САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
УИД: 78RS0001-01-2022-008938-90
Рег. № 33-9359/2024 |
Судья: Русанова С.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Мирошниковой Е.Н. |
судей |
Шумских М.Г., Нюхтилиной А.В. |
при секретаре |
Лаврентьеве М.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 августа 2024 гражданское дело № 2-2558/2023 по апелляционной жалобе ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2023 года по иску Лодейнопольского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» об обязании привести автомобильные дороги в соответствии с техническими нормами.
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., выслушав представителя истца Лодейнопольского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц - Широкову К.В., представителя ответчика ФКУ Упрдор – Кирееву И.О., действующую на основании доверенности, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
Лодейнопольский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Василеостровский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» Федерального дорожного агентства, в котором просил обязать ответчика обустроить тротуары (пешеходные дорожки), автобусные остановки на участке автомобильной дороги Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000-11+902, организовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000-11+902 от знака г.Лодейное Поле до дома №50 по Ленинградскому шоссе.ссылаясь в обоснование требований на то, что Лодейнопольской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» Федерального дорожного агентства; автомобильная дорога общего пользования «Р-21 «Кола» Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000 – 11+902», протяженностью 12,264 км. относятся к дорогам федерального значения, что следует из Перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 №928; Лодейнопольской городской прокуратурой совместно с ОГИБДД ОМВД России по Лодейнопольскому району проведена проверка содержания улично-дорожной сети автодороги «Р-21 «Кола» Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000 – 11+902», установлено отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек), автобусных остановок на участке автомобильной дороги Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000 – 11+902; кроме того, на участке автомобильной дороги «Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000 – 11+902» от знака г.Лодейное Поле до дома №50 по Ленинградскому шоссе отсутствует стационарного электрического освещение; не исполнение ответчиком своих обязанностей по содержанию дорог в соответствии с требованиями законодательства, отсутствует стационарное электрическое освещение, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц в области безопасного дорожного движения.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25.09.2023 заявление удовлетворено; ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» им. Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства обязано в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить тротуары (пешеходные дорожки), автобусные остановки на участке автомобильной дороги Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000-11+902, организовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000-11+902 от знака г.Лодейное Поле до дома №50 по Ленинградскому шоссе.
Так же решением суда с ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» им. Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» им. Н.В.Смирнова ссылается на то, что согласно пункту 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 (далее - Положение) агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. В силу п. 2 указанного положения, Федеральное дорожное агентство находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Приказом Федерального дорожного агентства от 31.03.2017 №575 утвержден устав. В соответствии с п. 1.2 устава заявитель является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ней, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по мобильным дорогам общего пользования федерального значения. В силу п. 1.3 устава функции и полномочия определяет Федеральное дорожное агентство, которое в свою очередь находится в ведении Министерства транспорта РФ. Согласно пп. 3.1.1. устава, целью деятельности истца является реализация на территории РФ государственной политики в области дорожного хозяйства. Таким образом, заявитель находится в ведомственном подчинении Федерального дорожного агентства и создан с целью исполнения делегируемых ему федеральным органом исполнительной и полномочий. Так же ссылается на то, что спорный участок автомобильной дороги был простроен и передан в оперативное управление ФКУ Упрдор «Северо-Запад» в существующем виде до введения ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (дата введения- 01.07.2008). При этом ФКУ Упрдор «Северо-Запад» не организовывало разработку проектной документации и (или) реконструкцию спорного участка автодороги и, следовательно, в принципе не могло нарушить требования ГОСТ Р 52766-2007 в рассматриваемом случае. Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что на указанном участке автомобильной дороги при проектировании было предусмотрено электроосвещение, остановочные пункты, тротуары и (пешеходные дорожки), либо того, что участок автомобильной дороги был реконструирован ФКУ Упрдор «Северо-Запад» без учета положений ГОСТ Р 52766-2007. При принятии Решения суд оставил без внимания доводы ФКУ Упрдор «Северо-Запад, касающиеся невозможности применения ГОСТ Р 52766-2007 на автомобильной дороге, построенной до введения в действия последнего, а также не указал мотивы, по которым указанные доводы отклонил. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств наличия фактической возможности обустройства тротуаров (пешеходных дорожек), автобусных остановок, обустройства электрического освещения.
Так же указывает на то, что нецелевое использование денежных средств не допускается. В свою очередь в настоящее время финансирование указанных в решении мероприятий, не предусмотрено ни бюджетной сметой, ни соответствующими государственными программными документами (государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», федеральная адресная инвестиционная программа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов и тп ).
Так же указывает, что соответствии с планом передачи автомобильных дорог из одной формы собственности в другую, одобренным протоколом заседания Правительственной комиссии по транспорту от 10.12.2019 № 4, предусмотрена передача участков автомобильной дороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия (Подъезд к г. Лодейное Поле № 1, Подъезд к г. Лодейное Поле № 2) из федеральной собственности в собственность Ленинградской области. Федеральное дорожное агентство письмом от 10.08.2022 № 01 28/34120 согласовывало передачу обсуждаемого участка автомобильной дороги в собственность Ленинградской области с учетом согласия Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 27.05.2022 № 08- 725/2022-0-1, ГКУ «Ленавтодор» от 27.04.2022 № 18-1998/2022-0-1. Письмом от 23.12.2022 №08-3106/2022-0-1 Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области направил расчет размера ассигнований из областного бюджета Ленинградской области на содержание вновь принимаемых участков автомобильной дороги. В настоящее время, в рамках осуществления процедуры передачи участков автомобильной дороги в собственность Ленинградской области, ответчиком направлен комплект документов в Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (исх. №0306 от 18.01.2023). Кроме того, заключен договор безвозмездного пользования федеральным недвижимым имуществом № 11 от 07.12.2023 между ФКУ Упрдор «Северо-Запад» и ГКУ «Ленавтодор». Передачу вышеуказанных участков автомобильной дороги планируется осуществить во II квартале 2024 года.
Так же ответчик ссылается на то, что в решении суда, не указано каким образом нарушают неопределенного круга лиц на безопасное движение вследствие непринятия ФКУ Упрдор Запад» мер по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек), автобусных остановок на автомобильной дороги Подъезд № 1 к г. Лодейное Поле 0+000 - 11+902, организации стационарного электрического освещения на участке автодороги Подъезд № 1 к г. Лодейное Поле 0+000 - 11+902 от знака г. Лодейное Поле до дома №50 по Ленинградскому шоссе. В Решении также не приведены обоснованные доводы, а материалы дела не доказательства наличия причинно-следственной связи между непринятием мер по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек), автобусных остановок, организации стационарного электрического освещения и права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение. Кроме того, в Решении также не указано каким образом обустройство (пешеходных дорожек), автобусных остановок, организация стационарного электрического освещения предотвратит возможное наступление каких-либо негативных последствий.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела Лодейнопольской городской прокуратурой совместно с ОГИБДД ОМВД России по Лодейнопольскому району проведена проверка содержания улично-дорожной сети – г. Лодейное Поле на предмет несоответствия требованиям законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства на автомобильной дороге федерального значения общего пользования «Р-21 «Кола» Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000 – 11+902» отсутствуют тротуары (пешеходных дорожек), автобусные остановки;
- на участке автомобильной дороги Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000-11+902 от знака г.Лодейное Поле до дома №50 по Ленинградскому шоссе отсутствует стационарное электрическое освещение.
07.10.2021 Лодейнопольской городской прокуратурой в адрес ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» Федерального дорожного агентства внесено представление о принятии безотлагательных мер к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих (л.д.83-86).
Земельный участок, обозначающий полосу отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 «Кола» Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-Печенега-граница с Королевством Норвегия, Подъезд №1 к г. Лодейное Поле, закреплен на праве оперативного управления за ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» Федерального дорожного агентства согласно Распоряжению Росавтодора от 01.11.2018 №3893-р.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Судебная коллегия с выводом суда полагает возможным согласиться.
Автомобильная дорога общего пользования «Р-21 «Кола» Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000 – 11+902», протяженностью 12,264 км. относится к дорогам федерального значения, что следует из Перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 №928.
Приказом Федерального дорожного агентства №575, 31.03.2017 утвержден Устав ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» Федерального дорожного агентства, в соответствии с п.2.1 которого учреждение является юридическим лицом, наделенным на праве оперативного управления, праве постоянного (бессрочного) пользования имуществом, находящимся в федеральной собственности, имеет: лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства. Для достижения целей своей деятельности Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязательства, выступает в качестве истца и ответчика в судах Российской Федерации.
Пунктом 1.3 Устава ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» Федерального дорожного агентства предусмотрено, что функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральное дорожное агентство. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, праве постоянного (бессрочного) пользования осуществляют Федеральное дорожное агентство и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3.1.2 Учреждение обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.
Пунктом 3.2 Устава ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» Федерального дорожного агентства предусмотрено, что предметом деятельности является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления.
В соответствии с п.3.2.1 ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» Федерального дорожного агентства в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них исполняет функции государственного заказчика (застройщика) в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления, на выполнение проектных и изыскательных работ, а также на оказание услуг по осуществлению строительного контроля.
Согласно п.4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающих 200 чел./сутки.
Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают:
- на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по [4];
- на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут. и более;
- на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7;
- на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;
- на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м;
- в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по [5];
- под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;
- на внеуличных пешеходных переходах;
- на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток;
- на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
В силу п.4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). На дорогах с шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности по 4.2.5.
Требования к остановочным комплексам закреплены в ГОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 года №ИС-460-р и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 24 октября 2007 года №270-ст.
Пунктом 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлены требования, предъявляемые к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов: остановочный пункт должен состоять из следующих элементов – остановочная площадка, посадочная площадка, заездной карман, боковая разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, пешеходный переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (подпункт 5.3.3.1).
Посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть, как правило, оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом – навесами (подпункт 5.3.3.10).
В соответствии п.3.10 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытие автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадков, солнечная радиация, ветер и т.п.) (подпункт 3.10.1).
Автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса). Закрытый павильон должен иметь стены, доходящие до перекрытия павильона не менее чем с трех сторон. Открытый павильон имеет стены, не доходящие до перекрытия, или не более двух стен (подпункт 3.10.3).
Выбор конструкции павильона осуществляют в зависимости от климатических условий района размещения автобусной остановки (подпункт 3.10.4).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, исходя из положений ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ФЗ « О безопасности дорожного движения", судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о возложении именно на ответчика ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» Федерального дорожного агентства обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить тротуары (пешеходные дорожки), автобусные остановки на участке автомобильной дороги Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000-11+902, организовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги Подъезд №1 к г.Лодейное Поле 0+000-11+902 от знака г.Лодейное Поле до дома №50 по Ленинградскому шоссе.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда.
Права неопределенного круга лиц подлежат защите по иску прокурора. Требования к обустройству тротуаров, автобусных остановок на участке автомобильной дороги, соответствуют интересам неопределенного круга лиц. Невозможность исполнения судебного акта ответчиком не подтверждена.
То обстоятельство, что в настоящее время проводятся мероприятия по передаче сооружений дорожного транспорта и земельных участков из федеральной собственности в собственность Ленинградской области, не свидетельствует о неправильно постановленном судебном акте. Данные мероприятия не завершены на сегодняшний день, определить дату их окончания, не представляется возможным, что однако, не может повлечь отмену судебного акт, поскольку речь идет о правах граждан. Данное обстоятельство может служить для замены в дальнейшем, после передачи имущества, должника в рамках исполнительного производства.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 02.09.2024