ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-3901/2023
г. Санкт-Петербург 9 августа 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р., рассмотрев жалобу Комина А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 17 июня 2022 года и решение судьи Вологодского областного суда от 21 сентября 2022 года в отношении Комина Артема Валериевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 17 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Вологодского областного суда от 21 сентября 2022 года, Комин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Комин А.В. выражает несогласие с состоявшимися судебными актами, считает их незаконными; просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 ст. 19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок от сорока до ста двадцати часов.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Комина А.В. к административной ответственности послужили то, что он 23 марта 2022 года в 12 часов 35 минут, находясь в камере № 5 ШИЗО ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области по адресу: <данные изъяты>, закрыл объектив камеры видеонаблюдения бумагой, законные требования, предъявляемые сотрудником уголовно-исполнительной системы, игнорировал, тем самым, воспрепятствовал сотруднику уголовно-исполнительной системы исполнению служебных обязанностей по надзору за осужденными.
Оценив представленные по делу доказательства судья первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Комина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Судья областного суда, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Комина А.В., с таким выводом судьи первой инстанции согласился и оставил вынесенное постановление без изменения.
Между тем, состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ)
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, влекут установленную законом ответственность (часть 6 статьи 11 УИК РФ).
В силу ч. 3 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Пунктом 60 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническим средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» установлено, что для наблюдения за поведением осужденных и лиц, содержащихся под стражей, устанавливаются видеокамеры, в том числе в камерах и коридорах режимных зданий и помещений.
В соответствии с пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 (действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении), осужденные обязаны, в том числе выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 168 Правил осужденным, содержащимся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, запрещается, в том числе заклеивать объективы камер видеонаблюдения или иным способом приводить их в нерабочее состояние.
Данные требования сохраняют свое действие и закреплены в п. 10.3 и п. 12.6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 года № 110.
Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы применяются меры взыскания, в том числе выговор; дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток и другие (ч. 1 ст. 115 УИК РФ), а наложение предусмотренных мер взыскания осуществляется начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим (ст. 117 УИК РФ), при этом учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.
Таким образом, осужденный Комин А.В., нарушив требования ст. 11 УИК РФ и положения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, допустил нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде лишения свободы, что регламентировано нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, которым не предусмотрена возможность привлечения осужденных к административной ответственности за нарушение Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
При таких обстоятельствах вывод нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях Комина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, нельзя признать правильным.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 17 июня 2022 года и решение судьи Вологодского областного суда от 21 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Комина А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
жалобу Комина А.В. удовлетворить.
Постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 17 июня 2022 года и решение судьи Вологодского областного суда от 21 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Комина Артема Валериевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова