Стр.072г, г/п 0 руб.
Судья Ашуткина К.А. |
22 октября 2020 г. |
|
Докладчик Гулева Г.В. |
№ 33-6202/2020 |
г. Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гулевой Г.В., судей Моисеенко Н.С., Поповой Т.В., при секретаре Искусовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Г.Г.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области (межрайонному) об обязании включить в стаж спорные периоды и назначить досрочную страховую пенсию
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас и Котласском районе Архангельской области на решение Котласского городского суда Архангельской области от 31 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Гулевой Г.В., судебная коллегия
установила:
Г.Г.М. обратилась в суд иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области (межрайонному) (далее - Управление) об обязании включить в стаж спорные периоды и назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование требований указала, что 5 ноября 2019 г. она обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях», однако решением № от 18 ноября 2019 г. ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа. С отказом она не согласна, в связи с чем просила обязать Управление включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы в лечебно-профилактическом учреждении «Санаторий «Солониха» (далее – ЛПУ «Санаторий «Солониха») с 1 июня 2000 г. по 18 мая 2001 г., с 28 мая 2001 г. по 21 января 2002 г., с 26 февраля 2002 г. по 24 мая 2006 г., с 26 мая 2006 г. по 28 января 2007 г., с 23 февраля 2007 г. по 29 января 2012 г., с 29 февраля 2012 г. по 7 апреля 2013 г., с 20 апреля 2013 г. по 22 сентября 2013 г., с 26 сентября 2013 г. по 29 января 2017 г., с 28 февраля 2017 г. по 4 ноября 2019 г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 28 января 2002 г. по 25 февраля 2002 г., с 29 января 2007 г. по 22 февраля 2007 г., с 30 января 2012 г. по 28 февраля 2012 г., с 8 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г., с 23 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г., с 30 января 2017 г. по 27 февраля 2017 г.; засчитать периоды работы в должности фельдшера в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 апреля 1993 г. по 23 марта 1994 г. в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца; засчитать периоды работы в должности медицинской сестры отделения милосердия Телеговского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов с 18 августа 1994 г. по 13 июня 1997 г. в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца; засчитать периоды работы в должности медицинской сестры в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 сентября 1999 г. по 3 октября 1999 г. в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца; засчитать периоды работы в должности заведующей и по совместительству на 0,5 ставки медицинской сестры в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 12 августа 1999 г. по 17 августа 1999 г. в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца; включить и засчитать периоды работы в должности заведующей в Телеговском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 24 марта 1994 г. по 15 августа 1994 г. в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца; включить и засчитать периоды работы в должности заведующей в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 июля 1999 г. по 11 августа 1999 г., с 4 октября 1999 г. по 29 октября 1999 г. в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 5 ноября 2019 г. Полагала, что периоды работы в ЛПУ «Санаторий «Солониха» должны быть включены в специальный стаж, поскольку согласно Уставу ЛПУ «Санаторий «Солониха» основным видом деятельности санатория является санаторно-курортное лечение взрослых и детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, одновременно в санатории осуществляются сопутствующие виды деятельности, в том числе санаторно-курортное лечение больных с заболеваниями нервной системы, органов дыхания, пищеварения и других. На курсы повышения квалификации Г.Г.М. направлялась работодателем, в период прохождения курсов за ней сохранялась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, для медицинских работников обязательным является повышение квалификации. Периоды работы в должности заведующей в Телеговском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 24 марта 1994 г. по 15 августа 1994 г. и в должности заведующей в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 июля 1999 г. по 11 августа 1999 г., с 4 октября 1999 г. по 29 октября 1999 г. не включены Управлением в специальный стаж, несмотря на то, что действующее на тот момент пенсионное законодательство предусматривало включение в стаж работы врачей работу на руководящих должностях независимо от их наименования.
Представитель ответчика по доверенности П.И.Л. требования не признала, представила письменные отзывы на иск.
Представитель третьего лица ЛПУ «Санаторий «Солониха» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, согласно которому с 1960 г. ЛПУ «Санаторий «Солониха» является профильным санаторием для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы, до 1995 г. для направления в санаторий на первое место ставилось заболевание опорно-двигательного аппарата, а затем сопутствующее, с 1995 г. при постановке диагноза на первое место выносится сопутствующее заболевание, которое возникло на фоне заболеваний опорно-двигательного аппарата, однако в санатории в первую очередь лечится основное заболевание опорно-двигательного аппарата. В период времени с 2002 г. по 2004 г. подавляющее большинство взрослых и детей, пролеченных в санатории, имели патологии опорно-двигательного аппарата.
Решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 7 августа 2020 г. исковые требования Г.Г.М. к Управлению об обязании включить в стаж спорные периоды и назначить досрочную страховую пенсию удовлетворены частично. На Управление возложена обязанность включить Г.Г.М. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы в лечебно-профилактическом учреждении «Санаторий «Солониха» с 1 июня 2000 г. по 18 мая 2001 г., с 28 мая 2001 г. по 21 января 2002 г., с 26 февраля 2002 г. по 24 мая 2006 г., с 26 мая 2006 г. по 28 января 2007 г., с 23 февраля 2007 г. по 29 января 2012 г., с 29 февраля 2012 г. по 7 апреля 2013 г., с 20 апреля 2013 г. по 22 сентября 2013 г., с 26 сентября 2013 г. по 29 января 2017 г., с 28 февраля 2017 г. по 4 ноября 2019 г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 28 января 2002 г. по 25 февраля 2002 г., с 29 января 2007 г. по 22 февраля 2007 г., с 30 января 2012 г. по 28 февраля 2012 г., с 8 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г., с 23 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г., с 30 января 2017 г. по 27 февраля 2017 г.; периоды работы в должности заведующей в Телеговском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 24 марта 1994 г. по 15 августа 1994 г.; периоды работы в должности заведующей в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 июля 1999 г. по 11 августа 1999 г., с 4 октября 1999 г. по 29 октября 1999 г. На Управление возложена обязанность засчитать Г.Г.М. периоды работы в должности фельдшера в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 апреля 1993 г. по 23 марта 1994 г., в должности медицинской сестры в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 сентября 1999 г. по 3 октября 1999 г., в должности заведующей и по совместительству на 0,5 ставки медицинской сестры в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 12 августа 1999 г. по 17 августа 1999 г., в должности заведующей в Телеговском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 24 марта 1994 г. по 15 августа 1994 г., в должности заведующей в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 июля 1999 г. по 11 августа 1999 г., с 4 октября 1999 г. по 29 октября 1999 г. в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца. В удовлетворении требований Г.Г.М. о зачете периодов работы в должности медицинской сестры отделения милосердия Телеговского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов с 18 августа 1994 г. по 13 июня 1997 г. в льготном исчислении один год за один год и три месяца, обязании назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 5 ноября 2019 г. отказано. Взысканы с Управления в пользу Г.Г.М. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
С указанным решением не согласился ответчик Управление, в апелляционной жалобе его представитель Д.Л.А. просит решение суда отменить в части обязания Управления включить Г.Г.М. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы в лечебно-профилактическом учреждении «Санаторий «Солониха» с 1 июня 2000 г. по 18 мая 2001 г., с 28 мая 2001 г. по 21 января 2002 г., с 26 февраля 2002 г. по 24 мая 2006 г., с 26 мая 2006 г. по 28 января 2007 г., с 23 февраля 2007 г. по 29 января 2012 г., с 29 февраля 2012 г. по 7 апреля 2013 г., с 20 апреля 2013 г. по 22 сентября 2013 г., с 26 сентября 2013 г. по 29 января 2017 г., с 28 февраля 2017 г. по 4 ноября 2019 г.; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 28 января 2002 г. по 25 февраля 2002 г., с 29 января 2007 г. по 22 февраля 2007 г., с 30 января 2012 г. по 28 февраля 2012 г., с 8 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г., с 23 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г., с 30 января 2017 г. по 27 февраля 2017 г. и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
В обоснование жалобы указывает, что из представленных в материалы дела учредительных документов лечебно-профилактического учреждения Санаторий «Солониха», а также выданных ЛПУ «Санаторий «Солониха» лицензий и приложений к ним следует, что данный санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением № 781, в связи с чем полагает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на Управление обязанности по включению в специальный стаж спорных периодов работы истца в ЛПУ «Санаторий «Солониха».
Кроме этого, отмечает, что согласно штатным расписаниям, имеющимся в материалах дела, в ЛПУ «Санаторий «Солониха» осуществляют деятельность педиатр, гинеколог, кардиолог, офтальмолог, невролог, отоларинголог и другие специалисты, не осуществляющие медицинскую деятельность по лечению туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных. В связи с вышеизложенным, считает, что лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий «Солониха» является лечебно - профилактическим учреждением общего (многопрофильного) типа, в котором осуществляется лечение по нескольким профилям, в том числе по профилям неврология, педиатрия, акушерство и гинекология, рефлексотерапия, офтальмология и другие. Следовательно ЛПУ «Санаторий «Солониха» не относится к специализированным санаториям (курортам), истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что работая в спорный период в должности палатной медицинской сестры данного санатория, осуществляла профильную лечебную деятельность по профилям или нескольким профилям, указанным в Списке, в течение полного рабочего дня. Судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права вследствие расширительного толкования пункта 21 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением № 781, который не относит трудовую деятельность в многопрофильных санаториях к работе, предоставляющей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Также ссылается, что индивидуальными сведениями, сданными в Пенсионный фонд Российской федерации работодателями истца, факт осуществления истцом медицинской деятельности в спорные периоды также не подтверждается.
Отмечает, что время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, когда медицинская деятельность не осуществляется, нет психологических и физических нагрузок, сопровождающих медицинскую деятельность, нет той интенсивности и характера работы, с которыми и связывается приобретение права на досрочное пенсионное обеспечение может быть включено только в общий трудовой (страховой) стаж, но не в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно. Ни один из вышеперечисленных Списков и Правил не предусматривает включение периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в медицинский стаж. Нормами трудового законодательства также не предусмотрена гарантия о включении такого периода в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Таким образом, указывает, что пенсионное законодательство не предусматривает возможности зачета периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в стаж на соответствующих видах работ. Кроме этого, обращает внимание, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации имели место в период работы в ЛПУ «Санаторий «Солониха», периоды работы истца в котором Управлением также оспариваются.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица ЛПУ «Санаторий «Солониха» Г.А.В. указала на законность и обоснованность принятого решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, по правилам, установленным частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
С 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона № 400-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2019 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 5 ноября 2019 г. истец Г.Г.М. обратилась в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Решением Управления от 18 ноября 2019 г. № в назначении страховой пенсии по старости истцу было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не были включены, кроме прочих, периоды работы в должности палатной медицинской сестры в лечебно-профилактическом учреждении «Санаторий «Солониха» с 1 июня 2000 г. по 24 мая 2006 г., с 26 мая 2006 г. по 4 ноября 2019 г., период работы в должности заведующей в Телеговском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 24 марта 1994 г. по 15 августа 1994 г., периоды работы в должности заведующей в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 июля 1999 г. по 11 августа 1999 г., с 4 октября 1999 г. по 29 октября 1999 г. Периоды работы в должности фельдшера в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 апреля 1993 г. по 23 марта 1994 г., в должности медицинской сестры отделения милосердия Телеговского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов с 18 августа 1994 г. по 13 июня 1997 г., в должности медицинской сестры в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 сентября 1999 г. по 3 октября 1999 г., в должности заведующей и по совместительству на 0,5 ставки медицинской сестры в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 12 августа 1999 г. по 17 августа 1999 г. засчитаны в календарном исчислении.
Согласно решению Управления специальный стаж истца на 5 ноября 2019 г. составил 3 года 10 месяцев 28 дней.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Г.Г.М., суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы в должности заведующей в Телеговском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 24 марта 1994 г. по 15 августа 1994 г.; периодов работы в должности заведующей в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 июля 1999 г. по 11 августа 1999 г., с 4 октября 1999 г. по 29 октября 1999 г. и необходимости зачета периодов работы в должности фельдшера в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 апреля 1993 г. по 23 марта 1994 г., в должности медицинской сестры в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 сентября 1999 г. по 3 октября 1999 г., в должности заведующей и по совместительству на 0,5 ставки медицинской сестры в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 12 августа 1999 г. по 17 августа 1999 г., в должности заведующей в Телеговском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 24 марта 1994 г. по 15 августа 1994 г., в должности заведующей в Ершевском фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ АО «Красноборская ЦРБ» с 1 июля 1999 г. по 11 августа 1999 г., с 4 октября 1999 г. по 29 октября 1999 г. в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Оснований для зачета периодов работы в должности медицинской сестры отделения милосердия Телеговского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов с 18 августа 1994 г. по 13 июня 1997 г. в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, суд первой инстанции не установил, в связи с чем отказал в данных требованиях, а также в требованиях о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 5 ноября 2019 г.
Решение суда первой инстанции в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем в этой части в соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Удовлетворяя требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы в лечебно-профилактическом учреждении «Санаторий «Солониха» с 1 июня 2000 г. по 18 мая 2001 г., с 28 мая 2001 г. по 21 января 2002 г., с 26 февраля 2002 г. по 24 мая 2006 г., с 26 мая 2006 г. по 28 января 2007 г., с 23 февраля 2007 г. по 29 января 2012 г., с 29 февраля 2012 г. по 7 апреля 2013 г., с 20 апреля 2013 г. по 22 сентября 2013 г., с 26 сентября 2013 г. по 29 января 2017 г., с 28 февраля 2017 г. по 4 ноября 2019 г.; а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 28 января 2002 г. по 25 февраля 2002 г., с 29 января 2007 г. по 22 февраля 2007 г., с 30 января 2012 г. по 28 февраля 2012 г., с 8 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г., с 23 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г., с 30 января 2017 г. по 27 февраля 2017 г., суд первой инстанции исходил из того, что истец осуществляла лечебную деятельность в санатории, профильным видом деятельности которого является лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, что в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, является основанием для включения спорных периодов в специальный стаж.
Разрешая требования о включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, установив, что в период времени, предшествующий направлению на курсы повышения квалификации, истец работала в должности медицинской сестры (палатной) в лечебно-профилактическом учреждении «Санаторий «Солониха» в должности, предусмотренной указанным Списком № 781, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается. Выводы суда достаточно аргументированы, доказательства, представленные сторонами, подробно проанализированы, давать иную оценку изложенным обстоятельствам судебная коллегия оснований не находит.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств осуществления профильной лечебной деятельности в ЛПУ «Санаторий «Солониха», являющимся учреждением общего типа, были предметом исследования судом первой инстанции, и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.
Разрешая спор в данной части, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что материалы дела содержат доказательства, подтверждающие, что основным (профилирующим) видом санаторно-курортного лечения (вида деятельности) в санатории является санаторно-курортное лечение взрослых и детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Так, согласно Уставу учреждение создано в целях оздоровления и организации отдыха граждан, в том числе детей, проживающих в Архангельской области, других субъектах Российской Федерации, иностранных граждан. Предметом деятельности санатория является санаторно-курортное лечение граждан. В качестве основного (профилирующего) вида санаторно-курортного лечения (вида деятельности) в санатории указано санаторно-курортное лечение взрослых и детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Для осуществления данного вида санаторно-курортного лечения учреждением получена лицензия.
Согласно письменным пояснениям третьего лица, показаниям свидетеля, ЛПУ «Санаторий «Солониха» является профильным санаторием для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Наличие в штате врачей разной специализации обусловлено необходимостью лечения сопутствующих, связанных с этими нарушениями патологий, которые необходимо лечить в совокупности с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Представленные письменные доказательства о работе истца в должности медицинской сестры палатной в санатории для лечения взрослых и детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, то есть перечисленном в пункте 21 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, а также в пункте 21 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, ничем не опровергнуты.
Проверяя доводы жалобы ответчика об отсутствии оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и отклоняя их, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно материалам дела, истец в периоды с 28 января 2002 г. по 25 февраля 2002 г., с 29 января 2007 г. по 22 февраля 2007 г., с 30 января 2012 г. по 28 февраля 2012 г., с 8 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г., с 23 сентября 2013 г. по 25 сентября 2013 г., с 30 января 2017 г. по 27 февраля 2017 г. находилась на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы, с которой производились соответствующие отчисления.
Указанные периоды курсов имели место в период работы истца в должности медицинской сестры палатной в ЛПУ «Санаторий «Солониха», то есть заявленные периоды курсов имели место в периоды работы истца в должности и учреждениях, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата, с которой производились необходимые отчисления. Кроме того, подтверждение квалификации является необходимым условием для продолжения осуществления лечебной деятельности.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с сохранением за истцом заработной платы правомерно включены судом первой инстанции в стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения постановленного судом решения, поскольку каких-либо новых данных, не учтенных судом первой инстанции при разрешении спора, они не содержат. Данные доводы, приводимые в суде первой инстанции при разрешении дела, получили надлежащую правовую оценку, выводы суда не опровергают и по существу сводятся к иной оценке установленного судом и иному, ошибочному толкованию норм материального права.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции определены верно на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы оснований к отмене или изменению оспариваемого решения не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 31 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас и Котласском районе Архангельской области – без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Гулева |
Судьи |
Н.С. Моисеенко |
Т.В. Попова |