность по складированию ТБО; железобетонными блоками перекрыт доступ на территорию свалки; проведены работы по пересыпке отходов песком; администрация района заключила муниципальный контракт на разработку проектной и сметной документации по рекультивации несанкционированного полигона ТБО в Навлинском районе от 04.06.2018 года с ООО «Научно-технический центр «Био-Технологии», в настоящее время проект рекультивации проходит проверку в департаменте экологии и природопользования Брянской области.
Согласно справке Навлинского районного отделения судебных приставов от 22.09.2020 года, в Навлинском РОСП на исполнении находится исполнительное производство № 50153/18/32020, возбужденное 15.12.2016 года на основании исполнительного листа по делу № 2-323/2016, выданного Навлинским районным судом Брянской области в отношении администрации Навлинского района Брянской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере производства и потребления путем планировки территории свалки отходов производства и потребления; рекультивации земельного участка; пересыпке отходов; огородить свалку отходов производства и потребления. В настоящее время администрацией Навлинского района приняты следующие меры: прекращена деятельность по складированию ТБО; железобетонными блоками перекрыт доступ на территорию свалки; проведены работы по пересыпке отходов песком. 04.06.2018 года администрация Навлинского района заключила с ООО «Научно-технический центр «Био-Технологии» муниципальный контракт «На разработку проектной и сметной документации по рекультивации несанкционированного полигона ТБО в Навлинском районе Брянской области», который в настоящее время отправлен подрядчиком в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора для поведения государственной экологической экспертизы. Определением Навлинского районного суда Брянской области от 28.08.2020 года исполнение решения Навлинского районного суда от 21.07.2016 года отсрочено до 01.02.2021 года.
Как следует из письма Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 02.10.2020 года, администрацией Навлинского района разработана проектно-сметная документация по рекультивации несанкционированной свалки ТБО в Навлинском районе Брянской области, которая направлена в Росприроднадзор на государственную экологическую экспертизу. Одновременно с этим, администрацией Навлинского района в апреле 2020 года в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлены материалы для включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде свалки ТБО в Навлинском районе. По результатам рассмотрения данных документов даны отрицательные заключения, администрацией Навлинского района проводится работа по устранению выявленных замечаний.
Согласно справке Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области от 12.08.2019 года № СА-02-01-06/2699, в ходе выезда на место 24.07.2019 года произведен натурный осмотр земельного участка категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 32:17:0960334:0038, расположенного по адресу: Брянская область, п. Навля, вблизи кладбища (Корсекин Лог), общей площадью 10 000 кв.м., предназначенного для использования под полигон ТБО. На момент проведения натурного осмотра земельного участка его рекультивация не проведена. По южной границе данного земельного участка располагается земельный участок категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 32:17:0960334:1023, общей площадью 73 392 кв.м., с разрешенным использованием – под объектами размещения отходов потребления, по документу: свалка твердых бытовых отходов. Разрешение ТКО на данной территории на момент проведения осмотра не выявлено. В связи с тем, что в течение длительного периода времени на почве и почвенном слое находились объекты, способствующие разрушению плодородного слоя почвы, ухудшению ее физических, химических и биологических свойств, для установления факта загрязнения земель в результате сброса и складирования отходов производства и потребления на почву и почвенный покров на территории земельных участков с кадастровыми номерами 32:17:96:03:34:0038 и 32:17:0960334:1023 необходимо привлечь специализированную аккредитованную лабораторию (т. 1 л.д. 41-43).
Как следует из информации Приокского межрегионального управления Росприроднадзора (т. 1 л.д. 45-47), 03.10.2019 года представителями Приокского межрегионального управления по Брянской области, филиала ЦЛАТИ по Брянской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», в присутствии представителей природоохранной прокуратуры, ООО «Транслес» и администрации Навлинского района Брянской области, проведен плановый рейдовый осмотр, обследование земельных участков с кадастровыми номерами 32:17:0960334:38 и 32:17:0960334:1023. В ходе обследования проводился отбор почвы на определение наличия загрязнения почвы от размещенных на ней отходов, мощности (толщине слоя) залегания отходов, их морфологического (компонентного) состава, а также произведен отбор контрольной (фоновой) пробы на незагрязненном отходами земельном участке.
Согласно результатам данного обследования установлено, что на указанных земельных участках размещены отходы производства и ведения коммунального хозяйства несортированные, перемешанные, частично пересыпанные инертными материалами (песок), имеющие визуальные признаки горения прошлых лет. Глубина залегания отходов на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:38 составляет 0,45 м., на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 - 3,05 м (на большую глубину не хватило вылета рабочего манипулятора привлеченного экскаватора).
В соответствии с протоколом определения компонентного состава отхода от 14.10.2019 года № 148.2-М/08-10.19 на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:38 в состав размещенных отходов входят: бой керамической плитки, лом шифера, стекло, грунт, песок, древесина горелая, лом металлический черный. Согласно протоколу определения морфологического состава отхода от 14.10.2019 года № 148.1-М/08-10.19 на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 в состав размещенных отходов входят: лом шифера, грунт, песок, опилки, бой керамической плитки, стекло, бой кирпича, панели ПВХ, лом металлический черный, тара полимерная, древесина кусковая, лом металлический цветной, текстиль, медицинские отходы.
Экспертным заключением филиала ЦЛАТИ по Брянской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 16.10.2019 года № 24/Г-10.19, протоколами количественного химического анализа почв от 14.10.2019 года №№ 101-П/07-10.19 и 102-П/07-10.19 установлено превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах под слоем размещения отходов:
- на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:38: по меди – в 1,3 раза, по цинку – в 14,4 раз, по свинцу – в 3,8 раза;
- на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:1023: по цинку – в 3,7 раз, по свинцу – в 2,6 раза.
Согласно представленным расчетам, размер вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления составил: на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:38 – 5 216 400 рублей, на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 – 21 967 200 рублей.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 суду показала, что в октябре 2019 года, являясь специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по Центральному федеральному округу», участвовала в рейдовом осмотре земельных участков с кадастровыми номерами 32:17:0960334:1023 и 32:17:0960334:38. При проведении отбора проб почв использовались методики ГОСТ, инвентарь, перечисленный в акте отбора. Отбор проб был произведен с территории бывшей свалки мусора, где это было возможно. Пробы были фасованы, составлен акт отбора и присутствовавшие расписались, кто захотел, в данном акте. Пробы были отправлены в филиал ЦЛАТИ, где был проведен анализ, по заключении были выданы протоколы результатов и экспертное заключение. Через месяц пробы были уничтожены. На момент отбора жалоб ни от кого не поступало, они имели право указать свои замечания в акте отбора.
Оснований сомневаться в правильности проведенных исследований по уровню загрязненности почв на спорных земельных участках у суда не имеется, отборы проб почвы и дальнейшие исследования проведены уполномоченными лицами, имеющими соответствующее образование и навыки. Допрошенные в качестве специалистов Жихарева М.А. и Клочков А.Г. суду подтвердили правильность проведенных отборов проб почвы, пояснили, что каких-либо замечаний в момент подписания акта отбора проб почвы от участвующих лиц не поступало. Доводы представителей ответчика – ООО «Транслес», об имевших место нарушениях при отборе проб почвы с обоих земельных участков, внесение в акт отбора проб почвы сведений не в полном объеме, не свидетельствуют о недостоверности данных проведенных исследований, иных данных в опровержение имеющимся, представителями ответчика суду не представлено.
Как следует из сообщения администрации Навлинского района Брянской области от 27.11.2019 года № 5285, администрация не располагает сведениями о периоде времени, в который на земельном участке 32:17:0960334:1023 размещались отходы потребления, сбор которых осуществляли ООО «Транслес» и ООО «Навлинское предприятие жилищно-коммунального хозяйства», так как земельные участки с кадастровыми номерами 32:17:0960334:38 и 32:17:0960334:1023 представляют собой единую площадку с расположенными на них отходами производства и потребления, являются смежными и не имеют ограждения, препятствующего доступу друг к другу. Данные об иных юридических лицах, которые размещали на вышеуказанном земельном участке отходы производства и потребления в администрации Навлинского района отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 является неразграниченной собственностью МО «Навлинский район». Договора аренды или купли-продажи на данный земельный участок не заключались.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт использования земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:1023 под свалку твердых бытовых отходов, повлекшее за собой загрязнение данного участка, в связи с чем, с учетом признания иска представителем ответчика, требования природоохранного прокурора к администрации Навлинского района Брянской области, как к собственнику земельного участка, о проведении рекультивации данного земельного участка подлежат удовлетворению.
Заявленный в ходатайстве представителем ответчика - администрации Навлинского района Брянской области, срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2026 года суд считает неразумным, влекущим за собой дальнейшее загрязнение почв на протяжении длительного периода времени, обоснованных причин для установления ответчику срока исполнения решения суда до 31 декабря 2026 года суду не представлено, в связи с чем, суд оставляет данное ходатайство без удовлетворения, учитывая право ответчика на дальнейшее обращение в суд с заявлением о рассрочке, отсрочке исполнения решения суда при наличии уважительных причин.
