Дело №
УИД 79RS0№-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Кривошеевой И.В.,
при секретаре Тимофеевой К.А.,
помощнике судьи Михайловой Е.В.,
с участием представителей истца Кочетова А.С., Проходцева И.Д.,
Левковского Д.П., Казакова И.И.,
представителя ответчика АО «ДГК» Гордиенко В.Э.,
представителя ответчика ПАО «ДЭК» Босякова О.А.,
третьего лица Эйрих В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК «ДомСтройСервис» в интересах Юрченко Елены Александровны, Кулагиной Натальи Чановны, Литовка Нины Михайловны, Соколовой Натальи Алексеевны, Зливко Елены Владимировны, Войтович Светланы Францевны, Хрулева Анатолия Егоровича, Тираспольской Веры Васильевны, Малаховой Инги Сергеевны, Лебедевой Ольги Константиновны, Деревниной Алены Юрьевны, Портянко Евгении Петровны, Соломатиной Татьяны Викторовны к акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания», публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности совершить определённые действия-
УСТАНОВИЛ:
ООО «УК «ДомСтройСервис» в интересах Юрченко Е.А., Кулагиной Н.Г., Литовка Н.М., Соколовой Н.А., Зливко Е.В., Войтович С.Ф., Хрулева А.Е., Тираспольской В.В., Масаховой И.С., Лебедевой О.К., Деревниной А.Ю., Портянко Е.П., Соломатиной Т.В. обратилось в суд с исковым заявлением к акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» о возложении обязанности совершить определённые действия.
Требования мотивировали тем, что ООО «УК «ДомСтройСервис» осуществляет управление МКД, расположенным по адресам: ЕАО, <адрес> и ЕАО, <адрес> «а».
Тепложнабжение указанных МКД осуществляет АО «ДГК».
Данные МКД оборудованы узлами учета тепловой энергии.
После очередной поверки данные узлы учета не были приняты представителями АО «ДГК» к учету, в связи с чем плата за данную услугу начисляется потребителям по нормативу.
Полагают, что указанные действия ответчика не соответствуют положениям законодательства, поскольку в МКД установлена закрытая система отопления, в связи с чем использование в ней горячей воды не требуется.
Просит обязать ответчика принять узлы учёта тепловой энергии для расчётов за тепловую энергию по многоквартирным домам (МКД <адрес>, МКД <адрес>А), обязать ответчика произвести перерасчёт по начислениям за тепловую энергию по многоквартирным домам (МКД <адрес>, МКД <адрес>А) за период с октября 2021 года по май 2022 год.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено ПАО «ДЭК», в качестве третьих лиц собственники и наниматели жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах расположенных по адресам: ЕАО, <адрес> и ЕАО, <адрес> «а».
В судебном заседании представителя истца окончательно просили признать действия ответчика АО «ДГК» и соответчика ПАО «ДЭК» па расчету, начислению и взиманию платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирные дома, расположенные по адресам: ЕАО, <адрес> и ЕАО, <адрес> «а», с октября 2021 года по настоящее время по нормативу (расчетным способом) незаконным; обязать соответчика ПАО «ДЭК» произвести перерасчет по начислениям за тепловую энергию по многоквартирным домам, расположенным по адресам: ЕАО, <адрес> и ЕАО, <адрес> «а» за период с октября 2021 г. по настоящее время, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии. Указали, что требование о признании актов проверки установленных и введенных в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, теплоносителя (повторный допуск) по многоквартирным домам (МКД <адрес>, МКД <адрес>) от 01.10.2021 незаконными является основанием иска, в связи с чем не подлежит рассмотрению как отдельное требование. Суду пояснили, что установленный в указанных МКД приборы учета тепловой энергии введены в эксплуатацию, до отопительного периода 2021 – 2022 г.г. их показания принимались к расчету АО «ДГК». Указанные приборы прошли поверку. Учет ими теплового ресурса достоверен. Теплосчетчик установленный в узле учета имеет разные каналы учета ресурсов по коммунальным услугам – отопление и горячее водоснабжение, система отопления в данных домах закрытая, в связи с чем выход из строя прибора учета ГВС не влияет на расчет объема потребленного ресурса на коммунальную услугу – отопление.
Представители ответчиков АО «ДГК» и ПАО «ДЭК», полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержали доводы, письменных возражений на иск.
Третье лицо Эйрих В.И. согласился с исковыми требованиями. Указал, что при наличии достоверного учета ресурса, потребленного при предоставления коммунальной услуги – отопление, начисление им платы за соответствующую коммунальную услугу расчетным способом нарушает их права как потребителей.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, эксперта, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решениями общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: ЕАО, <адрес> и ЕАО, <адрес> «а», ООО «УК «ДомСтройСервис» избрано управляющей организацией в отношении данных МКД.
В судебном заседании установлено, что АО «ДГК» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей теплоснабжение указанных МКД, и соответственно в спорный период осуществляло поставку тепловой энергии в указанные МКД.
Между АО «ДГК» (Принципал) и ПАО «ДЭК» (агент) 01.01.2019 заключен агентский договор, в рамках данного договора на АО «ДГК» возложена обязанность от имени и за счет Принципала совершать в соответствии с поручениями последнего комплекс юридических и фактических действий на территории ЕАО (<адрес>) по сопровождению договоров теплоснабжения, заключенных Принципалом с Потребителями до заключения Сторонами Агентского договора и заключению новых договоров теплоснабжения, расчетам, абонентному обслуживанию Потребителей, обеспечению получения Принципалом оплаты за потребленную тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, отопление и (или) горячее водоснабжение, а также пени, установленной ФЗ «О теплоснабжении», законодательством и Жилищным кодексом РФ, ведению претензионно-исковой работы с дебиторской задолженностью юридических и физических лиц за неисполнение условий договоров теплоснабжения, осуществляет функции по начислению платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, выставлению платежных документов, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
На основании данного договора ПАО «ДЭК» производит начисление платы за коммунальные ресурсы – отопление, горячее водоснабжение в МКД на территории <адрес>. В частности выставляет квитанции на оплату спорных услуг.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: ЕАО, <адрес> и ЕАО, <адрес> «а», оснащены общедомовыми узлами учета тепловой энергии, введенными в эксплуатацию и прошедшими в спорный период поверку, сроком до 2025 г. До отопительного периода 2021 – 2022 г.г. показания данных приборов учета принимались АО «ДГК» к расчету с потребителями за коммунальную услугу – отопление.
01.10.2021 АО «ДГК» фактически отказало ООО «УК «ДомСтройСервис» в допуске узлов учета в указанных МКД в эксплуатацию, указав в актах проверки установленного и введенного в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, теплоносителя (повторный допуск), что по дому Советская, 64 «а» потребителем не предоставлены сведения о сроках государственной поверки оборудования, входящего в состав учета тепловой энергии. Отсутствуют результаты измерения по тепловой системе №2. Необходимо предоставить сведения о прохождении государственной поверки средств измерения, входящих в состав узла учета. Обеспечить работоспособность узла учета в полном объеме (на нужды отопления и ГВС МКД). По дому Советская, 64 в выявленных нарушениях дополнительно указано на отсутствие преобразователя температуры ТС №2.
Плата за отопление в указанных МКД в отопительные периоды 2021-2022 г.г., 2022-2023 г.г. начислялась, исходя из соответствующих нормативов (расчетным способом).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть применяются правила о договореэнергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабженияэнергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю)через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и
оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии.
Согласно части 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034).
На основании пункта 5 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые
устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, не определена иная точка учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии (пункт 16 Правил № 1034).
Согласно пункту 17 Правил № 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями данных Правил, включает: получение технических условий на проектирование
узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию
узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного
снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; поверку, ремонт и замену приборов учета.
Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета (пункт 49 Правил № 1034).
В соответствии с пунктом 51 Правил № 1034 теплоснабжающая организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 Правил. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его
подписания (пункт 68 Правил № 1034).
Из пояснений представителей ответчика, показаний ФИО47 установлено, что основанием к отказу в допуске узлов учета в указанных МКД, в том числе общедомового прибора учета ресурса на нужды отопления, послужила не работоспособность общедомового прибора учета ГВС.
Из заключения эксперта, и показаний ФИО48, которым суд доверяет в их технической части, следует, что в спорных МКД в качестве ОДПУ, смонтированы УУТЭ, предусматривающие раздельный учет тепловой энергии и теплоносителя (воды) в двух учетных контурах (тепловых системах): на нужды отопления и горячего водоснабжения. Учет ресурса производится в каждом из учетных контуров независимо друг от друга. В настоящее время разукомплектованы и выведены из эксплуатации часть средств измерений и устройств учетного контура тепловой системы горячего водоснабжения МКД. Показатели одной учетной системы (ГВС) не влияют на показатели другой, в том числе при выводе одной из них из эксплуатации. В настоящее время возможно использование УУТЭ, установленных в спорных МКД, для определения расхода тепловой энергии в системах отопления МКД.
Ответы судебной экспертизы на возможность использования показаний ОДПУ с целью коммерческого учета расхода тепловой энергии в системах отопления МКД, судом отклоняются, поскольку являются правовыми, в силу чего не входят в компетенцию эксперта.
Проанализировав положения Правил № 1034, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, суд приходит к выводу об отсутствии в указанных нормативных актах положений запрещающих производить расчет платы за коммунальную услугу на оснований показаний ОДПУ, входящему наряду с иными ОДПУ в узел учета тепловой энергии, в том числе в случае неработоспособности ОДПУ по иному коммунальному ресурсу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что наличие в УУТЭ общего вычислителя, имеющего разные каналы для учета коммунального ресурса - отопление и коммунального ресурса ГВС, не препятствует теплоснабжающей организации производить начисление платы за отопление, используя показания технически исправного и прошедшего поверку ОДПУ.
При этом судом также учтено, что до спорных отопительных периодов теплоснабжающей организацией не ставилась под сомнение возможность расчета с потребителями за коммунальную услугу отопление на основании показаний ОДПУ, соответствующие показания принимались к расчету, плата с собственников помещений в МКД взималась в соответствии с показаниями прибора учета (акты от 17.12.2010, 26.09.2018, 08.10.2020). Показания ОДПУ по спорной услуге в спорном периоде в установленном порядке направлялись управляющей компанией в ресурсоснабжающую организацию.
Поскольку в судебном заседании, на основании заключения эксперта, установлено, что УУТЭ, установленные в спорных МКД, могут быть использованы для определения расхода тепловой энергии в системах отопления МКД, то оснований для начисления потребителям платы за отопление в соответствии с нормативами не имелось, в связи с чем требования истцов подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков об обратном, основаны на неверном понимании норм материального права.
В силу пункта 111 Правил № 1034, количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным (статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.
В силу пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) в многоквартирном доме, который оборудован
коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) Приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Из содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2019 № 309-ЭС19-18164 поддержан правовой подход, согласно которому, в соответствии с положениями пунктов 80, 81 Правил № 354, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным.
Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний. Иное регулирование данных правоотношений привело бы к не отвечающему общественным интересам росту потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах и тем самым к их перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует, вследствие отсутствия экономических стимулов для установки приборов учета энергетических ресурсов потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке, достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
Следовательно, наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию и поверенного прибора учета тепловой энергии предполагает необходимость исчисления количества потребленной тепловой энергии по показаниями такого прибора.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно абзацу 2 статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.
Частью 1 статьи 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного Кодекса.
Определением Биробиджанского районного суда в рамках рассмотрения настоящего спора назначена строительно-техническая экспертиза.
Экспертное заключение положено в основу решения суда.
Согласно счету на оплату экспертизы от 12.05.2023, её стоимость составляет 80 000 рублей, сторонами оплата экспертизы не произведена.
На основании вышеуказанных норм, суд, учитывая, что экспертиза проводилась с целью проверки фактов, установление которых, входит в компетенцию АО «ДГК», полагает необходимым взыскать с АО «ДГК» в пользу ООО «НТК Консалтинг Групп Северо-Запад» стоимость судебной экспертизы в размере 80 000 рублей.
Также с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «УК «ДомСтройСервис» в интересах Юрченко Елены Александровны, Кулагиной Натальи Чановны, Литовка Нины Михайловны, Соколовой Натальи Алексеевны, Зливко Елены Владимировны, Войтович Светланы Францевны, Хрулева Анатолия Егоровича, Тираспольской Веры Васильевны, Малаховой Инги Сергеевны, Лебедевой Ольги Константиновны, Деревниной Алены Юрьевны, Портянко Евгении Петровны, Соломатиной Татьяны Викторовны к акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания», публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Признать действия акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» по расчету, начислению и взиманию платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирные дома, расположенные по адресам: Еврейская автономная область, <адрес>, Еврейская автономная область <адрес> «а», за отопительные периоды 2021-2022 г.г., 2022-2023 г.г. по нормативу (расчетным способом) незаконным.
Обязать публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (ОГРН 1072721001660) произвести перерасчет платы за отопление в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Еврейская автономная область, <адрес>, Еврейская автономная области <адрес> «а», исходя из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии за отопительные периоды 2021-2022 г.г., 2022-2023 г.г.
Взыскать с акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769) в пользу общества с ограниченной ответственностью «НТК Консалтинг Групп Северо-Запад» (ИНН 7901544175) в счет оплаты экспертизы 80 000 рублей.
Взыскать с акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.
Взыскать с публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» (ОГРН 1072721001660) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Кривошеева И.В.
Мотивированное решение изготовлено 25.07.2023