УИД 86RS0014-01-2024-000038-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2024 г. г. Урай ХМАО – Югры
Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Орловой Г.К.,
при секретаре Колосовской Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-183/2024 по иску Савосиной Анастасии Николаевны к акционерному обществу «ДОМ.РФ», кредитному потребительскому кооперативу «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» о признании незаконным отказа в получении мер государственной поддержки, о возложении обязанности,
установил:
Савосина А.Н. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором оспаривает отказ акционерного общества «ДОМ.РФ» в предоставлении ей мер государственной поддержки, просит признать за ней право на средства государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2019 №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в виде погашения обязательств по договору ипотечного займа № от 03.04.2018 в кредитный потребительский кооператив «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» в размере 450 000 рублей и обязать ответчика акционерное общество «ДОМ.РФ» предоставить ей меры государственной поддержки, направив средства государственной поддержки на погашение задолженности по договору займа 1494 от 03.04.2018 в размере 450 000 рублей, обязать ответчика кредитный потребительский кооператив «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» зачесть меры государственной поддержки на погашение задолженности по ипотечному займу № от 03.04.2018, полученному в и кредитном потребительском кооперативе «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» в размере 450 000 рублей.
В обоснование требований Савосина А.Н. указала, что она является матерью троих детей. В целях улучшения жилищных условий 03.04.2018 она за счет заемных средств, полученных на основании договора займа № от 03.04.2018 в КСП «ЭКПА» приобрела в собственность жилое помещение - квартира по адресу: ХМАО - Югра <адрес> 3, <адрес>. Полученный заем составил 1 704 000 рублей, из которых 1 500 000 рублей - на покупку квартиры, 155 000 рублей - на уплату добровольного паевого взноса, 49 400 рублей – было предоставлено на погашение долга перед КСП «ЭКПА». В настоящее время остаток задолженности (основного долга) по договору займа от 03.04.2018 № составляет 979 361,65 рубля, в том числе в части займа предоставленного для приобретения в собственность жилья 861 936,19 руб. Истец считает, что имеет право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 – в виде погашения обязательств по ипотечному жилищному займу в размере задолженности, но не более 450 тысяч рублей, то есть на погашение обязательств по займу за счет средств господдержки. Для получения вышеуказанных мер государственной поддержки истец 06.12.2023 обратилась к кредитору КСП «ЭКПА», но 07.12.2023 в КСП «ЭКПА» поступил ответ АО «ДОМ.РФ» о том, что заявление на выплату отклонено в связи с несоответствием цели кредитования установленным требованиям: в текущем кредитном договоре присутствуют иные цели (погашение долга перед КСП ЭКПА и оплата паевого взноса).
Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим право на получение мер государственной поддержки семье имеющей троих детей и ипотечный жилищный кредит, поскольку она соответствует всем условиям получения таких мер государственной поддержки, установленные Федеральным законом №157-ФЗ и Положением о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
От ответчика кредитного потребительского кооператива «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» поступил письменный отзыв на иск Савосиной А.Н., в котором ответчик считает требования истца к АО «ДОМ.РФ» законными и обоснованными, а в удовлетворении требований к КСП «ЭКПА» просит отказать. В обоснование возражений указано, что КСП «ЭКПА» присоединился к Соглашению о сотрудничестве в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), направив 12.12.2019 заявление о предоставлении доступа к информационным системам АО «ДОМ.РФ». АО «ДОМ.РФ» зарегистрировал КСП «ЭКПА» в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), предоставив доступ к личному кабинету системы ЕИСЖС. В рамках требований Порядка взаимодействия и Соглашения о сотрудничестве КСП «ЭКПА» провел самостоятельную проверку заявки Савосиной А.Н. и комплекта представленных подтверждающих документов и установил соответствие представленной Савосиной А.Н. заявки на участие в программе поддержки требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170. Между тем, 08.12.2023 заявка на выплату средств государственной поддержки АО «ДОМ.РФ» отклонена – в связи с несоответствием цели кредитования установленным требованиям: «В текущем кредитном договоре присутствуют иные цели погашение долга перед КСП «ЭКПА» и оплата паевого взноса». Другой информации о результатах рассмотрения вышеуказанной заявки, запросов дополнительной информации (документов) в адрес КСП «ЭКПА» не поступало. Заем был использован истцом по целевому назначению, использование части займа на иные цели условиям государственной программы не противоречит, тем более что без уплаты добровольного паевого взноса, КСП «ЭКПА» не имел права предоставлять истцу заем. КСП «ЭКПА» нарушения каких-либо прав истца не допускал, принял его заявление на предоставление мер государственной поддержки и передал это заявление в установленном порядке со всеми необходимыми документами для проверки и предоставления мер государственной поддержки в АО «ДОМ.РФ». Предоставление мер государственной поддержки полностью находится в компетенции АО «ДОМ.РФ» (л.д. 64-71).
Истец Савосина А.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивала (л.д. 59, 62).
Ответчик КСП «ЭКПА», о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик АО «ДОМ.РФ» и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерство финансов Российской Федерации, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили, каких-либо ходатайств от них в суд не поступило.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, оценив в силу статьи 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к следующим выводам.
Предоставление государственной поддержки многодетным семьям гарантировано Конституцией РФ (статья 7, части 1 и 2 статьи 38, части 1 и 2 статьи 39).
О дополнительных мерах поддержки в виде предоставления субсидии в размере 450 000 рублей семьям, в которых рождается третий ребенок, и у которых имеются непогашенные ипотечные обязательства, было объявлено Президентом РФ в послании Федеральному Собранию от 20.02.2019.
В целях реализации указанных мер был принят Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ), который устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона №157-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 355-ФЗ) право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
На основании п. 5 ст. 1 Федерального закона № 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в ч. 2 настоящей статьи, до 01.07.2024 заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является: приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в п. 1 настоящей части; полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
АО «ДОМ.РФ» создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию», и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), реализует задачи и функции, возложенные Правительством Российской Федерации, а также Федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170 Утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В судебном заседании установлено, что истец Савосина Анастасия Николаевна является матерью троих детей – С.С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 23-25).
Из материалов дела следует, что 03.04.2018 между истцом и Кредитным потребительским кооперативом «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» был заключен договор ипотечного займа №, по условиям которого истец получил от КСП «ЭКПА» заем в сумме 1 704 400,00 рублей, из которых 1 500 000,00 рублей для приобретения в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон 3, <адрес>, сумма 155 000 рублей - для оплаты добровольного паевого взноса в КСП «ЭКПА», наличие (уплата) которого являлось условием предоставления ему займа, как члену (пайщику) КСП «ЭКПА» (пункты 1, 11 договора займа), а также 49 400 рублей – на погашение имеющегося долга перед КСП «ЭКПА» (л.д. 26-28).
Заем был предоставлен сроком на 181 месяц 1 день по 04.05.2033 включительно, под 12,50 % годовых, с условием о ежемесячной уплаты платежей по возврату суммы основного долга и по уплате процентов по ипотечному займу (компенсации за пользование займом) (пункты 1 - 4 договора займа).
Денежные средства в сумме 1 500 000,00 рублей предоставлены Савосиной А.Н. путем перечисления на ее счет в ПАО Сбербанк, что подтверждается платежным поручением № от 03.04.2018, реестром денежных средств с результатами зачислений на счета физических лиц № от 03.04.2018 (л.д. 37-38).
В судебном заседании установлено, что 03.04.2018 между М.Л.А., Савосиной А.Н. и КСП «ЭКПА» был заключен трехсторонний договор купли-продажи, по условиям которого Заемщик купил указанную Квартиру, а КСП «ЭКПА» являлось в этом договоре залогодержателем (л.д. 29-33).
Как следует из п. 4 трехстороннего договора купли-продажи Продавец и Покупатель оценили указанную квартиру в сумме 1 500 000 рублей, которые должны быть выплачены Покупателем Продавцу в течение трех рабочих дней с момента предоставления в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на государственную регистрацию перехода права собственности на имущество соответствующего заявления с настоящим договором и всеми необходимыми документами.
Распиской от 03.04.2018 (л.д. 35) подтверждается, что продавец М.Л.А. получила от покупателя Савосиной А.Н. денежные средства в сумме 1 500 000,00 рублей за проданную квартиру по адресу: <адрес> 3, <адрес>.
Право собственности истца на указанную квартиру и ипотека в силу закона в пользу КСП «ЭКПА» зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости 10.04.2018 (л.д. 33).
Таким образом, судом установлено, что договор купли-продажи от 03.04.2018 исполнен со стороны продавца, произведена государственная регистрация перехода права собственности. Предмет купли-продажи передан покупателю, о чем составлен соответствующий акт (л.д.34).
Из материалов дела следует, что 06.12.2023 истец обратился к КПК КСП «ЭКПА» с заявлением о получении мер государственной поддержки в рамках Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст.13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (л.д. 173).
В ходе рассмотрения дела установлено, что 06.12.2023 КСП «ЭКПА» как кредитор по заключенному с заемщиком кредитному договору направило в АО «ДОМ.РФ» по установленной Положением форме сведения по кредитному обязательству для целей выплаты средств государственной поддержки в счет оплаты ипотечного кредита, предоставленного банком истцу (л.д. 152-153).
Порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений Федерального закона № 157-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170 утверждено Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
Указанное Положение определяет порядок реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), включающий в себя порядок обращения граждан Российской Федерации, указанных в п.3 настоящего Положения, за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, условия направления денежных средств для целей полного или частичного погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) указанных граждан (пункт 1).
Согласно п. 3 Положения меры государственной поддержки реализуются в отношении гражданина Российской Федерации (матери или отца), являющегося заемщиком по ипотечному жилищному кредиту (займу), при рождении у него в период с 01.01.2019 по 31.12.2023 третьего ребенка или последующих детей. Состав заемщиков (солидарных должников) по кредиту (займу) определяется кредитным договором (договором займа), в который могут быть включены дополнительно третьи лица, на которых требование настоящего Положения к наличию детей не распространяется.
В соответствии с п. 4 Положения направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании обращения кредитора (займодавца) в общество по заявлению, предоставленному заемщиком кредитору, а в случае, если общество является займодавцем, - на основании заявления о погашении кредита (займа), предоставленного заемщиком обществу.
К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные п. 5 настоящего Положения: удостоверяющие личность и гражданство заемщика; удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; подтверждающие материнство (отцовство) заемщика в отношении детей (свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, решение суда об усыновлении, иные документы, подтверждающие материнство (отцовство); подтверждающие предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита (займа); подтверждающие приобретение заемщиком в соответствии с абз. 2 пп. «б» п. 7 настоящего Положения жилого помещения или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства. Представление заемщиком не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа в направлении средств на погашение кредита (займа).
Пунктом 7 Положения установлено, что по состоянию на дату подачи заявления о погашении кредита (займа) должны быть одновременно соблюдены следующие условия:
а) заемщик соответствует положениям пункта 3 настоящего Положения;
б) заемщик до 01.07.2024 заключил кредитный договор (договор займа) на цели:
- приобретения по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретения жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
- полного погашения кредитов (займов), указанных в абз. 2 настоящего подпункта;
- полного погашения кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в абз. 3 настоящего подпункта;
в) обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа) является ипотека жилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, или залог прав требований по договору участия в долевом строительстве, или ипотека земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
В силу п. 8 Положения кредитор не позднее 7 рабочих дней со дня получения от заемщика заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, направляет их в общество.
