Решение по делу № 2а-1060/2021 от 19.01.2021

К делу а-1060/2021

ФИО3 ГОРОДСКОЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ФИО5

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    09 февраля 2021 года                                                                                <адрес>

ФИО3 городской суд Республики ФИО5 в составе:

    председательствующего судьи Сташ И.Х.,

при секретаре судебного заседания ФИО7,

        рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «ОТП Банк» к судебному приставу-исполнителю ФИО3 городского отдела судебных приставов УФССП по Республике ФИО1 ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике ФИО5 о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,

        УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «ОТП Банк» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ФИО3 городского отдела судебных приставов УФССП по Республике ФИО1 ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике ФИО5 о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.

В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ФИО3 городской отдел судебных приставов УФССП России по Республике ФИО5 предъявлен исполнительный документ, выданный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> Республики ФИО5, о взыскании с ФИО8 в пользу АО «ОТП Банк» задолженности по кредитному договору .

ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство                             -ИП, которое находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя ФИО3 городского отдела судебных приставов УФССП по Республике ФИО1 В.Н.

С момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО3 городского отдела судебных приставов УФССП по Республике ФИО1 В.Н. не осуществлялась проверка имущественного положения должника, не выносилось постановление о принудительном приводе должника, с целью отобрания объяснения по факту неисполнения последним решения суда, длительное время не предпринимались меры принудительного характера, направленные на исполнение требований исполнительного документа, не выносилось постановление о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации, не направлялись соответствующие запросы в органы ЗАГС и ОФМС, не произведены действия по установлению имущественного положения супруги должника. Процессуальные документы и уведомления в адрес взыскателя не поступали.

Административный истец просил суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО3 городского отдела судебных приставов УФССП по Республике ФИО1 В.Н., выразившееся в невынесении постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в непроведении проверки имущественного положения должника по месту жительства/регистрации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ненаправлении запроса в органы ЗАГСа, с целью получения информации об актах гражданского состояния за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в                непроизведении действий по установлению имущества зарегистрированного за супругом должника за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ненаправлении запроса в органы УФМС, с целью получения информации о месте жительства должника за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать пристава-исполнителя ФИО3 городского отдела судебных приставов УФССП по Республике ФИО1 В.Н. применить меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, в отношении имущества должника, направленных на исполнение требований исполнительного документа, направить постановление об удержании из заработной платы должника, применить меры принудительного характера к должнику (объяснения, требования, график явки, выход в адрес регистрации/проживания должника, составления акта ареста имущества), направить запрос в УФМС с целью получения информации о месте жительства должника, направить запрос в органы ЗАГСа для получения сведений об актов гражданского состояния, отобрать объяснения у соседей.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, в административном иске просил рассмотреть дело без его участия.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ФИО3 городского отдела судебных приставов УФССП по Республике ФИО1 В.Н., Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик - судебный пристав-исполнителя ФИО3 городского отдела судебных приставов УФССП по Республике ФИО1 В.Н. исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.

        Заинтересованное лицо ФИО8 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

        В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело.

Исследовав материалы, суд считает административные исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как установлено в ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет следующие обстоятельства, обязанность доказывания которых возлагается на орган, принявший оспариваемые решения либо совершивший оспариваемые действия (бездействие): соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ            «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Как следует из материалов дела, в ФИО3 городском отделении судебных приставов УФССП России по Республике ФИО5 на исполнении находится исполнительное производство -ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, на основании судебного приказа, выданного                        мировым судьей судебного участка <адрес> Республики ФИО5 по делу от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО8 в пользу АО «ОТП Банк» задолженности по кредитному договору в размере               218 233,03 рублей.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 02.10.2007                                  № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вышеуказанное исполнительное производство объединено в сводное исполнительное производство -СД о взыскании с ФИО8 задолженности в пользу различных категорий взыскателей.

В силу ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Так, судебный пристав-исполнитель вправе, в том числе, запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. К мерам принудительного исполнения среди прочего относится обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Как следует из материалов сводного исполнительного производства, в целях установления имущественного положения должника ФИО8, судебным приставом-исполнителем, в соответствии со ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», посредством системы межведомственного электронного взаимодействия в адрес государственных регистрирующих органов и кредитных организаций направлены запросы о наличии имущества, денежных средств и доходов должника ФИО8

По сведениям ПАО «Сбербанк России», у должника имеются счета, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в указанном банке.

Наряду с вышеуказанным, в МРЭО ГИБДД за должником транспортные средства зарегистрированным не значится.

По данным Пенсионного Фонда РФ, должник трудоустроен, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника в ООО «ВАГРУС» в размере 50 % доходов должника.

По данным ФГУП «Федеральной кадастровой палатой Росреестра» по РА, за должником на праве собственности зарегистрировано имущество, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете совершение регистрационных действий.

Таким образом, довод административного истца о необращении судебным приставом-исполнителем взыскания на доходы должника, ненаправлении соответствующих запросов в целях установления имущественного положения должника, суд считает несостоятельным.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 02.10.2007              № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства.

При этом федеральным законодательством об исполнительном производстве не предусмотрено обязательное направление копий актов совершения исполнительных действий сторонам исполнительного производства в отсутствие соответствующего заявления.

