УИД 89RS0005-01-2020-000349-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2020 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Тихоновой Е.Н.,
при помощнике судьи Темеревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-0523/2020 по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Иванову В.В. о взыскании пени за несвоевременную уплату налога,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС России № 5 по ЯНАО) обратилась в суд к Иванову В.В. о взыскании пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2015, 2016 года и авансовых платежей за 2016 год в сумме 7 248 рублей 84 копейки. В обоснование требований указано, что Иванов, являясь адвокатом, в 2015- 2016 годах получил доход, но своевременно не исполнил обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за эти периоды, в связи с чем начислена пеня. В добровольном порядке задолженность ответчиком не погашена, судебный приказ отменен по его заявлению.
Представитель административного истца - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, судом, надлежащим образом был извещен о дате, времени и месте судебного заседания.
Административный ответчик Иванов В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщал, ходатайств не заявлял.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации, и (или) доход от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Статьей 21 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предоставлено право адвокатам, принявшим решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждать адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.
Исчисление и уплата налога на доходы, полученные адвокатами, принявшими решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально и учредившими адвокатский кабинет, производится в соответствии с положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 227 КАС Российской Федерации определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Адвокаты, принявшие решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально и учредившие адвокатский кабинет, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, установленном статьей 225 КАС Российской Федерации.
При этом общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиками с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщикам дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в бюджет.
Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с декларацией по налогу на доходы физических лиц, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в силу пункта 1 статьи 224 НК Российской Федерации устанавливается в размере 13 процентов.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Иванов В.В. является адвокатом, учредившим адвокатский кабинет с 06 декабря 2010 года, и налоговым резидентом Российской Федерации, в связи с чем, обязан к уплате НДФЛ.
В силу правила, установленного подп.2 п.1 ст.227 НК Российской Федерации, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей, помимо прочих, производят адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, в зависимости от сумм доходов, полученных от такой деятельности.
Исполняя требования ст.227 НК РФ, административный ответчик 27 апреля 2016 года и 4 мая 2017 года представил в налоговый орган налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 и 2016 года, согласно которой его доход составил 746 885 рублей и 1 165 931 рубль, а сумма налога, подлежащего уплате составила 97 095 рублей и 151 571 рубль, соответственно.
Кроме того, 27 апреля 2016 года административный ответчик самостоятельно произвел расчет авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц за 2016 год. Согласно его расчетам уплате 15 июля 2016 года подлежало 3 250 рублей, уплате 17 октября 2016 года – 1 625 рублей, уплате 15 января 2017 года – 1 625 рублей.
Обратившись в суд с настоящим иском, административный истец указывает, что ответчик, самостоятельно исчислив налоги на доходы за 2015 и 2016 год, не уплатил их своевременно.
В силу ст.75 НК Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со дня, следующего за установленной законодательством о налогах и сборах датой уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Поскольку налог своевременно уплачен не был, налоговый орган начислил административному ответчику пеню по НДФЛ. Так, согласно расчетам истца, по состоянию на 09 октября 2017 года размер пени составил 7 248 рублей 84 копейки.
Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование № от 09 октября 2017 года об уплате (помимо прочих платежей) пени по НДФЛ в размере 7 248 рублей 84 копейки в срок до 27 октября 2017 года.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам относится к числу требований, по которым может быть выдан судебный приказ.
Следовательно, подача налоговым органом заявления о выдаче судебного приказа мировому судье наряду с подачей искового заявления является надлежащим обращением в суд и должна приравниваться к подаче искового заявления о взыскании налога в целях применения нормы пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что требование не было исполнено в установленный срок – до 27 октября 2017 года, а общая сумма недоимки превышала 3 000 рублей, налоговый орган должен был обратиться в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций не позднее 27 апреля 2018 года. Между тем, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился уже с пропуском установленного законом срока – 28 августа 2019 года. Настоящий административный иск в суд поступил 5 февраля 2020 года, согласно квитанции об отправке.
Причины пропуска срока обращения в суд с административным иском не указаны, и их уважительность судом не установлена.
При этом тот факт, что административный истец обратился в суд с требованием о взыскании налога в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, правового значения не имеет.
Оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает, поскольку доказательств наличия уважительных причин его пропуска не представлено. Соблюдение второго шестимесячного срока (обращение с иском после отмены судебного приказа) об обратном не свидетельствует. Кроме того, истец является юридическим лицом.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп.5 п.3 ст.44 и подп.4 п.1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
При установленных судом обстоятельствах налоговый орган утратил возможность взыскания с административного ответчика заявленных им в настоящее время сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу в удовлетворении административного иска к Иванову В.В. о взыскании пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2015, 2016 года и авансовых платежей за 2016 год отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Кассационные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий судья: (подпись)
Подлинник решения храниться в административном деле № 2а-0523/2020 года.