Дело № 2-929/2021
УИД: 21RS0006-01-2021-001253-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2021 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Софроновой С.В.,
при секретаре Шмелевой И.В.,
с участием истца Краснова В.В.,
представителя ответчика Тамбовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснова В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) о признании незаконным исчисления периода службы в Советской Армии, обязании включить в страховой стаж в двойном размере службу в Советской Армии, произвести перерасчет размера страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Краснов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) (далее - Управление) о признании незаконным исчисления периода службы в Советской Армии в одинарном размере, обязании включить в страховой стаж в двойном размере службу в Советской Армии, произвести перерасчет размера страховой пенсии. В обоснование своих требований истец указывает, что в связи с достижением пенсионного возраста он обратился в Управление с заявлением о назначении пенсии по старости. Ему была назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ. При исчислении пенсии в его страховой стаж были включены периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности в соответствии с трудовой книжкой, военного билета и данными Управления. В соответствии с трудовой книжкой и военным билетом период его службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачислен в страховой стаж в одинарном размере. С указанным исчислением периода службы в Советской Армии он не согласен, считает, что период службы в Советской Армии в соответствии Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в редакции от 01.03.2020) «О статусе военнослужащих» необходимо исчислить в льготном порядке - один день военной службы за два дня работы, размер страховой пенсии должен быть пересчитан.
В судебном заседании истец Краснов В.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить, ссылаясь на Конституцию СССР, Конституцию РФ, преамбулу и нормативные положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Указал, что при любом порядке расчета размера его страховой пенсии по старости период военной службы по призыву должен исчисляться по правовым нормам ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Отказ в зачислении в его страховой стаж для определения размера пенсии периода военной службы по призыву в размере один день военной службы за два дня работы является грубейшим нарушением его прав, гарантированных Конституцией РФ.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) Тамбова А.В., действующая на основании доверенности, иск Краснова В.В. не признала, суду пояснила, что для расчета пенсии выбирается наиболее выгодный вариант подсчета общего трудового стажа и заработной платы пенсионера, в зависимости от периода осуществления им трудовой деятельности, так как пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, действующего в определенный период времени.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав представленные сторонами доказательства, допросив свидетеля А., суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), который предусматривает право на страховую пенсию путем учета пенсионных коэффициентов (баллов) с учетом заработной платы, страхового стажа, возраста выхода на пенсию. Индивидуальные пенсионные коэффициенты определяются как за периоды трудовой деятельности, так и за периоды, не отраженные в качестве страховых.
Согласно п. 2 ст. 3 указанного Закона страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Размер пенсии определяется с учетом пенсионных прав (продолжительности общего трудового стажа, сведений о заработной плате), приобретенных по состоянию на 1 января 2002 года и преобразованных в расчетный пенсионный капитал в соответствии с нормами ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ) и страховых взносов, начисленных (уплаченных) в Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2002 года (при наличии факта работы после 01.01.2002 года). Для расчета пенсии выбирается наиболее выгодный вариант подсчета общего трудового стажа и заработной платы пенсионера, в зависимости от периода осуществления им трудовой деятельности, так как пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, действующего в определенный период времени.
Судом установлено, что Краснову В.В. ДД.ММ.ГГГГ была назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Закона №400-ФЗ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ Краснов В.В. обратился в Управление с жалобой, в которой просил посчитать время нахождения на военной службе по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в редакции от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих», то есть один день военной службы за два дня работы (л.д. №).
Письмом Управления № от ДД.ММ.ГГГГ Краснову В.В. дан ответ, что основания для удовлетворения его заявления отсутствуют, указывая тем, что Краснов В.В. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ РФ «О страховых пенсиях». В соответствии со ст. 12 Закона от 28.12.2013 в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются иные нестраховые периоды, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за боротом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» исчисление страхового стажа в соответствии со ст. 13 Закона от 28.12.2013 производится в календарном порядке (л.д. №).
Краснов В.В. проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, каких-либо доказательств о прохождении военной службы в случаях льготного исчисления суду не предоставлено.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 (действовавшего в период прохождения истцом службы в армии по призыву) при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпунктах "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно п. п. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.
Ссылки Краснова В.В. на положения Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» не могут быть приняты судом во внимание, поскольку на момент службы истца в Вооруженных Силах СССР указанный Закон не был принят, соответственно, его нормы не могут распространяться на отношения, возникшие до их принятия и вступления в законную силу.
Согласно пункту 1 статьи 10, пункту 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе период прохождения военной службы.
В силу пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего, иной работы, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и бывшего СССР, периоды временной нетрудоспособности, период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Пунктом 4 статьи 30 пункта Закона № 173-ФЗ предусмотрено включение в общий трудовой стаж помимо периодов работы и службы в Вооруженных силах периодов подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
В соответствии с Законом № 173-ФЗ с 01 января 2002 года трудовые пенсии состояли из двух частей - базовой (с 01 января 2010 года - фиксированный базовый размер), устанавливается в твердом размере, и страховой, определяемой с учетом продолжительности трудового стажа и заработка пенсионера, а также суммы страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования после 01 января 2002 года.
Согласно указанному Закону № 173-ФЗ по состоянию на 01 января 2002 года осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования в расчетный пенсионный капитал, по формуле ПК - (РП-450руб.)*Т, где ПК - пенсионный капитал застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии; 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, установлений законодательством РФ на 01.01.2002 г.; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица по наиболее выгодному для него варианту (по п.3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Истцу произведен расчет страховой пенсии по наиболее выгодному для него варианту, то есть в соответствии с п. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при общем стаже № лет № месяц № дней без учета службы в армии по призыву в общий трудовой стаж, с начислением № балла за каждый год службы, заработная плата учтена за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании свидетель А. - специалист-эксперт отдела назначения и перерасчета пенсий Управления, производившая расчеты страховой пенсии Краснову В.В., привела указанный вариант расчета, как наиболее выгодный, указав, что выбор варианта расчета осуществляется по выбору застрахованного лица.
Анализируя указанное законодательство и представленные суду документы, можно сделать вывод, что конвертация пенсионных прав истца произведена по нормам ранее действующего законодательства в соответствии с п.3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом только при расчете пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть учтена военная служба по призыву, которая включается в общий трудовой стаж в двойном размере.
Кроме того, суд считает, что возможность смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующим пенсионным законодательством не предусмотрена. Как указано ранее, только для расчета пенсии по п.4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможен учет службы по призыву в двойном размере.
Оснований для конвертации (преобразования) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, с применением стажа на соответствующих видах работ с учетом службы в армии по призыву в двойном размере, исходя из его исчисления согласно абз. 2 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76- ФЗ «О статусе военнослужащих», не имеется.
Действительно, абз. 2 п. 3 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно преамбуле Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закон распространяет свое действие на военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Истец к указанной категории лиц не относится.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии со ст. 4Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие, при этом действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пунктом 1 ст. 29 Федерального закона №76-ФЗ предусмотрено, что указанный Федеральный закон вступает в силу с 01.01.1998.
Таким образом, положения Федерального закона от 27 мая 1998 года не предусматривают придания ему обратной силы.
Кроме того, указанный Федеральный закон от 27 мая 1998 года издан и введен в действие после окончания срока военной службы истца, следовательно, он не может применяться к правоотношениям, связанным с прохождением истцом военной службы в рядах Советской Армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Законодатель урегулировал включение в стаж работы по специальности время службы по контракту в календарном исчислении и по призыву в льготном исчислении в сфере трудовых правоотношений, о чем говорит сам заголовок статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 «Право на труд». Данная правовая норма не содержит прямого указания на ее распространение в области социального обеспечения, в том числе при назначении пенсии в сфере пенсионных правоотношений. Следовательно, подлежит применению специальное пенсионное законодательство, по которому льготное исчисление стажа производится в случаях, прямо указанных в законе.
Федеральный закон от 17.12.2001N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержал правовых норм, предусматривающих возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периода службы в рядах Советской Армии в льготном исчислении.
Действовавшим в период прохождения истца службы в Советской Армии по призыву законодательством - Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 №590, также не предусмотрено льготное исчисление периодов службы в Советской Армии по призыву.
На момент приобретения истцом права с учетом изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П действовал Закон РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» и «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением СМ СССР N 590 от 03.08.1972.
В связи с изложенным, суд находит ошибочным довод истца о том, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Канаш его службу по призыву для исчисления стажа не рассчитал в двойном размере.
Как следует из предоставленного расчета страховой пенсии Краснова В.В., по пункту 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой пенсии по старости Краснова В.В. на дату назначения (ДД.ММ.ГГГГ) составил при общем стаже № лет № месяц № дней без учета службы в армии по призыву в общий трудовой стаж с начислением № балла за каждый год службы - № руб. № коп., тогда как при расчете пенсии при общем стаже № лет № месяца № дней с учетом службы в армии по призыву № года № месяц № дней без начисления № балла за каждый год службы - <данные изъяты>., а по пункту 4 статьи 30 указанного Закона размер пенсии составил бы <данные изъяты>.
Таким образом, в материалах дела имеются подробные расчеты пенсии, произведенные пенсионным органом и исчисленные в соответствии с пунктом 3 и пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с начислением и без начисления баллов. При этом, по сравнению с расчетом, произведенным по правилам пункта 4 статьи 30 указанного Закона, можно однозначно сказать, что расчет по правилам пункта 3 указанной статьи с начислением баллов за каждый год службы для истца является наиболее выгодным.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что стаж для расчета пенсии по старости и размер пенсии по старости для истца пенсионным органом исчислен правильно. Убедительных и достаточных доказательств обратного суду истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФне приведено. В связи с чем, исковые требования Краснова В.В. о признании незаконным исчисления периода службы в Советской Армии, обязании включить в страховой стаж в двойном размере службу в Советской Армии, произвести перерасчет размера страховой пенсии удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Краснова В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) о признании неправомерным факта исчисления периода службы в Советской Армии в обычном (одинарном) размере, возложении обязанности включить в страховой стаж в двойном размере службу в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом увеличения страхового стажа на основании включения в страховой стаж периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере (один день военной службы за два дня работы) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Софронова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.