УИД 24RS0021-01-2024-000568-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2024 года г.Иланский
Иланский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шепелевой Н.Ю.,
при секретаре Прейс О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Канске) к МКУ «Селянка» об устранении нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Канске, обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Селянка» об устранении нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В обоснование своих требований указывая, что в декабре в отношении МКУ «Селянка» была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой обнаружены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. При получении результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов лабораторных исследований от 114.12.2023 года №16402, выданной филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г.Канске, установлено несоответствие качества питьевой воды из системы централизованного водоснабжения – из водоразборной колонки по адресу: <адрес> по показателю мутность до 1,3 ПДК; по показателю железо до 1,3 ПДК; по показателю жесткость до 1,4 ПДК.
15.12.2023 года по факту выявленных нарушений в отношении МКУ «Селянка» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ. 26.12.2023 года в отношении МКУ «Селянка» вынесено постановление о привлечении МКУ «Селянка» к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Согласно выписке ЕГРЮЛ основным видом деятельности МКУ «Селянка» является «Распределение воды для питьевых и промышленных нужд», в связи с чем на МКУ «Селянка» возложена обязанность: разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. Однако, на момент подачи иска в суд, данный план мероприятий предоставлен не был.
Истец просит обязать МКУ «Селянка» устранить нарушение требований ч.7 ст.23 ФЗ от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а именно: разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Истец в лице своего представителя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, пояснив, что требования, заявленные в исковом заявлении удовлетворены истцом добровольно.
Ответчик - представитель МКУ «Селянка» Кузнецова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставила суду возражения, в которых пртив удвлетворения исковых требований возражает, поскольку у МКУ имеется разработанный план мероприятий по улучшению качества питьевой воды на 2020 – 2025 годы, который утвержден государственным санитарным врачом Н.П. Безгодовым.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если по результатам федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В силу пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1100 утверждено Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), которое устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1100, предметом государственного контроля (надзора) в том числе являются соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных Федеральным законом №52-ФЗ, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми. актами. Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 11 Положения о федеральном государственном санитарно- эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1100, установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 44 Федерального закона №52-ФЗ.
В соответствии с пунктом 12 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1100, органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за следующими объектами государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля):
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», к которой предъявляются обязательные требования;
в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» регулируются отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также устанавливаются гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
В части 4 статьи 56 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрено, что оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в настоящей статье. Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в части 2 настоящей статьи, проводимые в рамках конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение.
Одним из видов контрольных (надзорных) мероприятий согласно пункту 7 части 2 статьи 56 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пункту"35 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1100, является выездная проверка.
В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу частей 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В статье 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено понятие организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В силу частей 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и "водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В статье 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено понятие гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения-и-(или) водоотведения.
Согласно материалам дела, МКУ «Селянка» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.09.2006 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 11.07.2024 года (л.д.85-94).
Согласно решения Далайского сельского Совета депутатов Иланского района Красноярского края от 26.11.2014 года №44-145Р О безвозмездной передаче имущества Далайского сельсовета Иланского района в оперативное управление МБУ «Селянка», имущество находящееся на балансе в администрации Далайского сельсовета передано в оперативное управление МБУ «Селянка» в населенных пунктах <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.67-69).
Согласно постановления Администрации Далайского сельсовета Иланского района Красноярского края от 09.06.2015 года №55-П гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в Далайском сельсовете Иланского района определена МБУ «Селянка» (л.д.70)
Решением Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю о проведении плановой выездной проверки от 21.11.2023 года № было постановлено проведение проверки в срок с 04.12.2023 года по 15.12.2023 года (л.д.21-24)
Согласно решения от 21.11.2023 года № была проведена проверка, по результатам которой составлены протокол осмотра № от 04.12.2023 года (л.д.25-28), протокол отбора проб воды № от 04.12.2023 года (29-32), сделан забор проб для исследования.
Согласно проведенный испытаний проб (л.д.33-35) было составлено заключение экспертизы № от 08.12.2023 года, согласно которого нарушены допустимые нормы жесткости, железа, мутности (л.д.37-51). Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в отношении МКУ «Селянка» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ от 15.12.2023 года № (л.д.52-56), вынесено постановление от 26.12.2023 года № о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д.57-62).
31.01.2024 года истцом в адрес ответчика направлено уведомление о несоответствии качества питьевой воды, в котором указано, что МКУ «Селянка» необходимо в течение 3-х месяцев с момента получения технического задания разработать либо внести изменения в план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарный эпидемиологический надзор не позднее 01 июля 2024 года. (л.д.13).
Согласно плана мероприятий по улучшению качества питьевой воды в МКУ «Селянка» Далайского сельсовета Иланского района на 2020-2025 годы, утвержденного главным государственным санитарным врачом Н.П. Безгодовым, составленным на основании технического задания (л.д.124,125-128) определены сроки проведения мероприятий до 31.12.2025 года (л.д.120-123), программы производственного контроля качества питьевой воды согласованы с заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю М.Р. Аккерт (Л.Д.133-149)
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, суд приходи к выводу об исполнении ответчиком заявленных требований во внесудебном порядке, а потому в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Канске) в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления полного текста решения. Дата изготовления мотивированного решения – 05 ноября 2024 года.
Председательствующий: Н.Ю. Шепелева