ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-309/2024 № 33-4709/2024 | Председательствующий в суде первой инстанциисудья – докладчик в суде апелляционной инстанции | Кулешова О.И.Старова Н.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Старовой Н.А.,
судей Богославской С.А., Копаева А.А.,
при секретаре Пивоварове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Ялты Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ялта Республики Крым, Табакову ФИО15 о признании незаконными решений, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, прекращении права собственности на земельный участок, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Табакова Эдуарда Александровича – Арцер Эдуарда Александровича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.01.2024 года,-
установила:
прокурор г.Ялты Республики Крым, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Ялта Республики Крым, Табакову Э.А., в котором просил: признать незаконным решение 34-й сессии Форосского поселкового совета 6-го созыва от 26.11.2012 года №40; признать недействительным постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 23.09.2015 г. №2152-п; истребовать из чужого незаконного владения Табакова Э.А. земельный участок №12, кадастровый номер №, расположенный по адресу<адрес> в собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной по поручению прокуратуры Республики Крым проверки исполнения требований земельного законодательства на территории городского округа Ялта установлено, что при даче разрешения Табакову Э.А. на составление проекта землеустройства по отводу указанного выше земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) и в последующем при передаче в собственность в порядке завершения оформления прав органом местного самоуправления не учтен режим застройки участка, не предполагавший строительство на нем капитальных объектов.
Постановлением Совета Министров Крыма от 15.06.1993 года № 136 утвержден Генеральный план Большой Ялты, согласно которому вышеуказанный земельный участок был расположен на территории Ялтинского горно–лесного природного заповедника, частично лесопарков. Данный Генеральный план действовал до 03.12.2018 года. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 09.10.2007 года № 618 был утвержден проект корректировки Генерального плана Большой Ялты, согласно которому земельный участок также был расположен на территории Ялтинского горно–лесного природного заповедника. Кроме того, согласно генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта, утвержденному решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 03.12.2018 года № 3, указанный земельный участок расположен в зоне городских лесов. Градостроительным регламентом данной зоны вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства не предусмотрен. Таким образом, право собственности Табакова Э.А. на земельный участок возникло незаконно, а само его предоставление основано на ничтожной сделке.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.01.2024 года исковые требования удовлетворены частично.
Судом постановлено: признать незаконным решение 34-й сессии Форосского городского совета 6-го созыва от 26.11.2012 г. № 40 о предоставлении Табакову Э.А. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Признать незаконным постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 23.09.2015 г. № 2152-п «О предоставлении Табакову Э.А. земельного участка в собственность по адресу<адрес> в порядке завершения оформления прав».
Истребовать из владения Табакова Э.А. в собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений относительно прав на земельный участок с кадастровым номером №
Взыскать с Табакова Э.А. и администрации города Ялта Республики Крым (ИНН 9103012029) в пользу федерального бюджета расходы по производству экспертизы в размере 59 000 рублей, то есть по 29 500 рублей с каждого.
Не согласившись с указанным решением, представитель Табакова Э.А. – Арцер Э.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в иске. Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки тем обстоятельствам, что месторасположение и вид разрешенного использования земельного участка как на момент принятия решения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в 2012 году, так и на момент принятия решения о передаче земельного участка в собственность в 2015 году, предусматривал возможность размещения на нем объектов капитального строительства, а также соответствовало действующей в п. Олива градостроительной документации – схеме Детального плана застройки квартала усадебной застройки «Верхняя Олива», утвержденного решением 65-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 года № 13, п. 2 которого земельному участку установлена категория земель «земли жилой и общественной застройки», что также подтверждено выводами судебной землеустроительной экспертизы. Кроме того, судом первой инстанции неверно применены правила о применении сроков исковой давности, поскольку истцом пропущен срок исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора г.Ялты Республики Крым, представитель Службы охраны в Крыму Федеральной Службы Охраны в Российской Федерации Мельников Д.А. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор Ислямова М.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, представитель Табакова Э.А. – Арцер Э.А. направил в адрес суда апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи-докладчика,пояснения прокурора, проверив законность иобоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов,изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 19.12.2003 года N 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПКРФ).
По мнению судебной коллегии, решение суда соответствует указанным требованиям.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 12,301, 302 ГК РФ, статей 60, 61 ЗК РФ, ст.ст. 38, 39, 83,116, 118 ЗК Украины, указал на наличие оснований для истребования спорного земельного участка из незаконного владения ответчика.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первойинстанции, исходя из следующего.
Решением 34-й сессии 06-го созыва Форосского поссовета № 40 от 26.11.2012 года Табакову Э.А. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка № ориентировочной площадью 0,15 га по передаче его бесплатно, в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 10,79).
25.03.2015 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № (т.1 л.д.55-56).
Постановлением администрации г. Ялта Республики Крым от 23.09.2015 года №2152-п в собственность Табакова Э.А. в порядке завершения оформления прав передан земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м. для строительства и обслуживания жилого дома, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка, в границах, указанных в кадастровом паспорте (т. 1 л.д. 51-52).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости 04.03.2016 года осуществлена государственная регистрация права собственности Табакова Э.А. на указанный земельный участок (т.1 л.д. 40-43).
На момент принятия Форосским поселковым советом АР Крым оспариваемого решения, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
Прокурор города Ялта обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, указывая на незаконность владения ответчиком спорным земельным участком, образованным в нарушение порядка предоставления земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правовой основой регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, в том числе, установленных Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Частью 1 ст. 23 ФКЗ от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Пунктом 1.1 ст. 12.1 ФКЗ от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ установлено, что до 01.01.2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
В соответствии со ст.2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признаётся собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесённых в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления администрации города Ялта Республики Крым от 23.09.2015 г. № 2152-п, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14.10.2008 г. по 21.03.2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями данной статьи определяется Советом министров Республики Крым.
В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 г.
Согласно п. 12 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, являются основания, указанные в ч. 6 ст. 13 Закона № 38-ЗРК.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона № 38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном упомянутой статьей, является наличие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
В соответствии с положениями п.п. 6, 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Исходя из ст. 9 ФКЗ от 21.03.2014 года N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» к спорным правоотношениям, возникшим до 18.03.2014 года, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений.
Согласно п. «б» ст. 12 ЗК Украины, в редакции Закона Украины от 02.10.2012 года N 5406-VI, действующей на момент принятия решения 34-й сессии 06-го созыва Форосского поссовета № 40 от 26.11.2012 года, которым Табакову Э.А. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка № 12 ориентировочной площадью 0,15 га, к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
В силу ст. 116 ЗК Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
В соответствии со ст.ст. 38, 39 ЗК Украины к землям жилищной и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. Использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документацией, другой градостроительной документацией.
В силу ч. 3 ст. 83 ЗК Украины к землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в том числе: земли общего пользования населенных пунктов (майданы, улицы, проезды, пути, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.п.);
земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
земли лесохозяйственного назначения, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом.
Постановлением Совета Министров АР Крым от 15.06.1993 года №136 был утвержден Генеральный план Большой Ялты.
При этом постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым от 09.10.2007 года №618 был утвержден проект корректировки генерального плана административного района Большой Ялты, в том числе его составная часть – «Историко-архитектурный опорный план административного района Большой Ялты» (п. 1).
Постановлением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 21.05.2009 года, вступившим в законную силу 28.10.2013 года по административному иску заместителя прокурора Автономной Республики Крым, действующего в интересах государства, п.1 постановления Совета Министров Автономной Республики Крым от 09.10.2007 г. № 618 «Об утверждении проекта корректировки Генерального плана Большой Ялты» был признан недействительным.
Согласно выкопировке из Генерального плана курортного района Большая Ялта 1993 года, представленной по запросу суда Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Ялта, земельный участок № расположенный в квартале усадебной <адрес>, находится на территории Ялтинского горно – лесного природного заповедника, лесопарков.
В соответствии с Генеральным планом Большой Ялты, который был утвержден Постановлением Совета Министров АР Крым № 618 от 09.10.2007 года, земельный участок расположен в зеленых насаждений, природно-заповедного фонда (т.1 л.д. 174-175).
С целью установления юридически значимых обстоятельств, проверки доводов истца о нахождении земельного участка в функциональной зоне, не позволяющей использование участка для индивидуального жилищного строительства, определением суда от 15.12.2022 года назначена судебная землеустроительная экспертиза (т.1 л.д.131-132).
Согласно заключению ООО «Крымский республиканский центр судебной экспертизы» от 17.07.2023 года №13 на момент передачи в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка с кадастровым номером № а именно, 23.09.2015 года (дата принятия постановления администрацией г.Ялта № 2152-п) действовал Генеральный план п.Олива, утвержденный решением 52-й сессии 6-го созыва Форосского поссовета от 30.12.2013 года № 8.
Земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с местоположением на Генеральном плане курортного района Большая Ялта, утвержденном Постановлением Совета министров АР Крым от 15.06.1993 года № 136, расположен частично на территории Ялтинского горно-лесного заповедника, частично на территории лесопарков.
Вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка» земельного участка с кадастровым номером № на момент передачи в собственность 23.09.2015 года не соответствовал местоположению земельного участка на Генеральном плане курортного района Большая Ялта, утвержденном Постановлением Совета министров АР Крым от 15.06.1993 года № 136, а именно, территориям «Ялтинского горно-лесного заповедника» и «лесопарков», в которых расположен данный земельный участок на генеральном плане.
Вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка» земельного участка с кадастровым номером № на момент передачи в собственность 23.09.2015 года не соответствовал местоположению земельного участка на Генеральном плане Большой Ялты, утвержденном постановлением Совета министров АР Крым от 09.10.2007 года № 618, отмененным постановлением Севастопольского апелляционного административного суда от 28.10.2013 года по делу № 2-1/6720-2008-А, а именно, территориям «зеленых насаждений природно-заповедного фонда» и «зеленых насаждений населенных пунктов», в которых расположен данный земельный на генеральном плане.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> - «малоэтажная жилая застройка» не соответствует градостроительной документации, действующей в настоящее время, а именно, Генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта, утвержденному решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 03.12.2018 года №3, и Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением 85-ой сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета от 19.07.2019 года №16, а именно, функциональной зоне «зеленых насаждений общего пользования» и территориальной зоне ТЗ-16-29 - зоне городских лесов.
Территориальная зона ТЗ-16-29 имеет основной вид разрешенного использования –охрана природных территорий, условно-разрешенный вид использования – территории общего пользования: улично-дорожная сеть, благоустройство территории.
Таким образом, территориальная зона ТЗ-16-29 исключает такой вид разрешенного использования как малоэтажная жилая застройка, а вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не соответствует вышеуказанной градостроительной документации, действующей в настоящее время, а именно функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования и территориальной зоне ТЗ-16-29 – зоне городских лесов.
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет не корректно по отношению к сведениям Технического отчета по установлению границ земельного участка с кадастровым номером № (2014 год).
Местоположение земельного участка с кадастровым номером № по сведениям ЕГРН не соответствует сведениям Технического отчета по установлению границ земельного участка с кадастровым номером № (2014 год) о местоположении данного земельного участка. При этом максимальное расхождение составляет 2,67 м.
По сведениям ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером № не накладывается на границы земельных участков общего пользования, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о координатах земельных участков общего пользования.
По сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне с особыми условиями использования: ЗОУИТ 90:25-6.73 - Зона охраняемого объекта, расположенного вблизи пос. Олива г. Ялты Республики Крым. Учетный номер №; кадастровый район №
В соответствии с Градостроительной документацией, действующей на сегодняшний день, а именно Генеральным планом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением 75-ой сессии Ялтинского городского совета от 03.12.2018 г. № 3, Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденными решением 85-й Ялтинского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 19.07.2019 года №16, земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> не может быть использован для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.
Земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с местоположением на Генеральном плане посёлка Олива, утверждённом решением 52-ой сессии 6-го созыва Форосского поселкового совета от 13.12.2013 года № 8, расположен на территории усадебной жилой застройки (сведения находящиеся в свободном доступе сети интернет сайт public.gisogd.rk.gov.ru).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «малоэтажная жилая застройка» соответствует Генеральному плану посёлка Олива, утверждённому решением 52-ой сессии 6-го созыва Форосского поселкового совета от 13.12.2013 г. № 8, а именно, территории усадебной жилой застройки, в которой расположен данный земельный участок.
Местоположение земельного участка с кадастровым номером № по сведениям ЕГРН соответствует местоположению земельного участка № 12 на Детальном плане застройки квартала усадебной застройки «Верхняя Олива» утвержденном решением 65-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 года № 13 и решением постоянной депутатской комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, экологии и землепользования Форосского поселкового совета от 25.10.2010 г. № 12.
Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ лесничеств в районе местоположения земельного участка с кадастровым номером №
Определить, располагался ли земельный участок с кадастровым номером № на землях лесного фонда на дату 23.09.2015 года, не представляется возможным.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен за границей особо охраняемой природной территории «Ялтинский горно-лесной природный заповедник».
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в границе ЗОУИТ 90:25-.73 зоне охраняемого объекта, расположенного вблизи поселка Олива.
Определить, располагался ли земельный участок с кадастровым номером № на землях особо охраняемых территорий на дату 23.09.2015 года, не представляется возможным
Фактические границы земельного участка с кадастровым номером № в натуре (на местности) отсутствуют, участок не огорожен.
Территория земельного участка представляет из себя склон, заросший кустарником и деревьями. Каких-либо домов, зданий, строений и (или) сооружений, а также объектов капитального строительства на земельном участке не обнаружено (т.1 л.д. 180-220).
При этом согласно паспорта на спорный земельный участок по состоянию на 12.09.2013 года, ведомости учета зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке Табакова Э.А., на земельном участке произрастает 180 деревьев, в том числе грабинник восточный, дуб пушистый, сосна крымская, из них 63 дерева возрастом более 50 лет, а также 76 кустарников (т. 1 л.д. 115-118, 119-122).
Судебная коллегия признает допустимым и достоверным указанное заключение эксперта, поскольку оно отвечает требованиям ГПК РФ, Федерального закона от 31.05.2001 года N73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», так как содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, вывод эксперта не носит вероятностный характер, а также данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы, сведения о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта являются категоричными и мотивированными, сомнений в правильности и обоснованности заключения у суда не имеется.
Доводы апеллянта в той части, что решение 34-й сессии 06-го созыва Форосского поссовета № 40 от 26.11.2012 года, которым Табакову Э.А. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка принято на основании действующей в п. Олива градостроительной документации – схеме Детального плана застройки квартала усадебной застройки «Верхняя Олива», утвержденного решением 65-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 года № 13, п. 2 которого земельному участку установлена категория земель «земли жилой и общественной застройки», что свидетельствует о законности предоставления земельного участка ответчику в собственность, судебной коллегией отклоняются.
Судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 90:25:080401:3 на момент формирования находился на территории «Ялтинского горно-лесного заповедника» и частично «лесопарков», его функциональное использование (целевое назначение) не соответствует градостроительной документации, как на момент дачи разрешения на составление проекта землеустройства, так и действующей на момент передачи в собственность и в настоящее время, то есть, земельный участок образован и передан в собственность за счет земель общего пользования, не может быть использован для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.
На момент утверждения схемы Детального плана застройки квартала усадебной застройки «Верхняя Олива» решением 65-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 года № 13, правовые и организационные основы планирования, застройки и другого использования территорий регулировались Законом Украины от 20.04.2000 года № 1699 «О планировании и застройке территорий», который утратил силу 17.02.2011 года.
Согласно ст. 1 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» генеральный план населенного пункта - градостроительная документация, определяющая принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования территории населенного пункта; детальный план – это территории-градостроительная документация, определяющая зонирование территорий, расположение красных линий, других линий регулирования застройки, зон, в которых устанавливаются планировочные ограничения, размещение и функциональное назначение объектов градостроительства, виды застройки для отдельных районов, микрорайонов, кварталов и районов реконструкции существующей застройки населенных пунктов.
В силу ст. 13 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» детальный план территории разрабатывается согласно генеральному плану населенного пункта и определяет: расположение красных линий, линий регулирования застройки; расположение отдельных земельных участков и объектов градостроительства, улиц, проездов, пешеходных зон, плотность, этажность, другие параметры застройки, градостроительные условия и ограничения застройки земельных участков.
Закон Украины от 20.04.2000 года № 1699 «О планировании и застройке территорий» утратил силу с 17.02.2011 года, в связи с принятием Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 N 3038-VI.
Статьей 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 N 3038-VI предусмотрено, что генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенной для обоснования долгосрочной стратегии планирования и застройки территории: в составе генерального плана населенного пункта может разрабатываться детальный план зонирования территории этого населенного пункта.
Статьей 19 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 № 3038-VI установлено, что детальный план в пределах населенного пункта уточняет положения генерального плана населенного пункта и определяет планировочную организацию и развитие части территории.
Внесение изменений в детальный план территории допускается при условии их соответствия генеральному плану населенного пункта и плана зонирования территории.
Таким образом, функциональное назначение соответствующей территории в детальном плане не может отличаться от функционального назначения территории, определенного в Генеральном плане населенного пункта, в связи с чем установление Детальным планом территории квартала усадебной застройки «Верхняя Олива», утвержденным решением 65-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового Совета №13 от 28.10.2010 года (с учетом изменений, внесенных решением № 11 от 15.07.2013 года) кварталу усадебной застройки «Верхняя Олива» категории земель – «земли жилой и общественной застройки» не свидетельствует об изменении функциональной зоны спорного земельного участка, определенной Генеральным планом населенного пункта.
При таких обстоятельствах, на момент принятия решения Форосского поссовета о передаче в собственность спорного земельного участка, изъятие земель общего пользования, было прямо запрещено действующим законодательством.
В настоящее время в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ Ялта, утвержденным решением Ялтинского городского Совета № 3 от 03.12.2018 года, а также Правилами землепользования и застройки муниципального образования, спорный земельный участок расположен в зоне городских лесов, что также исключает возможность его использовать в целях индивидуального жилищного строительства.
На основании изложенного, спорный земельный участок выбыл из собственности Форосского поссовета, вопреки требованиям действующего на момент передачи земельного участка в собственность ответчику законодательства.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 60 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Основаниями для признания решения органа местного самоуправления противоправным является несоответствие его требованиям действующего законодательства и (или) определенных законом полномочий органа, принявшего решение. Обязательным условием признания решения недействительным является также нарушение в связи с его принятием прав и охраняемых законом интересов лиц, обратившихся за судебной защитой.
На основании изложенного, суд пришёл к верному выводу о признании оспариваемых решений органов местного самоуправления незаконными.
Пунктами 34-36, 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ, а не по правилам главы 59 ГК РФ.
Если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст.ст. 301ст.ст. 301, 302 ГК РФ).
По смыслу п. 1 ст.302 ГКРФ, собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
По смыслу данного разъяснения, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли является основанием для истребования такого имущества от добросовестного приобретателя.
Поскольку судом установлено, что спорный земельный участок выбыл из муниципальной собственности вопреки требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об истребовании спорного земельного участка из владения ответчика в собственность муниципального образования и признания незаконным постановлений.
Ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности в виде отказа в удовлетворении иска, по следующим основаниям.
Оспаривая основания возникновения у ответчика прав на спорное имущество, а также, заявляя требования об истребовании спорного имущества из чужого незаконного владения, прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
Статьей 195 ГК РФ установлено понятие исковой давности как срока для защиты нарушенного права.
Согласно п.1 ст. 196, ст. 197 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу п. 1 ст.200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Как предусмотрено ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнениемзаконов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 3 ст.35 Закона о прокуратурепредметом прокурорского надзора является соблюдение КонституцииРоссийской Федерации и исполнение законов, действующих на территорииРоссийской Федерации, федеральными министерствами, государственнымикомитетами, службами и иными федеральными органами исполнительнойвласти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами государственной власти субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления,органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадиипроцесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых закономинтересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в судс заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, заявленные требования связаны, в том числе, с устранением нарушений неимущественных прав неопределенного круга лиц, связанных с реализацией их прав на благоприятную окружающую среду, досуг, отдых, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 262 ГК РФ, в силу которой граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами.
Прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц, мотивируя иск тем, что в нарушение установленного законом запрета на отчуждение земель общего пользования, земельный участок передан в частную собственность, что посягает на публичные интересы (интересынеопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду).
Поскольку данный иск направлен в защиту личных неимущественных прав неопределенного круга лиц, в частности права на благоприятную окружающую среду, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации, к нему, в силу абз. 1 ст. 208 ГК РФ, не подлежит применению срок исковой давности.
При таких обстоятельствах, доводы апеллянта об обратном, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные и основанные на ошибочном понимании норм действующего законодательства.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, судебная коллегия полагает, что решение суда об удовлетворении иска является законным и обоснованным, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе направлены на переоценку собранных по делу доказательств и фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, а потому, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,-
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.01.2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Табакова ФИО15 – Арцер ФИО15 без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий Старова Н.А.
Судьи Богославская С.А.
Копаев А.А.