В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-4233
Строка № 024 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 30 мая 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Глазовой Н.В., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Мурашко А.А.,
с участием адвоката З М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по иску ДЮИ к департаменту социальной защиты Воронежской области, департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключении договора найма жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности ЗА.Д.
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 января 2017 г.
(судья райсуда Манькова Е.М.),
У С Т А Н О В И Л А:
ДЮ.И. обратилась в суд с иском к ответчикам, просит обязать департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на квартиру, предоставленную на основании решения департамента социальной защиты Воронежской области.
В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать-одиночка ДЛ.И. лишена родительских прав решением Панинского районного суда Воронежской области от 21 января 2000 г. Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от г. № она принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с г. Однако, до настоящего времени жилье не предоставлено, чем нарушаются ее права (л.д. 7-14).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 января 2017 г., с учетом определения того же суда от 29 марта 2017 г. об исправлении описки, исковые требования ДЮ.И. удовлетворены частично (л.д. 55, 56-59, 81).
В апелляционной жалобе представителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности З А.Д. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в иске к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (л.д. 61-64).
В суде апелляционной инстанции Д Ю.И. и ее представитель адвокат З М.В. просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав истца ДЮ.И., адвоката ЗМ.В., исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДЮ.И., года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать-одиночка ДЛ.И. лишена родительских прав решением Панинского районного суда Воронежской области от 21 января 2000 г.
Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от г. № истец была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с г. (л.д. 12).
До настоящего времени жилым помещением ДЮ.И. не обеспечена.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции верно применил положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", регулирующие спорные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение. Поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать состоятельными.
Пунктом 3 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом в законе отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку.
Законодательством Воронежской области также не предусмотрена очередность при предоставлении жилых помещений указанной категории лиц.
Согласно п. 2, 4 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Таким уполномоченным органом в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 г. № 1132 является департамент социальной защиты населения Воронежской области.
Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 14 апреля 2013 г. N 1476/ОД утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет.
В соответствии с указанным Порядком жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).
Департамент социального развития Воронежской области на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области".
Основанием для включения в Список является приказ департамента о принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Лица указанной категории включаются в Список в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии на учет в один день нескольких лиц данной категории очередность в Списке устанавливается в алфавитном порядке по фамилии заявителя (п. 4.1).
Формирование Списка осуществляется в целях эффективного планирования бюджетных денежных средств для приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, жилых помещений; заблаговременного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (п. 1.2.).
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации и законодательства Воронежской области, событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18-ти лет.
Правильно определив характер спорных правоотношений, проверив доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку ДЮ.И., года рождения, относится к категории: лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании договора найма специализированного жилого помещения, с г. (л.д. 12).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящий момент свободных жилых помещений, отвечающих требованиям законодательства, для предоставления указанной категории лиц, в собственности Воронежской области не имеется, ничем не подтверждаются. Какие-либо доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства, ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Доводы жалобы о том, что такая категория граждан как «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» исключена из перечня лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения на основании договора социального найма, на существо постановленного судом решения не влияют. Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием нескольких условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Воронежской области. В данном случае все условия имеют место быть, поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа Д Ю.И. в удовлетворении исковых требований о предоставлении ей жилого помещения по договору специализированного найма.
Ссылка в жалобе на пункт 6 статьи 97.10 Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», которым предусмотрено предоставление ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до фактического обеспечения жилым помещением, не может повлечь отмены решения суда, поскольку право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, на которые указывается в жалобе, судом не допущено.
Постановленным судом решением о возложении на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения департамента социальной защиты Воронежской области, принятым в соответствии с положениями пункта 5 Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, не нарушены какие-либо права департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, поэтому апелляционная жалоба является безосновательной.
Таким образом, доводов, являющихся основанием для отмены решения суда, в апелляционной жалобе, не содержится.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 января 2017 г., с учетом определения того же суда от 29 марта 2017 г. об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности З А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: