Дело № 2-73/2024 (2-3733/2023)
УИД 59RS0007-01-2023-001553-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием представителя истца Селезневой С.В. – адвоката Казанцевой М.В.,
представителя ответчика Балтиковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Селезневой С. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
Селезнева С.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Пермскому краю, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в Клиентскую службу в <адрес> ОПФР по Пермскому краю, представив копии трудовой книжки, свидетельство о рождении сына, диплома о получении высшего педагогического образования. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в назначении пенсии в связи с отсутствием стажа <данные изъяты> лет. Истец с данным решением не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, в связи с чем просит, с учетом уточнения требований, признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения периодов трудовой деятельности из специального трудового стажа и отменить его; включить в специальный трудовой стаж в связи с осуществление педагогической деятельности периоды работы истца:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности <данные изъяты>
Также просит обязать ответчика назначить специальную трудовую пенсию досрочно с даты подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ), взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГБОУСПО «Соликамский педагогический колледж им. А.П. Раменского».
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Ее представитель в судебном заседании требования искового заявления поддержала в полном объеме, пояснила, что с учетом спорных периодов у истца имеется требуемый специальный стаж.
Представитель ответчика в судебном заседании просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Согласно указанным возражениям, истец обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. Специальный стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в специальный стаж, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребенком – ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в специальный стаж, поскольку сведения, подтверждающие работу в спорный период, отсутствовали на момент вынесения решения, справка, подтверждающая период работы поступила после вынесения решения – ДД.ММ.ГГГГ. Также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в специальный стаж истца. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключен из специального стажа, поскольку подан страхователем без кода льготы. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в специальный стаж истца. Требование о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению, поскольку работа истца не является льготируемой педагогической деятельностью, так как истец работала в колледже, где количество несовершеннолетних студентов менее 50% об общего количества обучающихся.
Представитель третьего лица ГБОУСПО «Соликамский педагогический колледж им. А.П. Раменского» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту, Закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Как предусмотрено частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Как указано выше, частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с учетом спорных периодов применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды работы, выполнявшейся до 01.09.2000 в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Селезнева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (копия паспорта на л.д. 10) обратилась в ГУ – ОПФ РФ по Пермскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (л.д. 30-33, 67-69).
Решением ГУ – ОПФ РФ по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 9, 43, 65-66).
В специальный стаж истца не были включены следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – г<данные изъяты>, так как не представлены документы, подтверждающие специальный стаж;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, педагогическая деятельность, дающая право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не осуществлялась.
Специальный стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исчислен продолжительностью <данные изъяты>
Не согласившись с исключением из специального стажа указанных периодов, истец обратилась с настоящими исковыми требованиями.
01.01.2023 ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Согласно трудовой книжке истца (л.д. 12-20, 80-88) истец ФИО13. ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Работа в указанных должностях включена как в Список, как утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», так и утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», которые подлежат применению к спорным периодам работы истца.
Рассматривая требования истца о включении спорных периодов ее работы в специальный стаж, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении его требований в силу следующего.
По периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению в части.
Так, в справке № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, выданной истцу МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Селезнева (Калинина) С.В. работала в должности <данные изъяты>, занятость на работах: постоянно, непосредственно связана с образовательным процессом. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражен с кодом льготы «28 ПД» (основание – приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражены без кода льготы, в качестве причины указано «дети» (основание приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Справка содержит сведения о переименованиях организации.
Согласно справке о заключении брака №, выданной Отделом ЗАГС администрации Соликамского городского округа, в органе ЗАГС имеется запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ФИО8 (л.д. 72).
ДД.ММ.ГГГГ у Селезневой С.В. родился <данные изъяты> – ФИО9, что подтверждается свидетельством о рождении серии № № (л.д. 73).
В выписке из индивидуального лицевого счета Селезневой С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражен без кода льготы (л.д. 91).
В выписках из индивидуального лицевого счета Селезневой С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 133-139) и на ДД.ММ.ГГГГ период работы в школе № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражен с кодом льготы, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражен без кода льготы с указанием дополнительных сведений «<данные изъяты>».
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Указанный период времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком не подлежит включению в специальный стаж истца в силу следующего.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из названных нормативных правовых актов и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде Р. до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Отпуск по уходу за ребенком у истца начался ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, он не полежит включению в специальный стаж.
Таким образом, так как представленными суду документами подтверждается фактическое выполнение Селезневой С.В. обязанностей учителя начальных классов на полную ставку, спорный период ее работы (за исключением периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) подлежит включению в специальный стаж, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность включенного периода составляет <данные изъяты>.
По периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению в части.
Так ответчиком изначально при вынесении оспариваемого решения были включены в специальный стаж истца периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (см. данные о стаже л.д. 71).
Согласно справке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной по запросу пенсионного органа, Селезнева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ работала на полную ставку, согласно должностного оклада, в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренного трудовым законодательством для данной должности. За период работы с ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком, в учебном отпуске, в отпуске без сохранения заработной платы, на курсах повышения квалификации не находилась (л.д. 74). Основанием для выдачи справки являлись лицевые счета Селезневой С.В. МОС(п) школе № с 1995 по 1998 гг., МОС(п) школе № с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно доводам ответчика, указанная справка не учтена при рассмотрении заявления Селезневой С.В., поскольку поступила в пенсионный орган после вынесения решения об отказе в назначении пенсии, то есть, работодателем на момент рассмотрения дела не подтверждена работа истца в спорные периоды в льготных условиях.
Однако, истец зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ.
В выписке из индивидуального лицевого счета Селезневой С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все указанные периоды работы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражены с кодом льготы (л.д. 91-97), с ДД.ММ.ГГГГ – с указанием дополнительных сведений о работе на условиях 1 ставки и более.
В выписках из индивидуального лицевого счета Селезневой С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 133-139) и на ДД.ММ.ГГГГ отражение сведений о стаже аналогично.
То есть, представленными суду документами подтверждается фактическое выполнение Селезневой С.В. обязанностей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, спорные периоды ее работы, в том числе, и по состоянию сведений ее индивидуального лицевого счета на дату вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для исключения из специального стажа периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика не имелось, что указывает об обоснованности требований истца в данной части.
При этом в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует отказать в связи с тем, что ранее эти периоды уже включены ответчиком в специальный стаж истца при вынесении оспариваемого решения (см. данные о стаже л.д. 71).
Таким образом, подлежат включению в специальный стаж истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Общая продолжительность дополнительно включенных периодов составляет <данные изъяты>
В части исключения указанных выше периодов из специального стажа истца решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным.
По периоду работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (по причине отсутствия требования о наличии в образовательном учреждении 50% учащихся до 18 лет) суд приходит к следующим выводам.
Из справки <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Селезнева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты> на постоянную работу в качестве <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> (л.д. 52).
Одновременно представлены приказы о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о переводе № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53 оборот, 54-55, 57-58).
В справке ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского» № от ДД.ММ.ГГГГ указан количественный состав обещающихся в ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского» за период с ДД.ММ.ГГГГ., при этом сведения за ДД.ММ.ГГГГ. отсутствуют. (л.д. 53).
В выписке из индивидуального лицевого счета Селезневой С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорный период отражен без кода льготы (л.д. 91-97).
По запросу суда ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского» информация о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в образовательной организации численность обучающихся до 18 лет (несовершеннолетних) составляла менее 50 % (л.д. 121).
Доказательств обратного суду не представлено, как не представлено и документов, подтверждающих недостоверность поданных работодателем сведений в индивидуальный лицевой счет истца.
В соответствии с пунктом 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что работа за период с ДД.ММ.ГГГГ в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
В связи с изложенным, оснований для включения в специальный стаж истца периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Истцом заявлены требования о назначении и выплате досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ (с момента подачи заявления о назначения пенсии).
Как указано выше, в силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Статьей 21 Федерального закона № 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 года № 2920-О, от 24.04.2018 года № 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
В силу пункта 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
При этом пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Из изложенных норм материального права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью указанной категории граждан считается отложенным.
С днем подачи заявления в пенсионный орган федеральный законодатель связывает срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.
Как было указано выше, специальный стаж истца рассчитан и признан ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты>
С учетом дополнительно включенных судом в специальный стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) общей продолжительностью <данные изъяты> специальный стаж истца составляет <данные изъяты> что означает, что специальный стаж 25 лет истцом не выработан.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, в удовлетворении данного требования также следует отказать.
Таким образом, иск подлежит частичному удовлетворению.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов по отплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суду представлено подлинное соглашение на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между адвокатом Казанцевой М.В. (адвокат) и Селезневой С.В. (доверитель) в соответствии с которым адвокат принял на себя обязанность по оказанию юридической помощи, а именно: обращение в ГУ – ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении пенсии. В случае принятия решения об отказе в назначении пенсии по любым основаниям, оспаривание его путем написания и подачи искового заявления в суд, представление прав истца в ПФ и суде по указанному предмету соглашения.
Стоимость услуг определена в соглашении в размере <данные изъяты>. Оплата выполненных услуг в наличной форме подтверждена платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>
Интересы истца в суде представляла адвокат Казанцева М.В., действующая на основании ордера.
Оснований не доверять представленным документам у суда не имеется.
Как следует из материалов дела, по указанному договору оказаны следующие услуги: составление и предъявление искового заявления, сбор и представление доказательств по делу, участие в трех предварительных судебных заседаниях (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью менее часа) и одном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве представителя истца при рассмотрении дела в Свердловском районном суде <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, иное суду не представлено.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее - Постановление Пленума ВС РФ №) разъяснено, что принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Исковые требования удовлетворены частично, следовательно, судебные расходы на оплату услуг представителя подлежат взысканию с ответчика.
При этом правило о пропорциональном взыскании судебных расходов по требованию нематериального характера в данном случае не подлежит применению, так как истцом были заявлены три требования нематериального характера (требование о включении в специальный стаж периодов работы, требование о признании решения ответчика незаконным в данной части, требование о возложении обязанности назначить пенсию) два из которых удовлетворены судом частично, в одном требовании отказано.
При этом два требования нематериального характера (требования о включении в специальный стаж периодов работы и требование о признании решения ответчика незаконным в данной части) рассматриваются судом как взаимосвязанные и для целей взыскания судебных расходов рассматриваются как одно требование.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 11 указанного Постановления, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 2, 35 ГПК РФ, ст. 3, 45 КАС РФ, ст. 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе, расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума ВС РФ №1 разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Таким образом, положения статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещении соответствующих расходов по оплате услуг представителя.
Решая вопрос о возмещении расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает категорию и сложность дела, объем доказательственной базы, подлежащей сбору, изучению и оценке для формирования позиции, степень участия представителя, время, которое необходимо для подготовки однотипных исков, время, исходя при этом из требований разумности.
Разрешая вопрос о размере издержек, подлежащих взысканию, суд исходит из документального подтверждения оказанных юридических услуг, сложившейся в регионе стоимости услуг представителей, объема оказанных услуг, характера правовой помощи.
Суд, определяя сумму, подлежащую взысканию в счет оплаты юридических услуг, учитывая характер заявленного спора, степень сложности дела, которое не представляет особой сложности, объем доказательственной базы, подлежащей сбору, изучению и оценке для формирования позиции по однотипным искам, времени затраченного представителем истца на ведение дела, объем фактически оказанных юридических услуг, принимая во внимание расценки по оказанию услуг адвокатов в г. Перми и Пермском крае, исходя при этом из требований разумности, считает, что, в рассматриваемом случае, судебные расходы по оплате юридических услуг представителя в сумме <данные изъяты> руб. не являются чрезмерными.
С учетом изложенного, суд считает разумным и соразмерным размер расходов на оплату услуг представителя по подготовке и ведению в суде настоящего дела в сумме <данные изъяты>
Однако, так как в одном требовании нематериального характера истцу судом отказано (в требовании о возложении обязанности назначить пенсию), расходы на оплату услуг представителя подлежат взысканию с ответчика частично.
Таким образом, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы на оплату услуг представителя по подготовке и ведению в суде настоящего дела в сумме <данные изъяты>
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты>., как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 22), исковые требования удовлетворены частично, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Селезневой С. В., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения из специального стажа Селезневой С. В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить указанные периоды работы в специальный стаж Селезневой С. В..
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Селезневой С. В. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты> расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 апреля 2024 года.
Судья: О.П. Берсенёва