Гражданское дело № 2 - 74/2022
69RS0014-02-2021-001814-77
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2022 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Чувашовой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Сербуловой Д.Д.,
с участием представителя истца по доверенности Вишняковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова Сергея Михайловича к Администрации Конаковского района Тверской области, Криворогову Николаю Ивановичу, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрация сельского поселения «Завидово», Управление Росреестра по Тверской области, о признании незаконным и отмене постановления о предоставлении земельного участка в аренду, о признании не заключенным и незаконным договора аренды земельного участка, об обязывании провести аукцион по продаже земельного участка,
у с т а н о в и л:
В суд обратился Баранов Сергей Михайлович с исковым заявлением к Администрации Конаковского района Тверской области о признании незаконным и отмене решения о предоставлении земельного участка в аренду, о признании не заключенным договор аренды земельного участка, об обязывании провести аукцион по продаже земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указал следующее: 11 сентября 2020 года Баранов Сергей Михайлович обратился в Администрацию Конаковского района Тверской области с заявлением (вх. №5232-20Ф от 11.09.2020 г.) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в собственность за плату путем проведения аукциона. Указанный участок поставлен на кадастровый учет, имеет границы.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.39.11 Земельного кодекса РФ, решение о проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица, в порядке, установленном ст. 39.11 Земельного кодекса РФ. В том случае, если кадастровый учет земельного участка осуществлен, подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
- обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
- проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведение аукциона либо решения об отказе в проведение аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Так как по истечении 2 (двух) месяцев с даты подачи заявления о предоставлении участка, истец не получил ответ, то истцом были предприняты попытки уточнить данную информацию по телефону Администрации Конаковского района. Длительное время истца переключали на различных сотрудников, ответа не было. В связи с этим, истцом в почтовый ящик для приема документов Администрации Конаковского района Тверской области было направлено письмо (присвоен вх. №699-21Ф от 05.02.2021 г.) с просьбой продублировать ответ на ранее поданное заявление о предоставлении участка. 05 апреля 2021 года истец получил ответ (почтовым направлением) о том, что в предоставлении участка отказано в связи с тем, что поступило обращение от гражданина, имеющего преимущественное право на приобретение земельного участка в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Поскольку у истца возникли сомнения в правомерности действий Администрации Конаковского района, истец 13.04.2021 г. обратился в Конаковскую межрайонную прокуратуру с заявлением о возможном нарушении порядка предоставления земельного участка в связи с полученным отказом от Администрации Конаковского района. 17.06.2021 г. истцом был получен ответ Конаковской межрайонной прокуратуры (335т-21 от 18.05.2021г. направлено почтой) о том, что его доводы о незаконном отказе в предоставлении участка на торгах нашли подтверждение и в Администрацию Конаковского района было внесено представление об устранении нарушений требований земельного законодательства, а также о том, что по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования он будет дополнительно уведомлен.
05.07.2021 г. истец снова обратился в Администрацию Конаковского района с просьбой в соответствии с его заявлением от 11.09.2021 г. о предоставлении земельного участка, а также представления Конаковской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений, сообщить планируемую дату проведения аукциона по продаже права собственности на испрашиваемый им земельный участок.
18.08.2021 г. истец получил ответ (№3236 от 23.07.2021 г.) о том, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Истец позвонил в Конаковскую межрайонную прокуратуру с тем, чтобы уточнить о результатах прокурорского реагирования по его обращению. На что получил копию письменного ответа от Администрации Конаковского района Тверской области на заместителя межрайонного прокурора Климова А.А. о рассмотрении предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства. В нем Администрация Конаковского района пояснила, что в течение 2 (двух) месяцев с момента получения его заявления от 11.09.2021 г. было принято постановление №598 от 15.10.2020 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка в с/п Завидово, д. Елдино». Но участок не был выставлен на торги в связи с поступлением заявления Криворогова Н.И. вход №149-21 от 14.01.2021 г., имеющего преимущественное право в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Истец считает, что решение Администрации Конаковского района о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в первоочередном порядке Криворогову Н.И. незаконно, нарушает его права и законные интересы, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названного закона.
В п. 2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ перечислены условия заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ земельного участка установлено право предоставления земельного участка без торгов гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ установлен перечень оснований для принятия решения уполномоченным органом об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований. Согласно п. 12 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, основанием для принятия решения уполномоченным органом об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является то, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39,11 Земельного кодекса РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 названного закона.
Также в соответствии с п.11 ст.39.16. Земельного кодекса РФ, основанием для принятия решения уполномоченным органом об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является то, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Учитывая то, что Администрацией Конаковского района в течение 2 (двух) месяцев с момента получения заявления истца от 11.09.2021 г. было принято Постановление №598 от 15.10.2020 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка в с/п Завидово, д.Едино», то к моменту получения заявления от Криворогова Н.И. №149-21 от 14.01.2021 г. извещение о предоставлении земельного участка должно было быть опубликовано.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Согласно абз. 13 ч. 1 ст. 15 названного Закона военнослужащие -граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктом 12 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Предоставление указанным военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из смысла приведенных норм права следует, что предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство является одной из форм обеспечения военнослужащего жилым помещением, при условии признания его нуждающимся в жилом помещении. Следовательно, возможность получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство поставлена в зависимость от нуждаемости военнослужащего в жилом помещении.
Кроме того, стоит отметить тот факт, что п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено право, а не обязанность органов местного самоуправления выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Учитывая вышеизложенное, истец полагает, что у Администрации Конаковского района отсутствовали основания для предоставления Криворогову Н.И. земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов на праве аренды на основании пункта 12 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в первоочередном порядке без проведения торгов, действия Администрации по предоставлению земельного участка незаконны.
Аналогичные правовые позиции изложены в Апелляционном определении СК по административным делам Новосибирского областного суда от 25 февраля 2021 г. по делу № 33а-2175/2021; Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 22 октября 2019 г. по делу № 2-1016/2019; Кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2020 г. по делу № 8а-15298/2020; Кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02 марта 2021 г. по делу № 8а-3935/2021.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39.2, 39.3, 39.6, 39.11, 39.16, 39.18 Земельного кодекса РФ, ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец просит суд:
Признать незаконным и отменить решение Администрации Конаковского района Тверской области о предоставлении Криворогову Н.И. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать незаключенным договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:15:0210301:328, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, с/п Завидово, д. Елдино, заключенный между Администрацией Конаковского района Тверской области и Кривороговым Н.И.
Обязать Администрацию Конаковского района Тверской области провести аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>
12.01.2022 г., истец Баранов С.М., не отказываясь от первоначально заявленных исковых требований, подал заявление об уточнении иска, в котором просил суд:
Признать незаконным и отменить постановление Администрации Конаковского района Тверской области о предоставлении Криворогову Н.И. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, заключенный между Администрацией Конаковского района Тверской области и Кривороговым Н.И.
Обязать Администрацию Конаковского района Тверской области провести аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>
Протокольным определением суда от 06 декабря 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Криворогов Николай Иванович. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация сельского поселения «Завидово», Управление Росреестра по Тверской области.
Истец Баранов С.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, судебная повестка возвращена почтой по истечении срока хранения.
Представитель истца по доверенности Вишнякова Н.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что никаких действий по проведению аукциона администрация не приняла, аукцион не был проведен. Истец обратился в Конаковскую межрайонную прокуратуру, поскольку самостоятельно обратился в Администрацию Конаковского района не мог. Из-за введения ограничительных мер администрация была закрыта. В июле 2021 года истец повторно обратился к Администрацию Конаковского района и 18 августа 23021 г. получил ответ, что земельный участок предоставлен в аренду. Спорный участок является смежным к земельному участку истца и кроме него никто в этом участке не заинтересован. Спорный участок до настоящего времени не огорожен, никакая деятельность на нем не ведется, участок не разрабатывается, строительные материалы не завезены. Ответ Администрации Конаковского района, датированный 08.10.2020 г. она получила на руки только в июле 2021 года. Истец данный ответ ранее ни лично, ни по почте не получал.
Ответчик Администрация Конаковского района своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебной повестки. В материалы дела представлен письменный отзыв представителя ответчика по доверенности Понькиной К.Н., в котором представитель ответчика возражает против удовлетворения иска, ссылаясь, что спорный земельный участок на основании ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставлен Криворогову Н.И. в аренду на основании заявления последнего от 14.01.2021 г. Договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с Кривороговым Н.И., на настоящий момент, не подписан.
Ответчик Криворогов Н.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, по сведениям сайта Почта России судебное извещение получено адресатом.
3-и лица Администрация сельского поселения «Завидово», Управление Росреестра по Тверской области своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в деле имеются расписки о получении судебных повесток.
Согласно статье 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С согласия представителя истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно части 3 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;
2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы);
3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
4) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
В силу части 5 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что 10 сентября 2020 года истец Баранов Сергей Михайлович обратился в Администрацию Конаковского района Тверской области с заявлением (вх. №5232-20Ф от 11.09.2020 г.) о предоставлении в собственность за плату путем проведения аукциона, земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для размещения объекта капитального строительства – жилого дома. Указал, что является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером №
К заявлению Баранов С.М. приложил выписку из ЕГРН о земельном участке от 09.09.2020 г.
Не получив ответа на свое заявление, Баранов С.М. повторно обратился 05.02.2021 г. в Администрацию Конаковского района с просьбой продублировать ответ на его заявление от 10.09.2021 г.
Из письма Администрации Конаковского района от 08.02.2021 г. исх.№ 109 следует, что заявление Баранова С.М. рассмотрено, в предоставлении земельного участка отказано, так как в адрес Администрации Конаковского района поступило обращение гражданина, имеющего преимущественное право на приобретение земельного участка, в соответствии с п.12 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Судом установлено и подтверждается копией заявления, что 14.01.2021 г. в Администрацию Конаковского района поступило заявление Криворогова Николая Ивановича, проживающего по адресу: г.Крымск, ул.Белинского, 57, кв.36. о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка с кадастровым номером №, на основании пп.14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ и п.12 ст.15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Письмом от 26.01.2021 г. № 73 Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Конаковского района предложил Криворогову Н.И. предоставить сообщение о том, что ранее преимущественным правом в рамках реализации Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», он не воспользовался.
Такое сообщение поступило в Администрацию Конаковского района от Криворогова Н.И. 18.06.2021 г.
22.07.2021 г. Администрация Конаковского района Тверской области вынесла постановление № 491 о предоставлении Криворогову Н.И. в аренду сроком на 20 лет земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес> площадью 1144 кв.м., в границах, указанных в выписке из ЕГРН.
28 июля 2021 года на основании постановления администрации Конаковского района № 491 от 22.07.2021 г., администрацией Конаковского района подготовлен Договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, который до настоящего времени арендатором Кривороговым Н.И. не подписан, договор аренды в установленном законом порядке не зарегистрирован.
Выпиской из ЕГРН от 27.12.2021 г. подтверждается, что сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 69:15:0210301:328, в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы.
С целью проверки правомерности действий Администрации Конаковского района, Баранов С.М. 13.04.2021 г. обратился в Конаковскую межрайонную прокуратуру.
17.06.2021 г. истцом был получен ответ Конаковской межрайонной прокуратуры (335т-21 от 18.05.2021г. направлено почтой) о том, что его доводы о незаконном отказе в предоставлении участка на торгах нашли подтверждение и в Администрацию Конаковского района было внесено представление об устранении нарушений требований земельного законодательства, а также о том, что по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования он будет дополнительно уведомлен.
05.07.2021 г. истец снова обратился в Администрацию Конаковского района с просьбой в соответствии с его заявлением от 11.09.2021 г. о предоставлении земельного участка, а также представления Конаковской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений, сообщить планируемую дату проведения аукциона по продаже права собственности на испрашиваемый им земельный участок.
18.08.2021 г. истец получил ответ (№3236 от 23.07.2021 г.) о том, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Истец обратился в Конаковскую межрайонную прокуратуру с тем, чтобы уточнить результат прокурорского реагирования по его обращению. На что получил копию письменного ответа от Администрации Конаковского района Тверской области на имя заместителя межрайонного прокурора Климова А.А. о рассмотрении предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства. В нем Администрация Конаковского района пояснила, что в течение 2 (двух) месяцев с момента получения его заявления от 11.09.2021 г. было принято постановление №598 от 15.10.2020 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка в с/п Завидово, д. Елдино». Но участок не был выставлен на торги в связи с поступлением заявления Криворогова Н.И. вход №149-21 от 14.01.2021 г., имеющего преимущественное право в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Истец, не согласившись с решением Администрации Конаковского района о предоставлении в первоочередном порядке Криворогову Н.И. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, обратился в суд с настоящим иском.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю (в нем должны быть указаны все основания отказа).
Согласно пункту 12 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Исходя из смысла данной нормы предусмотрено выделение земельных участков для строительства в первоочередном порядке, но не право на безвозмездное получение земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ утратила силу с 01 января 2005 года.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 февраля 2011 года N 163-О-О по жалобе бывшего военнослужащего по вопросу предоставления земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства, отмена пунктом 10 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ льготы по предоставлению земельного участка определенным категориям граждан - при том, что бесплатное предоставление земельных участков Конституцией Российской Федерации не гарантируется - не выходит за пределы дискреции федерального законодателя, а потому оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
На момент обращения Криворогова Н.И. в отношении спорного земельного участка Администрацией Конаковского района было вынесено постановление №598 от 15.10.2020 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка в с/п Завидово, д. Елдино», которое в установленном законом порядке не отменено.
Таким образом, оснований полагать, что спорный земельный участок был свободен от прав иных лиц и мог быть предоставлен Криворогову Н.И. на основании пункта 12 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", у суда не имеется.
Кроме того, из копии паспорта Криворогова Н.И. следует, что он зарегистрирован по месту жительства в г.Крымск, а обратился за земельным участком в администрацию Конаковского района Тверской области и без необходимого комплекта документов.
Данных о том, обеспечивался ли Криворогов Н.И. жилым помещением при увольнении, является ли он нуждающимся в предоставлении жилого помещения, состоял ли он на учете в качестве нуждающегося, в деле нет.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования истца о признании незаконным с момента принятия постановление Администрации Конаковского района Тверской области о предоставлении Криворогову Н.И. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», подлежит удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п.1 ст.425 ГК РФ). Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу части 2 статьи 26 Земельного кодекса РФ, договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Поскольку условиями договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, между Администрацией Конаковского района Тверской области и Кривороговым Н.И., предусмотрен срок аренды 20 лет, договор подлежал государственной регистрации.
На момент рассмотрения настоящего спора, договор аренды не подписан со стороны арендатора и не прошел государственную регистрацию, что свидетельствует о незаключенности спорного договора.
В связи с чем, надлежит признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:15:0210301:328, площадью 1144 кв.м. по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, с/п Завидово, д. Елдино, между Администрацией Конаковского района Тверской области и Кривороговым Н.И., незаключенным.
Поскольку постановление Администрации Конаковского района №598 от 15.10.2020 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка в с/п Завидово, д. Елдино», в установленном законом порядке не отменено, надлежит обязать Администрацию Конаковского района Тверской области провести аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>
Исковые требования Баранова С.М. к Администрации Конаковского района Тверской области, Криворогову Н.И. о признании незаконным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 69:15:0210301:328, площадью 1144 кв.м. по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, с/п Завидово, д. Елдино, заключенного между Администрацией Конаковского <адрес> и Кривороговым Н.И., удовлетворению не подлежат, поскольку договор аренды в установленном законом порядке не заключен.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Баранова Сергея Михайловича удовлетворить частично.
Признать незаконным с момента принятия постановление Администрации Конаковского района Тверской области о предоставлении Криворогову Н.И. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать незаключенным договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, между Администрацией Конаковского <адрес> и Кривороговым Н.И.
Обязать Администрацию Конаковского района Тверской области провести аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований Баранова Сергея Михайловича к Администрации Конаковского района Тверской области, Криворогову Николаю Ивановичу о признании незаконным договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, заключенного между Администрацией Конаковского <адрес> и Кривороговым Н.И., отказать.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Чувашова И.А.
Заочное решение в мотивированном виде изготовлено 14.02.2022 г.
Председательствующий Чувашова И.А.
Гражданское дело № 2 - 74/2022
69RS0014-02-2021-001814-77
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2022 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Чувашовой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Сербуловой Д.Д.,
с участием представителя истца по доверенности Вишняковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова Сергея Михайловича к Администрации Конаковского района Тверской области, Криворогову Николаю Ивановичу, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрация сельского поселения «Завидово», Управление Росреестра по Тверской области, о признании незаконным и отмене постановления о предоставлении земельного участка в аренду, о признании не заключенным и незаконным договора аренды земельного участка, об обязывании провести аукцион по продаже земельного участка,
у с т а н о в и л:
В суд обратился Баранов Сергей Михайлович с исковым заявлением к Администрации Конаковского района Тверской области о признании незаконным и отмене решения о предоставлении земельного участка в аренду, о признании не заключенным договор аренды земельного участка, об обязывании провести аукцион по продаже земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указал следующее: 11 сентября 2020 года Баранов Сергей Михайлович обратился в Администрацию Конаковского района Тверской области с заявлением (вх. №5232-20Ф от 11.09.2020 г.) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в собственность за плату путем проведения аукциона. Указанный участок поставлен на кадастровый учет, имеет границы.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.39.11 Земельного кодекса РФ, решение о проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица, в порядке, установленном ст. 39.11 Земельного кодекса РФ. В том случае, если кадастровый учет земельного участка осуществлен, подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
- обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
- проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведение аукциона либо решения об отказе в проведение аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Так как по истечении 2 (двух) месяцев с даты подачи заявления о предоставлении участка, истец не получил ответ, то истцом были предприняты попытки уточнить данную информацию по телефону Администрации Конаковского района. Длительное время истца переключали на различных сотрудников, ответа не было. В связи с этим, истцом в почтовый ящик для приема документов Администрации Конаковского района Тверской области было направлено письмо (присвоен вх. №699-21Ф от 05.02.2021 г.) с просьбой продублировать ответ на ранее поданное заявление о предоставлении участка. 05 апреля 2021 года истец получил ответ (почтовым направлением) о том, что в предоставлении участка отказано в связи с тем, что поступило обращение от гражданина, имеющего преимущественное право на приобретение земельного участка в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Поскольку у истца возникли сомнения в правомерности действий Администрации Конаковского района, истец 13.04.2021 г. обратился в Конаковскую межрайонную прокуратуру с заявлением о возможном нарушении порядка предоставления земельного участка в связи с полученным отказом от Администрации Конаковского района. 17.06.2021 г. истцом был получен ответ Конаковской межрайонной прокуратуры (335т-21 от 18.05.2021г. направлено почтой) о том, что его доводы о незаконном отказе в предоставлении участка на торгах нашли подтверждение и в Администрацию Конаковского района было внесено представление об устранении нарушений требований земельного законодательства, а также о том, что по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования он будет дополнительно уведомлен.
05.07.2021 г. истец снова обратился в Администрацию Конаковского района с просьбой в соответствии с его заявлением от 11.09.2021 г. о предоставлении земельного участка, а также представления Конаковской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений, сообщить планируемую дату проведения аукциона по продаже права собственности на испрашиваемый им земельный участок.
18.08.2021 г. истец получил ответ (№3236 от 23.07.2021 г.) о том, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Истец позвонил в Конаковскую межрайонную прокуратуру с тем, чтобы уточнить о результатах прокурорского реагирования по его обращению. На что получил копию письменного ответа от Администрации Конаковского района Тверской области на заместителя межрайонного прокурора Климова А.А. о рассмотрении предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства. В нем Администрация Конаковского района пояснила, что в течение 2 (двух) месяцев с момента получения его заявления от 11.09.2021 г. было принято постановление №598 от 15.10.2020 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка в с/п Завидово, д. Елдино». Но участок не был выставлен на торги в связи с поступлением заявления Криворогова Н.И. вход №149-21 от 14.01.2021 г., имеющего преимущественное право в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Истец считает, что решение Администрации Конаковского района о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в первоочередном порядке Криворогову Н.И. незаконно, нарушает его права и законные интересы, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названного закона.
В п. 2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ перечислены условия заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ земельного участка установлено право предоставления земельного участка без торгов гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ установлен перечень оснований для принятия решения уполномоченным органом об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований. Согласно п. 12 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, основанием для принятия решения уполномоченным органом об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является то, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39,11 Земельного кодекса РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 названного закона.
Также в соответствии с п.11 ст.39.16. Земельного кодекса РФ, основанием для принятия решения уполномоченным органом об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является то, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Учитывая то, что Администрацией Конаковского района в течение 2 (двух) месяцев с момента получения заявления истца от 11.09.2021 г. было принято Постановление №598 от 15.10.2020 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка в с/п Завидово, д.Едино», то к моменту получения заявления от Криворогова Н.И. №149-21 от 14.01.2021 г. извещение о предоставлении земельного участка должно было быть опубликовано.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Согласно абз. 13 ч. 1 ст. 15 названного Закона военнослужащие -граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктом 12 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Предоставление указанным военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из смысла приведенных норм права следует, что предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство является одной из форм обеспечения военнослужащего жилым помещением, при условии признания его нуждающимся в жилом помещении. Следовательно, возможность получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство поставлена в зависимость от нуждаемости военнослужащего в жилом помещении.
Кроме того, стоит отметить тот факт, что п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено право, а не обязанность органов местного самоуправления выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Учитывая вышеизложенное, истец полагает, что у Администрации Конаковского района отсутствовали основания для предоставления Криворогову Н.И. земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов на праве аренды на основании пункта 12 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в первоочередном порядке без проведения торгов, действия Администрации по предоставлению земельного участка незаконны.
Аналогичные правовые позиции изложены в Апелляционном определении СК по административным делам Новосибирского областного суда от 25 февраля 2021 г. по делу № 33а-2175/2021; Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 22 октября 2019 г. по делу № 2-1016/2019; Кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2020 г. по делу № 8а-15298/2020; Кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02 марта 2021 г. по делу № 8а-3935/2021.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39.2, 39.3, 39.6, 39.11, 39.16, 39.18 Земельного кодекса РФ, ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец просит суд:
Признать незаконным и отменить решение Администрации Конаковского района Тверской области о предоставлении Криворогову Н.И. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать незаключенным договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:15:0210301:328, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, с/п Завидово, д. Елдино, заключенный между Администрацией Конаковского района Тверской области и Кривороговым Н.И.
Обязать Администрацию Конаковского района Тверской области провести аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>
12.01.2022 г., истец Баранов С.М., не отказываясь от первоначально заявленных исковых требований, подал заявление об уточнении иска, в котором просил суд:
Признать незаконным и отменить постановление Администрации Конаковского района Тверской области о предоставлении Криворогову Н.И. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, заключенный между Администрацией Конаковского района Тверской области и Кривороговым Н.И.
Обязать Администрацию Конаковского района Тверской области провести аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>
Протокольным определением суда от 06 декабря 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Криворогов Николай Иванович. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация сельского поселения «Завидово», Управление Росреестра по Тверской области.
Истец Баранов С.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, судебная повестка возвращена почтой по истечении срока хранения.
Представитель истца по доверенности Вишнякова Н.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что никаких действий по проведению аукциона администрация не приняла, аукцион не был проведен. Истец обратился в Конаковскую межрайонную прокуратуру, поскольку самостоятельно обратился в Администрацию Конаковского района не мог. Из-за введения ограничительных мер администрация была закрыта. В июле 2021 года истец повторно обратился к Администрацию Конаковского района и 18 августа 23021 г. получил ответ, что земельный участок предоставлен в аренду. Спорный участок является смежным к земельному участку истца и кроме него никто в этом участке не заинтересован. Спорный участок до настоящего времени не огорожен, никакая деятельность на нем не ведется, участок не разрабатывается, строительные материалы не завезены. Ответ Администрации Конаковского района, датированный 08.10.2020 г. она получила на руки только в июле 2021 года. Истец данный ответ ранее ни лично, ни по почте не получал.
Ответчик Администрация Конаковского района своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебной повестки. В материалы дела представлен письменный отзыв представителя ответчика по доверенности Понькиной К.Н., в котором представитель ответчика возражает против удовлетворения иска, ссылаясь, что спорный земельный участок на основании ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставлен Криворогову Н.И. в аренду на основании заявления последнего от 14.01.2021 г. Договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с Кривороговым Н.И., на настоящий момент, не подписан.
Ответчик Криворогов Н.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, по сведениям сайта Почта России судебное извещение получено адресатом.
3-и лица Администрация сельского поселения «Завидово», Управление Росреестра по Тверской области своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в деле имеются расписки о получении судебных повесток.
Согласно статье 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С согласия представителя истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно части 3 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;
2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы);
3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
4) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
В силу части 5 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что 10 сентября 2020 года истец Баранов Сергей Михайлович обратился в Администрацию Конаковского района Тверской области с заявлением (вх. №5232-20Ф от 11.09.2020 г.) о предоставлении в собственность за плату путем проведения аукциона, земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для размещения объекта капитального строительства – жилого дома. Указал, что является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером №
К заявлению Баранов С.М. приложил выписку из ЕГРН о земельном участке от 09.09.2020 г.
Не получив ответа на свое заявление, Баранов С.М. повторно обратился 05.02.2021 г. в Администрацию Конаковского района с просьбой продублировать ответ на его заявление от 10.09.2021 г.
Из письма Администрации Конаковского района от 08.02.2021 г. исх.№ 109 следует, что заявление Баранова С.М. рассмотрено, в предоставлении земельного участка отказано, так как в адрес Администрации Конаковского района поступило обращение гражданина, имеющего преимущественное право на приобретение земельного участка, в соответствии с п.12 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Судом установлено и подтверждается копией заявления, что 14.01.2021 г. в Администрацию Конаковского района поступило заявление Криворогова Николая Ивановича, проживающего по адресу: г.Крымск, ул.Белинского, 57, кв.36. о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка с кадастровым номером №, на основании пп.14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ и п.12 ст.15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Письмом от 26.01.2021 г. № 73 Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Конаковского района предложил Криворогову Н.И. предоставить сообщение о том, что ранее преимущественным правом в рамках реализации Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», он не воспользовался.
Такое сообщение поступило в Администрацию Конаковского района от Криворогова Н.И. 18.06.2021 г.
22.07.2021 г. Администрация Конаковского района Тверской области вынесла постановление № 491 о предоставлении Криворогову Н.И. в аренду сроком на 20 лет земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес> площадью 1144 кв.м., в границах, указанных в выписке из ЕГРН.
28 июля 2021 года на основании постановления администрации Конаковского района № 491 от 22.07.2021 г., администрацией Конаковского района подготовлен Договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, который до настоящего времени арендатором Кривороговым Н.И. не подписан, договор аренды в установленном законом порядке не зарегистрирован.
Выпиской из ЕГРН от 27.12.2021 г. подтверждается, что сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 69:15:0210301:328, в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы.
С целью проверки правомерности действий Администрации Конаковского района, Баранов С.М. 13.04.2021 г. обратился в Конаковскую межрайонную прокуратуру.
17.06.2021 г. истцом был получен ответ Конаковской межрайонной прокуратуры (335т-21 от 18.05.2021г. направлено почтой) о том, что его доводы о незаконном отказе в предоставлении участка на торгах нашли подтверждение и в Администрацию Конаковского района было внесено представление об устранении нарушений требований земельного законодательства, а также о том, что по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования он будет дополнительно уведомлен.
05.07.2021 г. истец снова обратился в Администрацию Конаковского района с просьбой в соответствии с его заявлением от 11.09.2021 г. о предоставлении земельного участка, а также представления Конаковской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений, сообщить планируемую дату проведения аукциона по продаже права собственности на испрашиваемый им земельный участок.
18.08.2021 г. истец получил ответ (№3236 от 23.07.2021 г.) о том, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Истец обратился в Конаковскую межрайонную прокуратуру с тем, чтобы уточнить результат прокурорского реагирования по его обращению. На что получил копию письменного ответа от Администрации Конаковского района Тверской области на имя заместителя межрайонного прокурора Климова А.А. о рассмотрении предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства. В нем Администрация Конаковского района пояснила, что в течение 2 (двух) месяцев с момента получения его заявления от 11.09.2021 г. было принято постановление №598 от 15.10.2020 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка в с/п Завидово, д. Елдино». Но участок не был выставлен на торги в связи с поступлением заявления Криворогова Н.И. вход №149-21 от 14.01.2021 г., имеющего преимущественное право в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Истец, не согласившись с решением Администрации Конаковского района о предоставлении в первоочередном порядке Криворогову Н.И. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, обратился в суд с настоящим иском.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю (в нем должны быть указаны все основания отказа).
Согласно пункту 12 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Исходя из смысла данной нормы предусмотрено выделение земельных участков для строительства в первоочередном порядке, но не право на безвозмездное получение земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ утратила силу с 01 января 2005 года.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 февраля 2011 года N 163-О-О по жалобе бывшего военнослужащего по вопросу предоставления земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства, отмена пунктом 10 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ льготы по предоставлению земельного участка определенным категориям граждан - при том, что бесплатное предоставление земельных участков Конституцией Российской Федерации не гарантируется - не выходит за пределы дискреции федерального законодателя, а потому оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
На момент обращения Криворогова Н.И. в отношении спорного земельного участка Администрацией Конаковского района было вынесено постановление №598 от 15.10.2020 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка в с/п Завидово, д. Елдино», которое в установленном законом порядке не отменено.
Таким образом, оснований полагать, что спорный земельный участок был свободен от прав иных лиц и мог быть предоставлен Криворогову Н.И. на основании пункта 12 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", у суда не имеется.
Кроме того, из копии паспорта Криворогова Н.И. следует, что он зарегистрирован по месту жительства в г.Крымск, а обратился за земельным участком в администрацию Конаковского района Тверской области и без необходимого комплекта документов.
Данных о том, обеспечивался ли Криворогов Н.И. жилым помещением при увольнении, является ли он нуждающимся в предоставлении жилого помещения, состоял ли он на учете в качестве нуждающегося, в деле нет.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования истца о признании незаконным с момента принятия постановление Администрации Конаковского района Тверской области о предоставлении Криворогову Н.И. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», подлежит удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п.1 ст.425 ГК РФ). Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу части 2 статьи 26 Земельного кодекса РФ, договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Поскольку условиями договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, между Администрацией Конаковского района Тверской области и Кривороговым Н.И., предусмотрен срок аренды 20 лет, договор подлежал государственной регистрации.
На момент рассмотрения настоящего спора, договор аренды не подписан со стороны арендатора и не прошел государственную регистрацию, что свидетельствует о незаключенности спорного договора.
В связи с чем, надлежит признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:15:0210301:328, площадью 1144 кв.м. по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, с/п Завидово, д. Елдино, между Администрацией Конаковского района Тверской области и Кривороговым Н.И., незаключенным.
Поскольку постановление Администрации Конаковского района №598 от 15.10.2020 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка в с/п Завидово, д. Елдино», в установленном законом порядке не отменено, надлежит обязать Администрацию Конаковского района Тверской области провести аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>
Исковые требования Баранова С.М. к Администрации Конаковского района Тверской области, Криворогову Н.И. о признании незаконным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 69:15:0210301:328, площадью 1144 кв.м. по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, с/п Завидово, д. Елдино, заключенного между Администрацией Конаковского <адрес> и Кривороговым Н.И., удовлетворению не подлежат, поскольку договор аренды в установленном законом порядке не заключен.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Баранова Сергея Михайловича удовлетворить частично.
Признать незаконным с момента принятия постановление Администрации Конаковского района Тверской области о предоставлении Криворогову Н.И. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, в аренду в первоочередном порядке в соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать незаключенным договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, между Администрацией Конаковского <адрес> и Кривороговым Н.И.
Обязать Администрацию Конаковского района Тверской области провести аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований Баранова Сергея Михайловича к Администрации Конаковского района Тверской области, Криворогову Николаю Ивановичу о признании незаконным договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1144 кв.м. по адресу: <адрес>, заключенного между Администрацией Конаковского <адрес> и Кривороговым Н.И., отказать.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Чувашова И.А.
Заочное решение в мотивированном виде изготовлено 14.02.2022 г.
Председательствующий Чувашова И.А.