Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2018года
Дело № 2-929/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2018 года
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Е.А.,
при секретаре Павловой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касап Елены Александровны к войсковой части 49324, филиалу федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного Флота «2 Финансово- Экономическая служба» об оплате труда,
УСТАНОВИЛ:
Касап Е.А. обратилась в суд с иском к войсковой части 49324, филиалу ФКУ «ОСК СФ»- « 2ФЭС» об оплате труда.
В обоснование заявленных требований указала, с учетом представленных уточнений по иску в силу ст. 39 ГПК Российской Федерации, что работает в войсковой части 49324 с 09.06.2009 года по настоящее время, в должности стрелка 3 разряда ведомственной охраны отряда ВОХР № 2. 15.09.2017 года ее ознакомили с приказом командира в/ч 49324 от 29.08.2017 года № 1344, согласно которому к ней применили дисциплинарное взыскание в виде замечания. 14.11.2017 года она обратилась в военную прокуратуру Североморского гарнизона, по результатам проверки которой 08.12.2017 года был принесен протест на приказ командира. Приказом командира войсковой части от 14.12.2017 года № 2234 отменен приказ от 29.08.2017 года, однако денежные средства в виде премий- дополнительное материальное стимулирование по итогам работы за 3 квартал, 4 квартал 2017 года ей выплачен не был. Полагает действия командира войсковой части в части отказа в представлении ее как работника войсковой части к премии за 3, 4 квартал 2017 года, а именно в не издании соответствующего приказа о производстве ей выплаты за указанные периоды, незаконными и нарушающими ее трудовые права. Просит признать указанные действия незаконными, обязать командира войсковой части 49324 издать приказ о выплате ей недополученных денежных сумм в виде дополнительного материального стимулирования по итогам работы за 3,4 квартал 2017 года в полном размере. Взыскать с Филиала ФКУ « ОСК СФ»- «2 ФЭС» недополученных денежных сумм в виде дополнительного материального стимулирования по итогам работы за 3,4 квартал 2017 года в сумме 6960 рублей.
В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования, пояснила, что в судебном порядке она не оспаривала приказ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности, поскольку обратилась в прокуратуру. Полагала, что на момент издания командиром войсковой части приказов о выплате гражданскому персоналу войсковой части 49324 премии по итогам работы в 3, 4 квартале 2018 года ( 15.11.2017 года, 08.12.2017 года) у командира войсковой части не было оснований для выплаты ей данной премии, в связи с имеющимся дисциплинарным взысканием. Однако после издания приказа от 14.12.2017 года об отмене приказа от 29.08.2017 года № 1344 о применении к ней дисциплинарного взыскания виде замечания, в связи с признанием данного приказа противоречащим закону, командир должен был издать дополнительный приказ о выплате ей истребуемых сумм, выделенных в том числе и на нее как работника. Она неоднократно (19.12.2017 года, 17.01.2018 года) обращалась с заявлением о производстве указанных выплат, на что получала отказ. Указала, что никакие другие действия, командира войсковой части, не связанные с производством заявленных выплат, она не оспаривает. Ссылаясь на положения Трудового кодекса РФ, приказ Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 года № 1010, просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объем.
Представитель ответчика – войсковой части 49324 Пацевич Е.А. возражала против заявленных исковых требований, пояснила, что дополнительные выплаты и премии лицам гражданского персонала выплачиваются в пределах сумм доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, исключая, в соответствии с п. 11 Порядка лиц гражданского персонала, имеющих дисциплинарное взыскание за неисполнение или не надлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовые обязанности. На момент подачи начальником отдела ВОХКР № 2 рапортов «О премировании гражданского персонала войсковой части 49324» и издания командиром войсковой части приказов о премировании лиц гражданского персонала войсковой части за 3, 4 квартал, Касап Е.А. не могла быть включена в рапорт и нее подлежала премированию, в связи с объявлением 29.08.2017 года ей дисциплинарного взыскания. Приказ о дисциплинарном взыскании был отменен командиром войсковой части 14.12.2018 года после доведенных лимитов денежных средств, при этом истребование дополнительных денежных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Представитель ответчика филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного Флота «2 Финансово- Экономическая служба» Журавлев И.А. в судебном заседании, ссылаясь на нормы действующего трудового законодательства, а также положения нормативно-правовых акты Министерства обороны РФ в части порядка и условий оплаты труда гражданского персонала Минобороны РФ, указал, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 года № 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26.07.2010 года № 1010 « О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно п. 11 Порядка лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовые функции не представляются к дополнительному материальному стимулированию. По приказам о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала войсковой части 49324 за 3 квартал 2017 года № 217 от 15.11.2017 года, за 4 квартал 2017 года № 237 от 08.12.2017 года, Касап Е.А. не премирована в связи с тем, что имела не снятое дисциплинарное взыскание (приказ № 1344 от 29.08.2017 года). Дополнительные премии лицам гражданского персонала выплачиваются в пределах сумм, доведенных на эти цели до воинских частей и на момент издания приказа по войсковой части 49324 распределены в полном объеме. Начисления были произведены 15.11.2017 года, 11.12.2017 года. Дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 года № 1010 не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов. Просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Касап Е.А. работает в войсковой части 49324 с 09.06.2009 года по настоящее время, в должности стрелка 3 разряда ведомственной охраны отряда ВОХР № 2.
В силу положений ст.129 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества в условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст.349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой данной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Оплата труда истице как лицу гражданского персонала ВС РФ производилась согласно Приказу Минобороны РФ от 02.03.2001 № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации», которым установлены выплаты гражданскому персоналу отдельных органов Минобороны РФ в виде должностных окладов, ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, премии по результатам работы за месяц (квартал) в размере 3 должностных окладов (25 процентов должностного оклада в расчете на месяц) в целях усиления материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, возложенных на соответствующий орган военного управления, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях.
26.07.2010 Министром обороны РФ, во исполнение Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1459, издан приказ № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ».
Данным приказом утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с пунктами 1-3 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Согласно п.4 Порядка объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, устанавливаются:
Министром обороны Российской Федерации - для подразделений центрального аппарата Министерства обороны и управлений военных округов, флотов по представлению заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе;
заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе - для видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, распорядителей бюджетных средств исходя из численности личного состава и расчетной суммы дополнительного материального стимулирования на одного человека (далее именуется - расчетная сумма);
главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, флотами, командующими родами войск Вооруженных Сил - для непосредственно подчиненных объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, стоящих на финансовом обеспечении у распорядителей бюджетных средств;
командующими объединениями, командирами соединений - для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расчетная сумма устанавливается Министром обороны Российской Федерации по представлению заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе.
Согласно п.6 Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей).
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (п.7 Порядка).
Таким образом, из изложенного следует, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии не несет обязательного характера и не является гарантированной выплатой, осуществляется только за счет высвободившейся в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств, является разовой по своей природе, то есть выплатой стимулирующего характера, выплачивается лицам гражданского персонала, состоящим в трудовых правоотношениях с работодателем к моменту принятия решения о ее выплате. Право определения порядка и размера данной выплаты в полном объеме возложено на работодателя.
Кроме того, суд принимает во внимание, что бюджетные учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинские части самостоятельно определяют годовую потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу, содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям. Годовой фонд оплаты труда рассчитывается отдельно по каждому штату, штатному перечню (нормативу) и штатному расписанию, в том числе и по бюджетным учреждениям и воинским частям, зачисленным на финансовое обеспечение. При этом годовой фонд оплаты труда определяется отдельно по каждой целевой статье функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации.
Бюджетные учреждения Министерства обороны РФ и воинские части в конце года, предшествующего планируемому, составляют расчеты годового фонда оплаты труда и одновременно со сметами доходов и расходов на очередной финансовый год представляют их соответствующему распорядителю средств федерального бюджета.
При расчете годового фонда оплаты труда учитываются следующие показатели: а) штатная (плановая) численность гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей, предусмотренная штатами, штатными перечнями (нормативами) и утвержденными штатными расписаниями; б) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, утвержденных соответствующим Приказом Министра обороны РФ (в расчете на год); в) выплаты компенсационного характера (в расчете на год): в размере фактически выплачиваемых (установленных) на день формирования годового фонда оплаты труда; г) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год).
Годовой фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера. Указанный годовой фонд оплаты труда увеличивается на сумму единого социального налога.
Представленный на утверждение расчет годового фонда оплаты труда проверяется соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и утверждается им.
Изменение утвержденного годового фонда оплаты труда может производиться соответствующим распорядителем средств федерального бюджета в случаях: зачисления на финансовое обеспечение других воинских частей, перехода на новый штат, повлекшего уменьшение (увеличение) штатной численности гражданского персонала; введения новых условий оплаты труда и индексации заработной платы. Бюджетным учреждениям и воинским частям, зачисленным на финансовое обеспечение в другие бюджетные учреждения Министерства обороны Российской Федерации и воинские части, годовой фонд оплаты труда утверждается руководителем бюджетного учреждения или воинской части, в которой они состоят на финансовом обеспечении, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 включение спорной премии в состав системы оплаты труда бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации и воинских частей не предусмотрено, поскольку указанный приказ не предполагает дополнительного увеличения годового фонда оплаты труда в связи с выплатой данной премии и механизма дополнительного финансирования, а включение вышеуказанной премии в расчет среднего заработка привело бы к увеличению расходов на оплату ежегодных отпусков и производства иных выплат работникам бюджетных учреждений Министерства обороны РФ и воинских частей, исчисляемых исходя из среднего заработка.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что доводы истицы о том, что дополнительная стимулирующая выплата (премия) в соответствии с Приказом № 1010 от 2010 года, относи,тся к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, не основаны на законе и иных нормативно-правовых, локальных нормативных актах, регулирующих оплату труда работников войсковой части, как гражданского персонала бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации.
Также суд полагает необоснованными требования истицы о взыскании с ответчика невыплаченной ей премии за 3,4 квартал 2017 года.
Так, 30.10.2017 года Министром обороны РФ принято решение о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала управлений округов (флотов), армий (флотилий), управлений (отделов) финансового обеспечения, региональных управлений жилищного обеспечения, региональных управлений правового обеспечения за третий квартал 2017 года, 28.11.2017 года- за четвертый квартал 2017 года в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 2010 года № 1010.
Расчетная сумма на одного работника воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации установлена за третий и четвертый квартал 2017 года в размере по 4000 рублей.
Выплата премии гражданскому персоналу осуществляется на основании приказов командиров (начальников) воинских частей (организаций) Министерства обороны РФ.
Согласно указаниям ФКУ « ОСК СФ»- « 2ФЭС» от 14.11.2017 года об, командиру войсковой части 49324 необходимо в срок до 16.11.2017 года представить на проверку приказ о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала по итогам работы за 3 квартал 2017 года.
Согласно указаниям ФКУ « ОСК СФ»- « 2ФЭС» от 08.12.2017 года об, командиру войсковой части 49324 необходимо в срок до 11.12.2017 года представить на проверку приказ о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала по итогам работы за 4 квартал 2017 года.
Согласно справки ФКУ « ОСК СФ»- « 2ФЭС», на основании решения Министра обороны Российской Федерации от 30.10.2017 года, указания начальника ФКУ « ОСК СФ»- « 2ФЭС» № 189/2 ФИН-4786 в 3 квартале 2017 года начисления произведены 15.11.2017 года. Перечислена начисленная сумма 23.11.2017 года ЗКР 15073. На основании решения Министра обороны Российской Федерации от 28.11.2017 года, указания начальника ФКУ «ОСК СФ»- « 2ФЭС» № 189/2/ ФИН-4786 в 4 квартале 2017 года начисления произведены 11.12.2017 года. Перечислена начисленная сумма 19.12.2017 года ЗКР 240486.
Как следует из представленных материалов дела, а также пояснений участников процесса, приказом командира войсковой части 49324 от 29.08.2017 года № 1344 Касап Е.А. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение трудовой дисциплины.
12.12.2017 года на имя командира войсковой части 49324 поступил протест военного прокурора на приказ командира войсковой части 49324 от 29.08.2017 года № 1344, которым требовалось об отмене приказа от 329.08.2017 года в связи с изданием приказа с нарушением требований федерального законодательства.
Приказом от 14.12.2017 года № 2234 командир войсковой части отменил приказ от 29.08.2017 года № 1344.
Таким образом, оснований для представления истца в заявленные периоды к дополнительному материальному стимулированию спорной премии за 3,4 квартал 2017 года у командира войсковой части не имелось, поскольку на момент подачи рапортов и издания командиром войсковой части 49324 приказов о премировании гражданского персонала войсковой части 49324 (15.11.2017 года, 08.12.2017 года) вышеуказанное дисциплинарное взыскание наложенное на истца не было отменено.
Полагать, что на момент издания приказов от 15.11.2017 год и 089.12.2017 года истец не имел дисциплинарных взысканий, как того требует положение п. 11 приказа Минобороны РФ, правовых оснований не имеется.
Суд также принимает во внимание, что поступивший протест прокурора об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания в отношении истца поступил командиру войсковой части 49324 после произведенных начислений денежных средств в 4 квартале 2017 года.
Материальное стимулирование в виде дополнительной премии не несет обязательного характера и не является гарантированной выплатой, осуществляется только за счет высвободившейся в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств.
Заявляя требования о выплате конкретной денежной суммы дополнительной премии за 3,4 квартала 2017 года, которой Касап Е.А. была лишена в связи с наложением дисциплинарного взыскания, истец фактически ставит вопрос о перераспределении общего фонда материального стимулирования между работниками, состоящими в трудовых отношениях с войсковой частью.
Разрешая заявленные исковые требования суд не находит незаконными и подлежащими отмене действия командира войсковой части связанные с отказом в выплате Касап Е.А. заявленных денежных средств, поскольку выплата премии работникам уже была произведена, а привлечение каких-либо дополнительных денежных средств вышеназванным Приказом МО РФ № 1010 от 2010 года не предусмотрено, оснований для удовлетворения требования Касап Е.А. о выплате премии, не имеется.
Сам факт отмены командиром войсковой части приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности не является безусловным основаниям для перераспределения общего фонда материального стимулирования между работниками, состоящими в трудовых отношениях с войсковой частью, которым данная выплата за 3,4 квартал уже была произведена.
Законных оснований для понуждения работодателя для возложения на ответчика обязанности произвести выплату премии истице за 3,4 квартала 2017 года нет.
При таком положении исковые требования Касап Е.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 49324, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «2 ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░