Рассматривая требования истца к ООО «Транслес» в части взыскания в пользу муниципального образования «Навлинский район» ущерба, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Навлинское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (в дальнейшем ООО «Транслес») в период пользования по договору аренды от 12.03.2007 года земельным участком с кадастровым номером 32:17:0960334:38, соблюдало требования законодательства об охране окружающей среды.
Так, для получения лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению твердых бытовых отходов получило в отделении государственного пожарного надзора по Навлинскому району заключение от 23.03.2007 года № 310002 о соблюдении на объектах соискателя лицензии (заявителя сертификата) требований пожарной безопасности (т.1 л.д. 103).
Перечень отходов, принимаемых от юридических и физических лиц п. Навля и Навлинского района для захоронения на полигоне ТБО, был согласован с ТУ Роспотребнадзора по Брянской области (т. 1 л.д. 104 лицевая и оборотная стороны).
21.07.2008 года санкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на земельном участке городского поселения Навля внесена в Реестр объектов размещения отходов Брянской области, регистрационный номер 32/99/00189/00000.
Согласно санитарно-эпидемиологическим заключениям от 21.12.2007 года, 17.04.2013 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области, деятельность ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (т. 1 л.д. 108, 141).
Как следует из заключения № 31 государственной экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области от 27.03.2008 года, и заключения № 32 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе Брянской области» от 29.03.2013 года, ООО «Навлинское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» располагает условиями для осуществления деятельности по обращению с опасными отходами в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с опасными отходами, а также правил, нормативов и требований, регламентирующих безопасное обращение с отходами, СанПин 2.1.7.1322-03.
Согласно проводимым проверкам условия хранения отходов на ООО «Навлинское предприятие ЖКХ» соответствуют требованиям действующих СанПин, а осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов соответствует лицензионным требованиям и условиям, что подтверждается представленными в материалы дела актами проверки.
Из представленных суду протоколов результатов количественного химического анализа почв от 27.04.2005 года, 18.12.2007 года, 05.06.2009 года 15.09.2011 года и заключений к данным протоколам следует, что содержание азота, нитратов свинца, меди, цинка и никеля не превышает предельно допустимые концентрации, содержание нефтепродуктов соответствует допустимому уровню загрязнения.
Показаниями свидетелей установлено, что ООО «НП ЖКХ» в период своей деятельности принимало меры к благоустройству территории свалки, соблюдению порядка складирования и утилизации отходов.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании показала суду, что она работала инспектором по охране окружающей среды администрации Навлинского района с 1989 года до 2010 года. Свалка на территории п. Навля была организована в 1973 году и была несанкционированной, мусор туда вывозили все, в 1995 году администрации было вынесено требование сделать свалку санкционированной, МУП ЖКХ для этих целей из областного комитета было выдано разрешение на использование свалки. При МУП ЖКХ свалка была в антисанитарном состоянии, постоянно горела, границы свалки не были определены, мусор выбрасывался хаотично, в любое место. В 2007 году свалку взяло в аренду ООО «НП ЖКХ», после этого проблем со свалкой больше не было, перестали поступать жалобы от населения, была получена лицензия, территория свалки была обозначена, была сделана обваловка, на свалке был дежурный, который указывал куда высыпать отходы, свалка никогда не горела. Она неоднократно выходила с проверками на свалку, нарушения отсутствовали, также с проверками приезжал Росприроднадзор.
Свидетель ФИО3, допрошенная в судебном заседании, суду показала, что она работает заместителем начальника Роспотребнадзора Брянской области, около 10 лет назад ею проверялось соблюдение требований санитарного законодательства организацией НП ЖКХ на свалке, границы свалки определить было сложно, однако у неё и не было такой задачи, было видно одно большое поле, нарушений при складировании, обезвреживании и утилизации отходов установлено не было. Свалка должна была иметь обваловку высотой до 1,5 метров, однако обваловка земляная и имеет свойство разрушаться. С учетом длительности эксплуатации обоих земельных участков под свалки, сменой пользователей, говорить о виновниках загрязнения и периоде времени, в который оно произошло, сложно.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании показал, что работает в администрации Навлинского района Брянской области. Когда Навлинская свалка была в аренде у ООО «НП ЖКХ», она была ухоженной, стоял вагончик, шлагбаум, находился рабочий, который контролировал все, на свалке был порядок, мусор вывозился в строго установленные места.
Свидетель ФИО5 суду показала, что она работала инженером по охране труда и экологии в ООО «НП ЖКХ» с ноября 2007 года до ноября 2016 года. Когда она пришла на работу, свалка была уже в аренде, было сделано землеустроительное дело, определены границы свалки, она занималась заказом проектов выбросов вредных веществ в атмосферу, лимитами того, сколько на свалку можно завозить отходов, так как свалка была небольшой площади и бесконтрольно отходы вывозить было нельзя, занималась получением лицензии. Для получения лицензии ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе Брянской области были проведены анализы почвы, воды из скважины и воздуха. Все анализы были в норме. Первую лицензию выдавал Ростехнадзор и проблем при её получении у ООО «НП ЖКХ» не было. После получения свалки в аренду, отходы на ней были по всей поверхности, бульдозером отходы сгребли, сделали обваловку свалки и водоотводную канаву. Обваловка регулярно обновлялась. На свалке была санитарная зона, которая каждые 10 дней очищалась, собирался мусор, который разлетался. Каждые три года уполномоченными органами проводились проверки на свалке и замечаний не было. Вторая лицензия была выдана в 2013 году и была бессрочной, однако в связи с изменениями законодательства была отозвана. В 2015 году был издан приказ о запрете размещения отходов на свалке, был заключен договор на вывоз мусора с ООО «Чистая планета». ООО «Транслес» после реорганизации ООО «НП ЖКХ» свалку не использовало.
Свидетель ФИО6 суду показал, что он работал бульдозеристом в ООО «НП ЖКХ», в его обязанности входили уборка мусора на свалке и его утрамбовка. На свалке была обваловка, которая ежегодно весной обновлялась, стоял шлагбаум при въезде на свалку, машины пропускали женщины рабочие и указывали куда высыпать мусор. Работники ООО «НП ЖКХ» мусор за пределы свалки не высыпали, так как каждая машина отмечалась в специальном журнале и в путевых листах, а иные лица вывозили мусор и приходилось убирать мусор за пределами свалки.
Свидетель ФИО7 суду показал, что он работал директором ООО «НП ЖКХ» с 2007 года по 2015 год, в его обязанности в части Навлинской санкционированной свалки входил контроль за сбором мусора от частного сектора п. Навли, за соблюдением границ свалки, за тем, чтобы не вывозился недопустимый мусор. В 2007 году, после выделения им свалки, были обозначены границы свалки, забиты колышки, по этим границам была проведена обваловка участка бульдозером, обваловка регулярно обновлялась. Заезд на свалку был ограничен, стоял шлагбаум, на въезде посменно стояли работники предприятия, которые пропускали машины по пропускам, следили, чтобы не завозили запрещенные отходы, не заезжали посторонние машины и не высыпали мусор за пределами свалки, чтобы не возникало пожаров. Были случаи, что мусор высыпали после окончания рабочего времени прямо перед шлагбаумом. После закрытия свалки в 2017 году там был пожар, он выезжал на свалку и видел, что обваловки уже практически не было видно, свалка не имела границ, была засыпана свежим мусором.
Кроме того, в судебном заседании было установлено, что после окончания действия лицензии у ООО «НП ЖКХ» вывоз отходов на свалку осуществлялся иными лицами и организациями.
Так, допрошенный в судебном заседании свидетель – представитель администрации Навлинского района Брянской области ФИО8 суду показал, что работает специалистом в отделе по строительству, архитектуре и ЖКХ администрации Навлинского района. В ходе своей деятельности при проведении субботников листву из парка они вывозили на свалку, расположенную вблизи кладбища п. Навля. После того, как в 2017 году свалка была закрыта, администрация Навлинского района перестала вывозить туда свой мусор. Видел, что рядом со свалкой ближе к полю было свалено около двух машин мусора.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании показал, что является индивидуальным предпринимателем, и, в связи с осуществлением своей деятельности, в период с 2017 по 2018 год он на своей машине вывозил опилки с пилорам на свалку, расположенную на «Корсекином Логе», в неделю он вывозил около 20 КАМАЗов. Когда вез опилки последний раз, его остановили сотрудники прокуратуры и сказали, что полигон закрыт, возить туда больше нельзя. Кроме него мусор вывозили и иные лица, прокуратура в тот день остановила много машин. До закрытия свалка была в идеальном состоянии, были сторожа, без разрешения заехать было нельзя, мусор вывозился в строго определенные места, свалка была обвалована.
Допрошенная в качестве свидетеля представитель ООО «Домоуправление» по доверенности ФИО10 суду показала, что вывоз твердых бытовых отходов от жителей многоквартирных домов п. Навля производился на свалку до тех пор, пока она была открыта. Когда свалку закрыли, они сначала заключили договор на вывоз мусора с ИП Савкин, который его вывозил или в п. Комаричи, или в г. Карачев. Затем, примерно в 2017 году, с ООО «Чистая планета», они мусор возили в п. Полпино.
Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:38 был передан от ООО «Транслес» администрации Навлинского района в 2017 году, претензий по состоянию земельного участка не предъявлялось, решением Навлинского районного суда от 21.07.2016 года, вынесенного в период действия договора аренды от 12.03.2007 года, установлена вина администрации Навлинского района в нарушении санитарного законодательства в сфере отходов производства и потребления в отношении указанного земельного участка. Длительное неисполнение решения суда способствует дальнейшему нанесению ущерба почвам. Расположение на земельном участке свалки предполагает его загрязнение, в период деятельности ООО «НП ЖКХ» и в дальнейшем ООО «Транслес» по утилизации и складированию отходов в результате неоднократных проверок уполномоченными органами нарушений санитарных норм установлено не было, установить период времени, в который произошло превышение допустимых норм содержания опасных веществ в почвах не представляется возможным. Кроме того, договором аренды земельного участка от 12 марта 2007 года не предусмотрена рекультивация или проведение иных действий с земельным участком после окончания аренды.
Достоверных данных, подтверждающих использование ответчиком ООО «Транслес» земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:1023, суду не представлено, факт использования ответчиком указанного земельного участка не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания, вина ООО «Транслес» в причинении вреда земельному участку и причинно-следственная связь между действиями ответчика и причиненным ущербом не установлены. В результате неоднократно проводимых проверок деятельности ООО «НП ЖКХ», фактов использования под свалку земельного участка за пределами санкционированной свалки, а именно земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960334:1023, не устанавливалось, претензий к ООО «НП ЖКХ» и в дальнейшем к ООО «Транслес» по данному вопросу не предъявлялось, предписаний не выносилось.
Представленные суду представителем истца в подтверждение своих доводов сведения из ООО «РИРЦ» Брянской области о перечисленных денежных средствах, оплаченных населением за услуги по вывозу ТБО, в адрес ООО «НП ЖКХ», ООО «Транслес» за период с января 2015 года по декабрь 2019 года (исх. № 3070/02 от 23.07.2020 года); сведения администрации Навлинского района Брянской области о тарифах на вывоз отходов (ТБО, ТКО) за период с 01.01.2017 года по 31.12.2018 год (исх. № 2893 от 17.07.2020 года); ответ ООО «Чистый город» на запрос, согласно которому за период с 18.01.2017 года по 31.12.2019 года информации о захоронении отходов от ООО «НП ЖКХ», ООО «Транслес» они не имеют, счета по данным организациям не выставлялись (исх. № 16 от 17.07.2020 года); ответ Суземского МУП ЖКХ на запрос, согласно которому они не принимали отходы от ООО «НП ЖКХ» и ООО «Транслес» в период с 01.01.2017 года по 31.12.2019 года (исх. №405 от 15.07.2020 года), сведения ООО «Чистая планета» об объеме отходов, принятых на полигон в п. Б. Полпино в 2015-2019 годах от ООО «НП ЖКХ» и ООО «Транслес» (исх. №11867 от 17.07.2020 года) достоверно не свидетельствуют об использовании ответчиком ООО «Транслес» и ранее ООО «НП ЖКХ» под свалку земельного участка с кадастровым номером32:17:0960334:1023.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования Брянского природоохранного прокурора к ООО «Транслес» о взыскании ущерба, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Навлинского района Брянской области, к обществу с ограниченной ответственностью «Транслес», администрации Навлинского района Брянской области о понуждении к совершению действий – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Навлинского района Брянской области (ИНН 3221002202) разработать проект рекультивации на земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:1023, расположенный по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи существующей территории по сбору бытового мусора, расположенной в северной части п. Навля.
Обязать администрацию Навлинского района Брянской области (ИНН 3221002202) рекультивировать земельный участок с кадастровым номером 32:17:0960334:1023, расположенный по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи существующей территории по сбору бытового мусора, расположенной в северной части п. Навля.
В остальной части заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.Н. Фирсова
Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2020 года
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2020 года