Согласно п. 10 Положения полученные от кредитора либо полученные от заемщика в случае, если общество является займодавцем, документы, указанные в п.п. 4 и 5 настоящего Положения, и содержащиеся в них сведения общество проверяет на предмет соблюдения условий, предусмотренных п. 7 настоящего Положения. Общество не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в п.4 и 5 настоящего Положения, принимает решение о направлении средств на погашение кредита (займа), если указанными документами подтверждается соблюдение заемщиком условий, предусмотренных п. 7 настоящего Положения. В случае неподтверждения соблюдения таких условий общество принимает решение об отказе в направлении средств на погашение кредита (займа).
На основании п. 20 Положения обмен информацией между кредиторами и обществом осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети «Интернет».
Из материалов дела следует, что КСП «ЭКПА» 06.12.2023 направил в адрес АО «ДОМ.РФ» через личный кабинет системы ЕИСЖС предусмотренное п. 5 Порядка взаимодействия заявление кредитора на выплату средств государственной поддержки (содержащее сведения об обращении Заемщика за получением средств государственной поддержки, размере задолженности по ипотечному жилищному займу с указанием ее состава), а также необходимую информацию и полный комплект предоставленных Заемщиком документов, подтверждающих соответствие представленной заявки на получение средств государственной поддержки (жизненной ситуации заемщика, кредитного (заемного) обязательства, обеспечения исполнения обязательств) требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ, Положением о реализации мер государственной поддержки (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170), Порядком взаимодействия и Соглашением о сотрудничестве.
После направления КСП «ЭКПА» вышеуказанного заявления через личный кабинет системы ЕИСЖС этому заявлению был присвоен уникальный идентификационный номер заявки на выплату средств государственной поддержки в системе ЕИСЖС –№.12.2023 (л.д. 41-44).
08.12.2023 в КСП «ЭКПА» поступил ответ АО «ДОМ.РФ» о том, что заявление на выплату отклонено в связи с несоответствием цели кредитования установленным требованиям: в текущем кредитном договоре присутствуют иные цели (погашение долга перед КСП «ЭКПА» и оплата добровольного паевого взноса (л.д. 41-44).
Вопреки вышеуказанному ответу, судом установлено, что в период с 01.01.2019 у истца Савосиной А.Н. родился третий ребенок, ранее спорная мера государственной поддержки истцу не предоставлялась, кредитный договор на приобретение жилья заключен 03.04.2018, то есть до 01.07.2024, целью кредитного договора является приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации жилого помещения, обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору является ипотека жилого помещения, следовательно, истец в полной мере соответствует требованиям, указанным в Федеральном законе № 157-ФЗ, Положении о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В связи с этим отказ АО «ДОМ.РФ» в части предоставления истцу компенсации погашения обязательств по договору займа № от 03.04.2018 признается судом необоснованным, так как цели указанного выше договора займа соответствуют целям Федерального закона № 157-ФЗ, а требования, установленные п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170, истцом полностью соблюдены.
По смыслу ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О кредитной кооперации» обязательным для кредитного кооператива является наличие паевого взноса кооператива, порядок формирования и использования которого определяется внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Такой фонд предусмотрен в КСП «ЭКПА» (пункты 4.3.1-4.3.2 устава КСП «ЭКПА») (л.д. 95-124).
В качестве одного из условий получения займа (п. 2.1.2 Порядка предоставления займов КСП «ЭКПА») предусмотрено наличие (внесение) добровольного паевого взноса в размере определенном Правлением кредитного кооператива исходя из размеров 2,5 – 20 процентов от суммы займа. При этом определено, что добровольный паевой взнос как условие предоставление займа может быть внесен членом кредитного кооператива до предоставления ему займа, либо одновременно с предоставлением или незамедлительно сразу после предоставления ему займа – не позднее окончания рабочего дня, в котором ему предоставлен заем (л.д. 112-124).
На момент предоставления займа обязательный паевой взнос был установлен Правлением КСП «ЭКПА» в размере не менее 10% от суммы займа (л.д. 125).
Следовательно, без выполнения данного условия о внесении паевого взноса Савосина А.Н. не смогла бы получить заемные средства на покупку квартиры. Поскольку денежные средства в необходимом размере - 10% от суммы займа (155 000 рублей) у истца отсутствовали. Одновременно с получением ипотечного займа, КСП «ЭКПА» предоставил истцу заем на уплату добровольного паевого взноса в указанном выше размере, что подтверждается расходным кассовым ордером № от 03.04.2018 (л.д. 36).
Использование части заёмных средств в сумме 155 000 рублей на оплату паевого взноса, а также 49 400 рублей на погашение перед займодавцем ранее предоставленного займа, при том, что стоимость приобретённого жилого помещения рублей полностью оплачена за счёт заёмных средств по договору займа, не противоречит указанным требованиям закона и условиям для получения мер государственной поддержки.
Наличие иных целей договора займа, кроме цели приобретения жилья, не исключает право гражданина на получение мер государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 №1170.
Согласно справке КСП «ЭКПА», по состоянию на 21.12.2023 остаток задолженности (основного долга) по договору займа № от 03.04.2018 составляет 979 361,65 руб., остаток компенсации за пользование заемными денежными средствами в части займа предоставленного для приобретения жилого помещения в собственность жилого помещения – 861 936,19 руб. (л.д. 40).
Обстоятельств, которые бы исключали возможность реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации прав на государственную поддержку семьи, имеющей детей, в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
Учитывая, что субъектом, принимающим решение по существу рассмотрения заявления о предоставлении мер государственной поддержки, является АО «ДОМ.РФ», суд полагает возможным исковые требования к АО «ДОМ.РФ» удовлетворить, возложить на АО «ДОМ.РФ» обязанность направить денежные средства в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, на погашение договора займа, предоставленного истцу по договору займа № от 03.04.2018.
Принимая во внимание, что в соответствии с приведенными выше нормами права, КСП «ЭКПА» в рассматриваемых правоотношениях выступает лишь как лицо, осуществляющее исключительно прием заявлений с необходимым пакетом документов, и их последующее направление в рамках электронного взаимодействия в АО «ДОМ.РФ» для рассмотрения по существу и принятия решения, то оснований для удовлетворения исковых требований, связанных с защитой права на получение меры государственной поддержки, предъявленных к КПК КСП «ЭКПА», не имеется, кроме того, соответствующие обязанности Кредитного потребительского кооператива «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» как кредитора при осуществлении взаимодействия с АО «ДОМ.РФ» в рамках Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) выполнены в полном объеме.
В этой связи в удовлетворении исковых требований к КСП «ЭКПА» надлежит отказать.
Заявления о возмещении судебных расходов от истца не поступало.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Савосиной Анастасии Николаевны к акционерному обществу «ДОМ.РФ» о признании незаконным отказа в получении мер государственной поддержки, о возложении обязанности удовлетворить.
Признать за Савосиной Анастасией Николаевной (паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ) право на получение мер государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 03.07.2019 №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» - в виде погашения обязательств Савосиной Анастасии Николаевны по договору ипотечного займа № от 03.04.2018, полученному в Кредитном потребительском кооперативе «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» в пределах остатка задолженности по займу – 450 000 рублей (четыреста пятьдесят тысяч рублей).
Возложить на ответчика акционерное общество «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614) обязанность предоставить Савосиной Анастасии Николаевне меры государственной поддержки, направив средства государственной поддержки на погашение задолженности по договору ипотечного займа № от 03.04.2018, полученному в Кредитном потребительском кооперативе «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» в пределах остатка задолженности по займу – 450 000 рублей (четыреста пятьдесят тысяч рублей).
В удовлетворении исковых требований Савосиной Анастасии Николаевны к Кредитному потребительскому кооперативу «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» о признании права на получении мер государственной поддержки отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Урайский городской суд.
Решение в окончательной форме составлено 04.03.2024.
Председательствующий судья Г.К. Орлова