Довод административного истца о неизучении судебным приставом-исполнителем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имущественного положения должника по месту его жительства отклоняется судом, так как следует из материалов сводного исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем был осуществлен выход по адресу, указанному в исполнительном документе, в результате которого застать должника по адресу: Республика ФИО5, <адрес>, <адрес> <адрес>, не представилось возможным.

Довод административного истца о бездействии судебного пристава-исполнителя, выразившемся в невынесении постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также отклоняется судом.

Так, согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований:

1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000,00 рублей;

2) требований неимущественного характера;

3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000,00 рублей и более.

Согласно материалам сводного исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации.

К доводу административного истца о бездействии судебного пристава-исполнителя, выразившемся в несовершении исполнительных действий по выявлению имущества супруги должника, совместного имущества, приобретенного в период брака супругами и зарегистрированного на имя супруга должника, суд относится критически по следующим основаниям.

Так, административным истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что последним в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ            «Об исполнительном производстве», было направлено ходатайство о выявлении совместно нажитого имущества должника и что данное ходатайство не было рассмотрено.

Согласно положениям ч. 6 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и разъяснениям, содержащимся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в случае отсутствия (недостаточности) у должника иного имущества взыскание может быть обращено на долю должника в общей (долевой и совместной) собственности в порядке, предусмотренном ст. 255 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, обращение взыскания на совместно нажитое имущество возможно только при отсутствии (недостаточности) у должника иного имущества.

Как следует из административного иска, судебным приставом-исполнителем постановление о принудительном приводе должника не выносилось.

Так, согласно ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом или его заместителем.

Между тем, из материалов исполнительного производства не усматривается, что должник ФИО8 уклонялся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя. Таким образом, основания для привода должника судом не установлены.

Довод административного истца о ненаправлении судебным приставом-исполнителем в органы УФМС запроса получении информации о месте жительства должника за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд считает несостоятельными, поскольку материалами исполнительного производства подтверждается, что должник считается зарегистрированным по адресу: Республика ФИО5, <адрес>, <адрес> <адрес>.

Одним из доводов административного искового заявления является довод о нарушении судебным приставом-исполнителем сроков совершения исполнительных действий, установленных ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Так, в силу названной статьи содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Между тем, согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Как видно из материалов сводного исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем были совершены необходимые и достаточные действия по исполнению требований исполнительного документа. При этом отсутствие у административного истца положительного результата от проводимых судебным приставом-исполнителем действий само по себе не свидетельствует о его бездействии.

Более того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не установлен перечень каких-либо исполнительных действий, подлежащих обязательному совершению в рамках каждого исполнительного производства. Исполняя исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель действует самостоятельно, в качестве уполномоченного должностного лица органа государственной власти, применяя в интересах должника и взыскателя те или иные меры принудительного исполнения, исходя из конкретных требований исполнительного документа, обстоятельств установления и взыскания задолженности, а также имеющейся у судебного пристава информации об имущественном положении должника.

Ввиду указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации (в рамках указанного исполнительного производства) судебным приставом-исполнителем приняты предусмотренные законодательством об исполнительном производстве меры, количество и существо которых не позволяют констатировать незаконное бездействие судебного пристава-исполнителя.

В части довода административного истца о ненаправлении судебным приставом-исполнителем в адрес взыскателя процессуальных документов, вынесенных в рамках исполнительного производства -ИП, и уведомлений суд считает необходимым отметить следующее.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ              «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Административным истцом не конкретизировано, какие именно процессуальные документы и уведомления, вынесенные в рамках исполнительного производства, не были направлены ему судебным приставом-исполнителем.

Доказательств направления административным истцом в адрес административного ответчика, в порядке ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», заявления о направлении копий процессуальных документов и уведомлений по исполнительному производству в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, законом на судебного пристава-исполнителя обязанность направления сторонам исполнительного производства уведомлений по исполнительному производству, а также копий всех процессуальных документов в отсутствие соответствующего заявления не возложена.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные, в том числе, путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

В силу частей 1 - 3 статьи 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исходя из положений ч. ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ, административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия), должен указать какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

Вопреки требованиям вышеназванной нормы закона административным истцом доказательства, что оспариваемым бездействием судебного пристава-исполнителя ФИО3 городского отдела судебных приставов ФИО1 В.Н. и УФССП России по Республике ФИО5 нарушены его права и законные интересы, в суд не представлены.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

    Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «ОТП Банк» к судебному приставу-исполнителю ФИО3 городского отдела судебных приставов ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике ФИО5 о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики ФИО5 через ФИО3 городской суд Республики ФИО5 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий:                                   подпись                        И.Х. Сташ

УИД 01RS0-17

Подлинник находится в материалах дела а-1060/2021

В ФИО3 городском суде РА

2а-1060/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "ОТП Банк"
Ответчики
СПИ МГОСП Григорян В.Н.
УФССП по РА
Другие
Кривчиков Сергей Васильевич
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Сташ Ильяc Хазретович
Дело на странице суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
19.01.2021Регистрация административного искового заявления
20.01.2021Передача материалов судье
21.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2021Судебное заседание
09.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2021Дело оформлено
03.06.2021Дело передано в архив
09.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее