№ 2а-510/2021
УИД 11RS0016-01-2021-001006-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 06 июля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Костиной В. Н. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании решения об отказе в согласовании предоставления в собственность земельного участка незаконным,
установил:
Костина В.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании решения от 26.02.2021 №, на основании которого ей отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, незаконным. В обоснование заявленных требований указано, что она является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, площадью 1212 кв.м. На основании постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 18.03.2014 № утвержден акт выбора земельного участка для строительства объекта «Газоснабжение индивидуального жилого дома». Построив газопровод, Костина В.Н. оградила его забором. В 2018 году администрацией района в адрес административного истца направлено требование об освобождении земель общего пользования. После чего выяснилось, что при инвентаризации земель в 1997 году границы участка были определены по топографической съемке, то есть по существующему забору. Фактические границы никем не проверялись, с ней согласовывались, в то время как забор был установлен не по всему периметру и отсутствовал со стороны гаража, в связи с чем та часть участка не вошла в топографическую съемку. В последующем, она неоднократно обращалась в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлениями о перераспределении данного земельного участка, в удовлетворении которых ей было отказано.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 23.06.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения «Выльгорт».
Административный истец Костина В.Н. и её представитель Лыткина О.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске, дополнительно указали, что административный истец на протяжении длительного времени использовала спорный земельный участок. По данному участку истцом с согласия органов местного самоуправления проведен газопровод к жилому дому.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в судебном заседании с требованиями не согласилась, указав, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, дополнительно пояснила, что испрашиваемый истцом земельный участок имеет вид разрешенного использования – земельные участки общего пользования (уличная сеть), в связи с чем, приватизации не подлежит.
Заинтересованное лицо администрация сельского поселения «Выльгорт», надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Судом установлено, что административному истцу Костиной В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>.
27.01.2021 Костина В.Н. обратилась в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № К заявлению Костиной В.Н. приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения заявления Костиной В.Н. решением администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми № от 26.02.2021 административному истцу отказано в перераспределении земельных участков по основаниям, указанным в п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
В данном решении указано, что в границах земельного участка с кадастровым номером № расположен подземный газопровод низкого давления, а также трубопровод теплоснабжения. Данные сети имеют охранную зону, что не позволяет рационально использовать земельный участок. Кроме того, часть земельного участка, планируемого к предоставлению, является землями общего пользования.
Не согласившись с вынесенным решением, Костина В.Н. обратилась в суд с рассматриваемым иском
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (часть 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пп. 3 п. 1).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3).
В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно пункту 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с частью 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из информации, предоставленной Управлением Росреестра по Республике Коми, следует, что испрашиваемый Костиной В.Н. к перераспределению земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования.
Передача в частную собственность территории общего пользования противоречит положениям пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные Костиной В.Н. требования о признании решения от 26.02.2021 №, на основании которого ей отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, незаконным, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, согласно представленной в материалы дела информации АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» и ООО «Сыктывдинская тепловая компания» в границах земельного участка с кадастровым номером № расположен подземный газопровод низкого давления № мм и трубопровод теплоснабжения, имеющие охранную зону.
Доводы Костиной В.Н. о некорректном определении границ земельного участка при инвентаризации земель, в результате которого испрашиваемый участок выбыл из границ принадлежащего ей земельного участка, суд находит несостоятельными, поскольку в настоящее время материалы инвентаризации земель кадастровых кварталов № в части установления границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, на которые ссылался административный истец, до настоящего времени незаконными не признаны.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 227, 228, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Костиной В. Н. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании решения от 26.02.2021 №, на основании которого ей отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 13.07.2021.
Судья Е.А. Долгих