№2- 2123/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г.Балахна 14 октября 2014 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Щепалкиной Н.В.
при секретаре Головановой Т.А.,
с участием истца Степанова А.С., представителя ОМВД по Балахнинскому району Рассоловой О.Б., представителя Министерства Финансов РФ Смоляковой Ю.Э. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова А.С. к Министерству Финансов РФ и ОМВД по Балахнинскому району о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Степанов А.С. обратился в суд с заявлением к Министерству Финансов РФ и ОМВД по Балахнинскому району о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, мотивируя тем, что в он был арестован и периодически находился в ИВС ОМВД РФ по Балахнинскому району Нижегородской области. Условия содержания в камерах являлись ненадлежащими, а именно: камеры, в которых он находился, расположены в подвальных помещениях, в камерах отсутствовали: кран с водопроводной водой, (водопровод не предусмотрен), шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, радиовещатель, урна для мусора, светильник дневного освещения, вентиляция, окна, какие либо отверстия для проветривания, прогулочный двор, сантехнический узел. В камерах ИВС г.Балахны постоянно стоит фекально-мочевой запах, пищу приходилось принимать сидя на полу, из- за отсутствия скамеек. Продукты питания, из-за отсутствия ящиков и полок он был вынужден хранить на полу. Из-за отсутствия воды он испытывал постоянную жажду. Отсутствие радио точки ограничивало его в прослушивании государственных программ. Стены в камерах обработаны цементом «под шубу», на стенах пыль и копоть от сигарет, что создает опасность бронхиально- легочных заболеваний. Отсутствовала возможность мыть руки, продукты питания и посуду. В камерах отсутствует туалет и стоит бак для испорожнений, который выносился один раз в три дня.
В судебном заседании Степанов А.С. исковые требования поддержал, пояснив, что в период <дата>. он был арестован и периодически находился в ИВС ОМВД РФ по Балахнинскому району Нижегородской области. Считает, что условия содержания в камерах являлись ненадлежащими, а именно : Стены в камерах ИВС г.Балахны обработаны цементом « под шубу». В камерах постоянно стоит фекально-мочевой запах, поскольку отсутствует сантехнический узел, справлять нужду приходилось в баки, которые выносились один раз в три дня. Для справления нужды невозможно уединиться, все происходит на глазах сокамерников. Отсутствие воды не позволяло мыть руки, как перед принятием пищи, так и после, не было возможности сполоснуть руки после оправления естественных потребностей. Также в камерах отсутствуют окна, плохое освещение, из-за постоянного полумрака не возможно было читать правовую литературу, готовиться к следственно-правовым действиям. Его не выводили на прогулки из-за отсутствия прогулочного двора. В ИВС отсутствует комната свиданий и пожарная сигнализация. В камерах отсутствовала мебель, а именно лавочки, ящики, полки для хранения вещей и продуктов питания, стояли только кровати и небольшой стол размером 40см на 40см, за которым приходилось принимать пищу. Отсутствие радио-точки ограничивало его к прослушиванию государственных программ, передающих новости. Также ему не давали для чтения газеты. В камерах отсутствует урна для мусора. Вентиляция в период его нахождения в ИВС не работала, на данный момент работает, но во всех камерах по-разному, в некоторых жарко, а в некоторых камерах очень холодно. Считает, что моральный вред выразился в том, что он не мог подготовиться к следственным действиям из-за плохого освещения, также страдал физически, поскольку в камерах было то жарко, то холодно. После посещения ИВС г.Балахны у него поднималась температура, однако за медицинской помощью он не обращался. Из- за угнетающей обстановки в камерах у него была депрессия.
Представитель ОМВД по Балахнинскому району Рассолова О.Б. с исковыми требованиями Степанова А.С. не согласна, т.к. считает ИВС ОМВД по Балахнинскому району ненадлежащим ответчиком, поскольку в случае установления вреда, причиненного Степанову А.С. он возмещается за счет казны РФ, при этом пояснила, что Степанов А.С. содержался в ИВС ОМВД России по Балахнинскому району с <дата> по <дата> г., камера № 6; с <дата> по <дата> камера № 3; с <дата> по <дата> камера № 3; с <дата> по <дата> камера № 12; с <дата> по <дата> камера № 12; с <дата> по <дата> камера № 12; с <дата> по <дата> камера № 11; с <дата> по <дата> камера № 12; с <дата> по <дата> камера № 12. В период содержания в ИВС ОМВД России по Балахнинскому району Степанов А.С. жаловался на боли в животе <дата>. и в этот день ему дважды вызывалась скорая медицинская помощь, а именно в 17ч.07м и 23ч.30мин. Степанову А.С. была рекомендована консультация хирурга. В остальной период с жалобами на плохое самочувствие Степанов А.С. не обращался. Условия содержания в ИВС частично не соответствуют необходимым требованиям. Водоснабжение в ИВС проведено в туалет, санпропускник и в комнату подогрева пищи. Камеры ИВС оборудованы бачками для питьевой воды. Канализация в камерах отсутствует и технически её провести невозможно, поскольку канализационные трубы находятся выше, имеется биотуатет с соблюдением необходимых требований приватности. В камерах отсутствуют окна. Освещение камер искусственное с применением ламп накаливания. В каждой камере находится по одному антивандальному светильнику, освещение соответствует нормам. В ИВС имеется принудительная вентиляция, которая работает в круглосуточном режиме, и находится в исправном состоянии. Прогулки заключенным содержащимся в ИВС не предоставлялись в связи с отсутствием прогулочного двора. Постельное белье, подушка, одеяло, мыло, туалетная бумага задержанным выдаются по требованию. Душ предоставляется 1 раз в неделю, но если есть необходимость то душ предоставляется чаще. Оправка производится ежедневно утром в обязательном порядке в период с 6 часов до 8 часов, в течение дня по мере необходимости.За время содержания в ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району каких-либо жалоб от Степанова А.С. не поступало.
Представитель Министерства финансов РФ Смолякова Ю.Э. с исковыми требованиями не согласна, считает, что доказательств причинения Степанову А.С. морального вреда и обоснования его размера им не представлено. За время нахождения Степанова А.С. в ИВС г. Балахны жалоб в адрес администрации, письменных обращений о ненадлежащем содержании не поступало. Не установлен факт причинения истцу нравственных или физических страданий. Степанов А.С. находился в ИВС г. Балахны в связи с тем, что совершил преступление. соответственно неудобства, которые он претерпевал, связаны с его осознанными противоправными действиями.
Выслушав объяснения Степанова А.С., представителя ОМВД по Балахнинскому району Рассолову О.Б., представителя Министерства финансов РФ Смолякову Ю.Э., изучив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.151 ГКРФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из анализа приведенных норм следует, что в зависимости от уровня органов государственной власти, местного самоуправления, чьими незаконными действиями причинен вред, определяется соответствующая казна РФ, ее субъекта или муниципалитета, за счет которой подлежит возмещению причиненный вред.
Как разъяснено в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда №10 от 20.12.1994г. (в ред. от 06.02.2007г.) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995г №103-ФЗ (в ред.от 03.12.2011г) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.На основании ст. 3 Конвенции от 04.11.1950г «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих решениях, в соответствии со ст.3 Конвенции государство должно обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей.
В силу ч.3ст.9 Федерального закона от 15.07.1995г №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно ст.17 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право, в т.ч. на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Положениями ст.23 названного Федерального закона установлено, что
подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно Приказу МВД РФ от 22.11.2005 г № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
43. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:
спальным местом;
постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;
постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;
полотенцем;
столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
44. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются:
мыло хозяйственное;
бумага для гигиенических целей;
настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды);
издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств;
предметы для уборки камеры;
уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере;
швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудника ИВС).
45. Камеры ИВС оборудуются:
индивидуальными нарами или кроватями;
столом и скамейками по лимиту мест в камере;
шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;
санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;
краном с водопроводной водой;
вешалкой для верхней одежды;
полкой для туалетных принадлежностей;
бачком для питьевой воды;
радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;
кнопкой для вызова дежурного;
урной для мусора;
светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;
приточной и/или вытяжной вентиляцией;
детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми;
тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
47. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
При рассмотрении дела судом установлено: изолятор временного содержания расположен в подвальном помещении здания Отдела МВД России по Балахнинскому району 1968года постройки. В ИВС расположено 12 камер, рассчитанных на содержание 31 человека.
Степанов А.С., согласно справке ОМВД России по Балахнинскому району от <дата>., содержался в ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району в следующие периоды: с <дата> по <дата> г., камера № 6; с <дата> по <дата> камера № 3; с <дата> по <дата> камера № 3; с <дата> по <дата> камера № 12; с <дата> по <дата> камера № 12; с <дата> по <дата> камера № 12; с <дата> по <дата> камера № 11; с <дата> по <дата> камера № 12; с <дата> по <дата> камера № 12.
При рассмотрении дела нашли свое подтверждение указанные Степановым А.С. факты о том, что в камерах отсутствуют окна, в связи с чем, не обеспечивается естественное освещение камер; отсутствует санузел и водопровод; шкафы для хранения;не имеется прогулочного двора, стены камер оштукатурены под «шубу».
Как пояснил при рассмотрении дела представитель ОМВД России по Балахнинскому району Рассолова О.Б., освещение камер происходит с применением ламп накаливания - в камере по одному антивандальному светильнику с энергосберегающей лампой, что соответствует нормам. Радио имеется, слышимость во всех камерах достаточная. Принудительная вентиляция работает в круглосуточном режиме, находится в исправном состоянии. Отсутствие окон и прогулочного двора обусловлены конструктивными особенностями здания. В камерах сейчасимеются биотуалеты. Согласно приказа один раз в десять дней лицо содержащееся в ИВС, может принять душ, который имеется в наличии и находится в рабочем состоянии. Оправка производится ежедневно утром в обязательном порядке в период с 6 часов до 8 часов, в течение дня по мере необходимости.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой ОМВД России по Балахнинскому району от <дата>.
Судом установлено, что в период содержания Степанов А.С. в ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району ему пришлось в течение вышеуказанных периодов находиться в условиях, не соответствующих установленным законом требованиям. Отсутствие в камерах окон, дневного освещения, водопровода (крана с водопроводной водой), санузла (канализации), прогулок само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и вызвать у истца чувство страдания и унижения.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина в силу ст. 18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Указами Президента РФ от 09.03.2004г № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20.05.2004г № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 01.03.2011г №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти и возглавляет систему органов внутренних дел.
ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району входит в структуру полиции и является подразделением государственного органа исполнительной власти федерального уровня.
Учитывая, что виновным в ненадлежащих условиях содержания лиц, находящихся в ИВС при ОМВД по Балахнинскому району, в том числе и Степанова А.С. является МВД РФ, следовательно, вред, нанесенный истцу, подлежит взысканию с казны РФ, от имени которой, согласно положениям ст.1071 ГК РФ, выступает Министерство финансов РФ, являющееся надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Требования Степанов А.С. к ОМВД России по Балахнинскому району не основаны на законе.
Норма ст.1069 ГК РФ направлена на реализацию права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, не предусматривает обязательного основания для ответственности государства как привлечение должностных лиц указанных органов к ответственности или признания в судебном порядке их действий (бездействия) незаконными, и не может, таким образом, применяться в противоречии с конституционными нормами.
Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (ст.1 ч.1. ст.ст.2, 17, 18 и ст.45 ч.1 Конституции РФ) предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, период времени, в течение которого истец находился в ненадлежащих условиях содержания, принимает во внимание, что каких-либо негативных последствий в связи с такими условиями содержания для истца не наступило, руководствуясь принципами разумности и справедливости, определяет размер компенсации морального вреда Степанову А.С. в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части иск удовлетворению не подлежит по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Степанова А.С. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, в удовлетворении остальной части иска отказать.
В удовлетворении исковых требований Степанова А.С. к ОМВД России по Балахнинскому району о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Щепалкина Н.В.
<данные изъяты> Решение вступило в законную силу «___»______2014г.
Подлинник решения находится в деле № 2-2123/2014г.
Судья: Щепалкина Н.В.
Секретарь: Голованова Т.А.