УИД 42RS0-84 (2-498/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,

при секретаре Кузнецовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске

2 ноября 2022 года

гражданское дело по иску Галимова ФИО10 к администрации <адрес> о взыскании выкупной цены, прекращении права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

    Истец Галимов Э.Р. обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований на основании ст. 39 ГПК РФ) к ответчику администрации <адрес> о взыскании выкупной стоимости принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения - части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> в размере 1 218 530 руб., прекращении права собственности на указанное жилое помещение, возмещении понесенных судебных расходов (л.д. 163-166).

    Свои требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> на основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. На основании заключения специализированной организации и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ его дом признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный жилой дом не пригоден для проживания, существует реальная угроза для жизни и здоровья проживающих в нем людей. До настоящего времени ответчик не принял мер к расселению жилого дома и его сносу. Полагает, что в силу положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), разъяснений Верховного Суда Российской Федерации ответчик администрация <адрес> как орган местного самоуправления обязан обеспечить защиту его жилищных прав путем выплаты ему выкупной цены изымаемого жилого помещения. Также администрация <адрес> обязана изъять у него принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение.

Истец Галимов Э.Р. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители истца Галимова Э.Р. – Галимова Г.И., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности (л.д. 13), Тихонов М.С., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности (л.д. 24), в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивали, просил иск удовлетворить полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, взыскать с администрации <адрес> в пользу Галимова Э.Р. выкупную стоимость принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения по <адрес> <адрес> в размере 1 218 530 руб., прекратить право собственности истца на жилое помещение, взыскать с ответчика в пользу истца понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 70 000 руб. Дополнительно пояснили, что жители другой половины дома расселены администрацией <адрес>, поскольку жилой дом расположен на территории горного отвода, подрабатывался горными работами, подлежит сносу по критериям безопасности.

Представитель ответчика администрации <адрес> – Щур С.В., действующая на основании доверенности (л.д. 26), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, представила письменные возражения на иск, в которых просила в иске отказать полностью за необоснованностью. Указала, что жилой дом по <адрес> в <адрес>, в котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение , не является многоквартирным, а потому оснований для предоставления истцу выкупной цены на основании статьи 32 ЖК РФ не имеется. В установленном порядке жилой дом по <адрес> подлежащим сносу не признавался, требований по сносу дома в определенный срок администрация <адрес> к истцу не предъявляла, дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, земельный участок под спорным объектом для государственных и муниципальных нужд не изымался, соглашение о выкупе жилого помещения между истцом и ответчиком не достигнуто, истец малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном порядке не признан. Полагает, что у истца не возникло право требования денежных средств в счет возмещения за жилое помещение применительно к положениям статьи 32 ЖК РФ              (л.д. 161-162).

    Выслушав представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться ему как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу подп. 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случая, когда производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).

Согласно п. 1 ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно (п. 2 ст. 239.2 ГК РФ).

Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям указанным в данной норме.

Согласно статье 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);

2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 56.3 ЗК РФ.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Из ч. 4 ст. 56.3 ЗК РФ усматривается, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.

Согласно ч. 1 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (ч. 2 ст. 56.6 ЗК РФ).

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 56.8 ЗК РФ в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в спорный период времени) «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в ч. 4 ст. 8 вышеуказанного федерального закона.

К числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, подлежащих внесению в кадастр недвижимости, относится назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание (п. 9 ч. 5 ст. 8 вышеуказанного закона).

В указанной редакции пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» действует после принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, ранее назначение здания определялось как нежилое и жилое.

При этом, в соответствие с п. 6 ч. 2 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» зданием является результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение.

Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Согласно ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ).

Из изложенного следует, что к жилым помещениям относится жилой дом, представляющий собой индивидуально-определенное здание. Индивидуальным жилым домом также является и часть жилого дома, предназначенная для проживания отдельной семьи, имеющая отдельный вход-выход на прилегающий к дому земельный участок.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).

Совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет жилищный фонд (часть 1 статьи 19 ЖК РФ).

В силу пункта 3 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ одним из составляющих жилищного фонда является индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.

В силу прямого указания закона жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 19 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

Согласно части 7 статьи 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 499-ФЗ).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника (ч. 12 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ (здесь и далее – в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в спорный период времени) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14).

Аналогичная правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, и предусматривает, что в случае если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Как следует из вышеприведенных нормативных правовых положений в их системном толковании, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, на основании решения органа местного самоуправления о выплате собственнику жилого помещения выкупной стоимости, а также путем изъятия земельного участка, на котором расположен дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, для муниципальных нужд.

В пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства федеральным законодателем был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающий право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ            N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», как в ранее действовавшей, так и в ныне действующей редакции, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (п. 1) (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ); срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (п. 2) (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ФЗ); объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы (п. 3 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ФЗ).

Статья 2 в указанном Федеральном законе устанавливает, что предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ФЗ).

В силу п. 3 ст. 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации;

Таким образом, названный Закон регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией (Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по получению финансовой поддержки. Получателем предоставляемой финансовой поддержки, в том числе для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, являются субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Как следует из текста Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством согласно части 3 статьи 16 данного Закона.

Тем самым, критерием соблюдения прав подлежащих переселению из аварийных домов граждан, не являющихся непосредственными участниками правоотношений по предоставлению финансовой поддержки, регулируемых настоящим законом, как следует из смысла и содержания Закона, законодатель указывает соблюдение требований жилищного законодательства.

Следовательно, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, включен в указанную адресную программу, то в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» право на предоставление другого жилого помещения имеют все граждане, проживающие в данном жилом помещении, без исключения. При этом переселение граждан из аварийного жилищного фонда должно осуществляться не в произвольном порядке или по усмотрению должностных либо уполномоченных на это лиц, а исключительно в соответствии с жилищным законодательством (то есть в соответствии со статьями 32, 86 Жилищного кодекса РФ) в силу прямого указания в законе (ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу Галимову Э.Р. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве личной собственности жилое помещение – часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кадастровый , расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты>., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальную жилую застройку, кадастровый (л.д. 17).

Право собственности Галимова Э.Р. на указанное жилое помещение – часть жилого дома по <адрес> государственном реестре недвижимости за от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 16).

Истец и его представители утверждают, что принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение является квартирой в многоквартирном жилом доме, поэтому на истца распространяются положения ст. 32 ЖК РФ.

Оценивая доводы истца и его представителей в указанной части, суд исходит из следующего.

Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ              N 47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее по тексту – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

Согласно п. 6 Положения многоквартирным домом признается здание, соответствующее признакам, установленным частью 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 ЖК РФ многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа <данные изъяты> к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме

Согласно понятию, изложенному в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Как следует из экспертного заключения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-39), из заключения эксперта ФИО11 ФИО4 (л.д. 117-154), экспертами установлено, что исследуемое жилое помещение по <адрес> является частью жилого одноэтажного сборно-щитового дома, общей площадью <данные изъяты> в том числе жилой площадью <данные изъяты> Одноэтажный сборно-щитовой дом построен <данные изъяты>, фундамент дома имеет массовые прогрессирующие трещины, неравномерную осадку. Часть жилого дома по <адрес> не соответствует установленным для жилых помещений требованиям, является аварийной и не пригодной для проживания в с вязи с высоким физическим износом всех конструкций части жилого дома, в том числе фундаментов, стен и перекрытий, не подлежит ремонту либо реконструкции, существует реальная угроза для жизни и здоровья людей, проживающих в данной части жилого дома. Размер выкупной стоимости жилого помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ составляет на дату проведения экспертизы составляет 1 218 530 руб.

Согласно техническому паспорту БТИ на здание - часть жилого дома по <адрес> в <адрес> (л.д. 89-96), в указанном объекте строительства отсутствуют помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, коридоры, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

На земельном участке, на котором расположена часть жилого дома по <адрес> выстроены вспомогательные строения, предназначенные исключительно для обслуживания, эксплуатации и благоустройства именно данной части жилого дома, а именно: жилая <данные изъяты> Земельный участок по <адрес> отгорожен от земельного участка под другой частью жилого дома по <адрес> (л.д. 91-93).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кадастровый , не отвечает характеристикам многоквартирного дома, не является жилым домом блокированной застройки, поскольку в части спорного жилого дома отсутствует общее имущество, предназначенное для обслуживания другого (второго) жилого помещения, являющееся основным отличием жилого дома или его части от многоквартирного в их понимании как объектов жилищного строительства, которые определены положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исследуемое жилое здание состоит из двух наборов комнат как двух частей жилого дома, предназначенных исключительно для использования в качестве мест непосредственного проживания граждан в жилом доме.

Более того, спорная часть жилого дома в виде набора комнат не может быть признана квартирой в связи с отсутствием обязательного составляющего определения «квартира», как то: квартирой признается структурно обособленное помещение именно в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме, которые, как следует из экспертного заключения <данные изъяты>» и технического паспорта БТИ, у объекта исследования вообще отсутствуют.

Наряду с этим, исследуемое строение не является жилым домом блокированной застройки в связи с отсутствием обязательного составляющего определения (каждый блок), который расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Определяя принадлежащий истцу Галимову Э.Р. объект недвижимости как часть жилого дома, а не квартиру, суд также исходит из буквального содержания (толкования) договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого истец приобрел в собственность именно часть жилого дома по ул. С. Лазо, 64<данные изъяты> право собственности на который в установленном порядке зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости именно на часть жилого дома, а не на квартиру в многоквартирном жилом доме.

Указанные в договоре дарения и ЕГРН основные сведения об объекте недвижимости как части жилого дома (здания) стороной истца не оспорены, иных доказательств обратного вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Таким образом, доводы истца и его представителей о том, что принадлежащее Галимову Э.М. на праве собственности жилое помещение по <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> является квартирой, расположенной в многоквартирном жилом доме, суд находит несостоятельными, опровергаемыми как перечисленными выше нормами жилищного законодательства, Градостроительного кодекса РФ, так и исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, в пункте 36 Положения указано, что одним из оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является расположение жилых помещений в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 608)

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, из буквального содержания указанных норм Положения следует, что жилое помещение (индивидуальный жилой дом) может быть признан только непригодным для проживания вследствие расположения в опасных зонах схода оползней, но не аварийным и подлежащим сносу.

Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Поскольку Положением N 47 принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к компетенции органа местного самоуправления (пункт 49), следовательно, именно орган местного самоуправления определяет срок сноса конкретного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срок отселения физических и юридических лиц.

Вместе с тем, поскольку истец Галимов Э.Р. является собственником части индивидуального жилого дома, постольку суд приходит к выводу о том, что при разрешении настоящего спора положения жилищного законодательства, регулирующие вопросы признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в данном случае применению не подлежат.

Как установлено судом и подтверждено документально, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по обследованию многоквартирного дома                   принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения по <адрес> в <адрес> непригодным для проживания (л.д. 14-15).

Распоряжением администрации <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по <адрес> <адрес> признано непригодным для проживания.

Таким образом, доводы истца Галимова Э.Р. и его представителей ФИО8, Тихонова М.С. о том, что жилое помещение - часть жилого <адрес> в <адрес>, принадлежащее истцу на праве собственности, администрацией <адрес> было признано в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, являются несостоятельными, опровергаемыми исследованными в судебном заседании доказательствами.

Постановлением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 199 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу или реконструкции» на 2019-2025 годы. В силу раздела 4 основным мероприятием Программы является переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ. Реализация мероприятия Программы проводится по направлениям, в том числе выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, компенсационных выплат в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства по делу, часть жилого дома по <адрес> в <адрес> не включена в указанную региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, включен в список ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, дом расположен на территории горного отвода <данные изъяты> (л.д. 31), в санитарно-защитной зоне не находится (л.д. 35), соглашение о выкупе жилого помещения между истцом и ответчиком не достигнуто, истец Галимов Э.Р. малоимущим или нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, на учете в администрации в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит.

Таким образом, у Галимова Э.Р. право требования денежных средств в счет возмещения за жилое помещение (выкупа) применительно к ст. 32 ЖК РФ не возникло.

Учитывая, что спорное жилое помещение – часть жилого дома по <адрес> в <адрес>, собственником которого является истец Галимов Э.Р., в установленном порядке администрацией <адрес> аварийным и подлежащим сносу не признавалось, требований по сносу дома к собственнику дома с указанием срока его сноса не предъявлялось, дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, земельный участок под жилым домом для муниципальных нужд не изымался, соглашение о выкупе жилого помещения между истцом и ответчиком не достигнуто, истец малоимущим или нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, суд приходит к выводу о том, что у Галимова Э.Р. не возникло право требования денежных средств (выкупа) в счет возмещения за жилое помещение применительно к положениям статьи 32 ЖК РФ, и, следовательно, об отсутствии оснований для взыскания выкупной цены в размере 1 218 530 руб. за счет средств казны <данные изъяты>

Кроме того, как указано выше, в силу п. 2 ст. 239.2 ГК РФ изъятие у собственника земельного участка и отчуждение находящегося на таком земельном участке объекта недвижимого имущества (в данном случае индивидуального жилого дома) осуществляются одновременно.

Между тем, если индивидуальный жилой дом как объект жилищных прав признан непригодным для постоянного проживания, то в силу положений ст. 15 ЖК РФ утрачивается один из основных признаков жилого помещения. Следовательно, в отношении такого помещения договор об изъятии жилого помещения заключен быть не может.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований Галимова Э.Р. к администрации <адрес> о взыскании в его пользу на основании статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупной цены признанного непригодным для проживания жилого помещения - части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> в размере 1 218 530 руб., прекращении права собственности на указанный жилой дом суд отказывает полностью за необоснованностью.

Оценивая доводы представителей истца о наличии у него права на получение выкупной цены признанного непригодным для проживания жилого помещения - части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в связи с его нахождением на территории горного отвода <данные изъяты> суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с последующими изменениями и дополнениями) во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428, с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 778, от ДД.ММ.ГГГГ N 36, от ДД.ММ.ГГГГ N 566) межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до ДД.ММ.ГГГГ угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с ДД.ММ.ГГГГ шахтах в гг. <данные изъяты> (<адрес>) (далее - ветхое жилье); по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. <данные изъяты> (<адрес>), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно указанным Правилам, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.

В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44, от ДД.ММ.ГГГГ N 262, от ДД.ММ.ГГГГ N 778, от ДД.ММ.ГГГГ N 734, от ДД.ММ.ГГГГ N 314), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и содействие в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, направлены на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности именно в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействие приобрести взамен ставшего непригодным для проживания жилого помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к таким помещениям.

Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Так, согласно пункту 11 Правил N 428, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

В свою очередь, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, о чем указано в пункте 12 Правил N 428.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.

Как следует из письменной информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 172), заключения от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 2 110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода <данные изъяты> с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу», жилой дом по <адрес>, <данные изъяты> расположен на территории горного отвода <данные изъяты> подвергся влиянию горных работ, дом отнесен к категории «подработанные ветхие», дом подлежит сносу как ставший непригодным для проживания в результате ведения горных работ. В список на переселение включен жилец части жилого дома по <адрес> ФИО6, <данные изъяты> была предоставлена социальная выплата.

В списке на переселение из жилого помещения по <адрес> зарегистрированные граждане не значатся (л.д. 174).

Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428 жилой <адрес> в                                    <адрес>, состоящий из двух частей, расположенный на территории горного отвода <данные изъяты> был признан подлежащим сносу как непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на указанной шахте, а жильцы дома подлежали расселению путем предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого.

Истец Галимов Э.Р., являющийся собственником части жилого дома по <адрес> администрацией <адрес> в указанный список не включен, поскольку он не был зарегистрирован в нем по месту жительства на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, при этом право собственности на спорную часть жилого дома истец приобрел только ДД.ММ.ГГГГ. Согласно паспорту истца, он прописан по указанному адресу только с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

Поэтому истец, являющийся собственником жилого помещения – части жилого дома по <адрес> признанного подлежащим сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ угольного предприятия, не вправе претендовать на предоставление ему мер социальной поддержки со стороны государства в виде социальных выплат на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого.

Исходя из изложенного, суд считает установленным, что истец Галимов Э.Р., являющийся собственником жилого помещения – части жилого дома по <адрес> в <адрес>, не вправе претендовать на предоставление ему мер социальной поддержки со стороны государства в виде социальных выплат на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого.

Вместе с тем, права истца как собственника жилого помещения расположенного в жилом доме, признанном в установленном порядке подлежащим сносу по критериям безопасности, не могут быть попраны органом местного самоуправления при сносе указанного жилого дома в рамках реализации предоставленных ему полномочий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428.

В этом случае способом защиты прав граждан, являющихся собственниками указанных жилых помещений, расположенных в жилых домах, подлежащих сносу по критериям безопасности, является изъятие такого недвижимого имущества в порядке ст.ст. 239, 279 Гражданского кодекса РФ, а не на основании ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, в случае принятия администрацией <адрес> решения о сносе принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения - части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., его права как собственника будут защищены в установленном законом порядке в соответствии со статьями ст.ст. 239, 279 ГК РФ.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела администрацией <адрес> в установленном законом порядке решений о сносе принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения, об изъятии земельного участка под частью жилого дома для муниципальных нужд не принято, а также не достигнуто соглашение с истцом по данным вопросам в части, касающейся сроков, размера возмещения и других условий, на которых осуществляется изъятие земельного участка для муниципальных нужд (ч. 6 ст. 279 ГК РФ), суд приходит к выводу о том, что у Галимова Э.Р. не возникло и право требования денежных средств в счет возмещения за жилое помещение применительно к положениям статей 239, 279 ГК РФ.

Таким образом, суд отклоняет доводы представителей истцов о возникновении у администрации <адрес> обязанности по выкупу принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения как несостоятельные.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Как следует из ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в числе прочих суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела, понесенные сторонами.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку в удовлетворении исковых требований Галимова Э.Р. к администрации <адрес> о взыскании выкупной цены, прекращении права собственности отказано полностью за необоснованностью, поэтому не подлежат удовлетворению и требования по возмещению понесённых истцом судебных расходов по оплате госпошлины, на оплату услуг представителя полностью в силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░12 ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░ ░░░░░░░ 1 218 530 ░░░. (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░              00 ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░13 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░                        (░░░░░░░)                        ░.░. ░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░                        (░░░░░░░)                        ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ 42RS0-84 (2-498/2022) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>

2-498/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Галимов Эмиль Радифович
Ответчики
администрация города Прокопьевска
Другие
Чикун Максим Станиславович
Галимова Гульсум Исрафильевна
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Судья
Мокин Ю.В. - Судья
Дело на сайте суда
centr.kmr.sudrf.ru
01.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2022Передача материалов судье
03.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2022Подготовка дела (собеседование)
21.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2022Судебное заседание
14.06.2022Производство по делу возобновлено
21.06.2022Судебное заседание
05.10.2022Производство по делу возобновлено
05.10.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
12.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
07.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее