Решение по делу № 2а-657/2020 от 01.10.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Скопин

Скопинский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи – Подъячевой С.В.,

при секретаре – Кураксиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Скопине

административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 5 по Рязанской области к Комову ФИО4 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы, за 2015-2016 годы, за 2017 год и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Рязанской области (далее Межрайонная ИФНС России №5 по Рязанской области) обратилась в суд с административным иском к Комову С.Ю. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 3012 рублей 29 копеек, из них: за 2012-2014 годы в размере 152 рублей 29 копеек по сроку уплаты 01.12.2016 год; за 2015-2016 годы в размере 1610 рублей 00 копеек по сроку уплаты 01.12.2017 год; за 2017 год в размере 1250 рублей 00 копеек по сроку уплаты 03.12.2018 год; пени в размере 23 рублей 27 копеек, из них: 05 рублей 69 копеек с 02.12.2016 года по 21.09.2017 год; 05 рублей 69 копеек с 02.12.2016 года по 21.09.2017 год; 02 рубля 82 копейки за период с 02.12.2016 год по 21.09.2017 год; 09 рублей 07 копеек за период с 02.12.2017 год по 12.02.2018 год. Также административный истец просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с иском.

В обоснование иска административный истец указал, что согласно сведениям поступившим из Росреестра в порядке п.4 ст.85 НК РФ административный ответчик владеет на праве собственности объектом недвижимого имущества – комнатой, кадастровый номер , площадью 43,30 кв.м., дата регистрация права 11.07.2012 года, расположенной по адресу: Рязанская область, г.Скопин, <адрес>. В связи с чем, Комову С.Ю. был исчислен налог на имущество физических лиц за 2012-2014 годы, за 2015—2016 годы и за 2017 год. В соответствии со ст. 52 НК РФ административным истцом были направлены Комову С.Ю. налоговые уведомления: №129946837 от 24.11.2016 года, №68599484 от 21.09.2017 года, №43452484 от 10.08.2018 года. Поскольку административным ответчиком своевременно не были уплачены налоги на имущество физических лиц, то за ним образовалась указанная задолженность, в связи с чем, налоговой инспекцией, в соответствии со ст.75 НК РФ, на сумму имеющейся недоимки были начислены пени на общую сумму 23 рубля 27 копеек. В связи с тем, что административный ответчик своевременно не исполнил обязанность по уплате налогов административным истцом Комову С.Ю. были направлены налоговые требования об уплате налога, сбора пеней, штрафа: № 5631 по состоянию на 22.09.2017 год со сроком исполнения до 31.10.2017 года, № 11466 по состоянию на 13.02.2018 год со сроком исполнения до 14.05.2018 года, № 8446 по состоянию на 28.01.2019 год со сроком исполнения до 14.03.2019 года. Поскольку должник не исполнил в добровольном порядке требования об уплате налогов и пени, тем самым, не выполнил в установленный срок указанные обязанности, возложенные на него действующим законодательством инспекция в адрес мирового судьи судебного участка № 62 Скопинского районного суда Рязанской области с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 62 Скопинского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления было отказано в связи с тем, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд. До настоящего времени должник не исполнил в добровольном порядке требования об уплате налога за вышеуказанный год, тем самым, не выполнил в установленный срок указанные обязанности, возложенные на него действующим законодательством.

     Административный истец Межрайонная ИФНС России №5 по Рязанской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца в соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ.

    Административный ответчик Комов С.Ю., извещенный надлежащим надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. При изложенных обстоятельствах настоящее дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика Комова С.Ю. в соответствии с частью 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному требованию корреспондирует содержание п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

    В силу пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

    К упомянутым выше объектам недвижимости в силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, здание, строение, сооружение, помещение.

    В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

    Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

    Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1 ст. 69 НК РФ).     

На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

    Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

    При этом налоговое законодательство устанавливает возможность начисления пени исключительно из того обстоятельства, что не утрачена возможность взыскания самой суммы налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.

    Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. При этом в силу положений п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Подпункт 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

    В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В соответствии с пунктом 2 той же статьи, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

    Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п.1 ст.57 НК РФ).

Статьями 52, 69-70, 48, 101 НК РФ предусмотрены правила о направлении налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога, принятия налоговым органом решения о взыскании налога и решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Исходя из системного анализа указанных норм процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с направления налогоплательщику налогового уведомления, а затем (в связи с неуплатой налога в установленный срок) выставления требования, вынесения решения о взыскании налога, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика.

    В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Комов С.Ю. является собственником недвижимого имущества – комнаты, кадастровый номер , площадью 43,30, дата регистрация права 11.07.2012 года, расположенной по адресу: Рязанская область, г.Скопин, <адрес>, количество месяцев владения в 2012 году- 6, в 2014 году-12, в 2015 году-12, в 2016 году-12, в 2017 году -12.

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями об имуществе налогоплатильщика –физического лица (л.д.31), выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 13.10.2020 года №КУВИ-002/2020-28414204 (л.д.46-47), выпиской из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости от 14.10.2020 года №62-00-4001/5001/2020-6009 (л.д.49-50).

Являясь в спорный период собственником вышеуказанной жилой комнаты, административный ответчик является соответственно налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.

    В судебном заседании установлено, что налоговый орган исчислил Комову С.Ю. налог на имущество физических лиц–комнату, кадастровый номер , площадью 43,30, дата регистрация права 11.07.2012 года, расположенную по адресу: Рязанская область, г.Скопин, <адрес>:

-за 2012-2014 годы в размере 152 рублей 29 копеек по сроку уплаты 01.12.2016 год;

-за 2015-2016 годы в размере 1610 рублей 00 копеек по сроку уплаты 01.12.2017 год;

- за 2017 год в размере 1250 рублей 00 копеек по сроку уплаты 03.12.2018 год.

    Данные обстоятельства подтверждаются налоговыми уведомлениями: №129946837 от 24.11.2016 года (л.д.22), №68599484 от 21.09.2017 года (л.д.19), №43452484 от 10.08.2018 год (л.д.25), которые были направлены Комову С.Ю. посредством почтовой связи, что подтверждается списками заказных писем №722477 от 20.03.2016 года (л.д.30), №517636 от 10.10.2017 года (л.д.27), №569661 от 20.02.2018 года (л.д.28).    

    В связи с неуплатой налога по указанным уведомлениям в адрес налогоплательщика Комова С.Ю. также посредством почтовой связи было направлены требования, в которых указаны как суммы налога, подлежащие уплате, так и суммы пени.

    Согласно имеющемуся в материалах дела требованию №5631 об уплате по состоянию на 22.09.2017 года должнику предложено оплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 152 рубля 29 копеек и пени в размере 14 рублей 20 копеек, в срок до 31 октября 2017 года (л.д. 12).

Согласно имеющемуся в материалах дела требованию №11466 об уплате по состоянию на 13 февраля 2018 года должнику предложено оплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 1610 рублей 00 копеек и пени в размере 09 рублей 07 копеек, в срок до 14 мая 2018 года (л.д. 13).

Согласно имеющемуся в материалах дела требованию №8446 об уплате по состоянию на 28 января 2019 года должнику предложено оплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 1250 рублей 00 копеек, в срок до 14 марта 2019 года (л.д. 14).

    В пункте 2 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

    Таким образом, срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ для обращения налогового органа в данной правовой ситуации в суд истекал 14.09.2019 г.

Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании спорной недоимки к мировому судье судебного участка №62 судебного района Скопинского района Рязанской области 23.07.2020 года (л.д.26,27).

    Определением мирового судьи судебного участка №62 судебного района Скопинского района Рязанской области от24.07.2020 года Межрайонной ИФНС России №5 по Рязанской области было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Комова С.Ю. недоимки по налогу на имущество физических лиц в связи с пропуском срока на обращение в суд. (л.д. 28).

    Сведения об обжаловании определения от 24.07.2020 года в материалах дела отсутствуют. Данное определение вступило в законную силу 11 августа 2020 года.

С настоящим административным иском налоговая инспекция обратилась в суд 01.10.2020 года.

В силу части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.

В абзаце втором пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», разъяснено, что в случае отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи.

     Поскольку административным истцом не был соблюден установленный ст. 48 КАС РФ шестимесячный срок, межрайонная ИФНС России № 5 по Рязанской области заявила ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска в суд, без указания причин пропуска.

    Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

    Согласно ч. 2 ст. 95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    Рассмотрев заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока, суд считает, что данное ходатайство инспекции не подлежит удовлетворению, поскольку, налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд налогового органа за защитой нарушенного права.

    В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска о взыскании спорных сумм налога и производных от основного налогового обязательства сумм пени.

    При таких обстоятельствах исковые требования межрайонной ИНФС России №5 по Рязанской области к Комову С.Ю. взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы, за 2015-2016 годы, за 2017 год и пени - не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области к Комову ФИО4 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 3012 рублей 29 копеек, из них: за 2012-2014 годы в размере 152 рублей 29 копеек по сроку уплаты 01.12.2016 год; за 2015-2016 годы в размере 1610 рублей 00 копеек по сроку уплаты 01.12.2017 год; за 2017 год в размере 1250 рублей 00 копеек по сроку уплаты 03.12.2018 год; пенив размере 23 рублей 27 копеек, из них: 05 рублей 69 копеек с 02.12.2016 года по 21.09.2017 год; 05 рублей 69 копеек с 02.12.2016 года по 21.09.2017 год; 02 рубля 82 копейки за период с 02.12.2016 год по 21.09.2017 год; 09 рублей 07 копеек за период с 02.12.2017 год по 12.02.2018 год – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья – подпись

Копия верна:Судья С.В.Подъячева

2а-657/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 5 по Рязанской области
Ответчики
Комов Сергей Юрьевич
Суд
Скопинский районный суд Рязанской области
Судья
Подъячева Светлана Владимировна
Дело на странице суда
skopinski.riz.sudrf.ru
01.10.2020Регистрация административного искового заявления
01.10.2020Передача материалов судье
02.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2020Судебное заседание
13.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее