САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-1761/2021 (33-25444/2020) |
Судья: Дугина Н.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 02 февраля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Козловой Н.И. |
судей |
Барминой Е.А. Селезневой Е.Н. |
при секретаре |
Арройо Ариас Я.М. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ефанова С. В. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2020 года по делу № 2-1531/2020 по иску Ефанова С. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее по тексту УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга) об обязании произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Козловой Н.И., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Ефанов С.В. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее по тексту – УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга), с требованиями об обязании УПФР в Василеостровском районе г. Санкт-Петербурга произвести перерасчет размера пенсионных начислений с момента обращения (с 19.01.2019 года), исходя из стажевого коэффициента 0,57 и п. 3. ст. 30 ФЗ № 173, а также размера фиксированной выплаты в размере 9 779 руб. 35 коп., ссылаясь в обоснование иска на то, что он является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 19.01.2019. Пенсия назначена на основании решения Василеостровского районного суда по делу № 2-2881/2019. При назначении пенсии Управление произвело расчет размера пенсии по невыгодному для истца варианту, применив при расчете п. 4 ст. 30 ФЗ № 173-Ф3 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ), а не п. 3 ст. 30 Закона № 173-Ф3. Истец полагает, что в нарушение его пенсионных прав, ответчиком неверно рассчитан размер пенсии, без применения стажевого коэффициента, а также без повышенного размера фиксированной выплаты.
В связи с данным обстоятельством, считает, что УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга обязан произвести перерасчет пенсионных начислений согласно требованиям пенсионного законодательства Российской Федерации.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2020 года исковые требования Ефанова С.В. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Стороны на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом (истец уклонился от получения судебно корреспонденции, ответчик извещен факсимильной связью – представил отзыв на апелляционную жалобу), ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В силу ч. 3 ст. 36 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статьей 30 Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по соответствующей формуле, где одним из элементов является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей.
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется, исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
В силу ч. 2 ст. 30 Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 30 Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ стажевый коэффициент для определения расчетного размера трудовой пенсии составляет:
- 0,55 для лиц, из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
- 0,55 для лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются поименованные в данном пункте статьи периоды (п. 3 ст. 30).
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
В силу п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ стажевый коэффициент для застрахованных лиц:
- из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
- из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
- из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
- из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
- из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются поименованные в данном пункте статьи периода (п. 4 ст. 30).
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:
- периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж за полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов;
- периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
- периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
- периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
- периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
- периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;
- периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
- периодов содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
- периодов проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
- периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Согласно пункту 9 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность конвертации пенсионных прав, исходя из продолжительности специального стажа при условии наличия стажа требуемого для определения права на пенсию.
При этом, поскольку оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал осуществляется по состоянию на 01.01.2002 г., указанные в статье 27 Закона N 173-ФЗ размеры стажа, как страхового, так и на соответствующих видах работ, должны быть выработаны гражданином именно на 01.01.2002 г.
Как разъяснено в пп.7 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ).
Таким образом, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии. Соответственно, чем выше продолжительность общего или специального стажа работы, тем выше стажевый коэффициент и размер установленной пенсии.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец обратился в УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга за назначением досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 400-ФЗ, в связи с работой в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к районам Крайнего Севера; с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 400-ФЗ.
Решением Василеостровского районного суда от 25.09.2019 года постановлено обязать УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга включить Ефанову С.В. в страховой стаж периоды работы: с 11.10.1993 г. по 11.03.1998 года в должности электрослесаря подземного, механика горного участка в ГУП «Печоршахтострой»; с 18.01.1993 г. по 20.05.1993г. в должности подземного электрослесаря в ООО «Шахта Октябрьская» с назначением Ефанову С.В. досрочной страховой пенсии с 19.01.2019 года.
Решением УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» с 19.01.2019 года в размере 12 292 руб. 38 коп. (по ст. 15 ФЗ № 400) с установлением фиксированной выплаты (по ст. 16 ФЗ № 400) в размере 5 334 руб. 19 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии общий размер фиксированной выплаты составил 7 112 руб. 25 коп. (л.д. 15).
Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты с учетом повышения, рассчитанный по п. 4. ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составил 19 404 руб. 63 коп. (л.д. 15).
Рассчитанный по п. 3 ст. 30 Закона № 173-Ф3 размер пенсии истца составит 19 335 руб. 09 коп.
Как усматривается из расчета пенсионных прав истца, по состоянию на 01.01.2002 общий трудовой стаж истца составлял 08 лет 03 месяца 12 дней, из которых 03 года 11 месяцев 22 дня специальный стаж на соответствующих видах работы, в льготном исчислении трудовой стаж – 15 лет 06 месяцев 26 дней.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер пенсии рассчитан ответчиком Ефанову С.В. по наиболее выгодному основанию – по п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», исходя из имеющегося на 01.01.2002 общего трудового стажа, исчисленного в порядке, установленном данной нормой.
При этом возможность применения положений п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» к п.4 ст. 30 данного Федерального закона не предусмотрена.
Отклоняя доводы истца о том, что ответчиком неверно рассчитан размер фиксированной выплаты к пенсии, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 4 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Исходя из ч. 8 ст. 18 Закона N 400-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Так, одним из основных условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и ч. 6 ст. 17 этого же закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Поскольку страховой стаж истца составляет менее 25 лет, то у ответчика отсутствовали основания для установления Ефанову С.В. фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ.
С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что ответчик незаконно не применил положения п. 9 ст. 30 Закона № 173-Ф3 и не рассчитал размер пенсии истца по варианту п. 3 ст.30 Закона № 173-Ф3.
Указанный довод подлежит отклонению как несостоятельный, направленный на переоценку выводов о наиболее выгодном для истца варианте расчета размера пенсии.
Законом предусмотрен вариант конвертации пенсионных прав с учетом стажа на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа, но исключительно в порядке расчет пенсии по п. 3 ст. 30 Закона № 173-Ф3.
При применении указанной истцом нормы (п. 9 ст. 30 Закона № 173-Ф3) стажевый коэффициент истца не увеличится, так как согласно порядку, установленному п. 3 ст. 30 Закона № 173-Ф3, учитывается стаж, выработанный исключительно по состоянию на 01.01.2002 года (пп. 7 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30).
В случае замены трудового стажа на специальный стаж для конвертации пенсионных прав, по п. 3 ст. 30 Закона № 173-Ф3 может быть учтен только специальный стаж истца, выработанный на соответствующих видах работы, - 3 года 11 месяцев 22 дня, при этом его исчисление будет производиться по правилам пункта 3 ст. 30 – в календарном порядке.
Льготный порядок исчисления специального стажа в целях включения в трудовой стаж предусмотрен п. 4 ст. 30 Закона № 173-Ф3, согласно которому и был рассчитан размер пенсии истца.
В апелляционной жалобе истец указывает на наличие у него специального стажа 12 лет 06 месяцев 24 дня, однако не приводит никакого расчета данного стажа и подтверждения того, что данный стаж имелся у него на 01.01.2002.
В расчете размера пенсии, приложенном к исковому заявлению, Ефанов С.В. указывает на «общий стаж» до 2002 года - 15 лет 06 месяцев 26 дней. Однако, как следует из отзыва УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 16.12.2019, данный общий трудовой стаж рассчитан Управлением по п. 4 ст.30 Закона № 173-Ф3 с учетом периодов учебы и исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера в полуторном размере.
Пункт 3 ст. 30 Закона № 173-Ф3 не предусматривает возможность зачета в трудовой стаж указанных периодов работы в льготном исчислении, а также периодов учебы.
При таких обстоятельствах, расчет пенсии истца по п. 3 ст. 30 Закона № 173-Ф3 приведет к уменьшению размера пенсии истца (с 19 404 руб. 63 коп. до 19 335 руб. 09 коп.), что повлечет нарушение пенсионных прав истца.
Иных доводов апелляционная жалоба истца не содержит.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ефанова С. В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: