Судья Тягай Н.Н. Дело № 33-3124/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Рыковой Г.М.,
судей Гусевой Е.В., Красновой Н.В.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
при секретаре Новикове И.В.,
рассмотрев в судебном заседании 09 марта 2016 года апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Алешина Василия Ивановича, Алешиной Алины Аркадьевны на решение Химкинского городского суда Московской области от 28 сентября 2015 года по делу по иску Алешина Василия Ивановича, Алешиной Алины Аркадьевны к Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московский области о признании квартиры жилым помещением, признании права пользования жилым помещением и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
по встречному иску Министерства обороны Российской Федерации к Алешину Василию Ивановичу, Алешиной Алине Аркадьевне о выселении, возложении обязанности нечинить препятствия в осуществлении своего права собственности помещением и освободить занимаемое помещение, в том числе от своего имущества,
заслушав доклад судьи Рыковой Г.М.,
объяснения представителя Минобороны РФ - Ляпушевой С.О., представителя Алешина В.И., Алешиной А.А. - Коноваловой А.П., заключение прокурора Смирновой М.В.,
УСТАНОВИЛА:
Алешин В.И. и Алешина А.А.обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, ТУ ФАУГИв Московский области о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>
Требование мотивировано тем, что начиная с 2004 года и по настоящее время они проживают в бывшем военном городке, расположенном вблизи п/о Чашниково г.Химки Московской области. В связи с трудовыми отношениями с ФГУП «СУМР Минобороны РФ» им была предоставлена комната 202 в общежитии №5 бывшего военного городка, расположенного вблизи пос.Чашниково, Химкинского района Московской области. В дальнейшем на основании талона-распоряжения ФГУП «СУМР» №41-жк от 24 августа 2008 года их семье была предоставлена квартира 55 в общежитии №3 в том же городке. Талон-распоряжения выдавался без указания сроков проживания. Начиная с момента заселения и до настоящего времени истцы продолжают проживать в спорной квартире и несут бремя ее содержания.
Первоначально четыре четырехэтажных кирпичных здания, находящиеся по адресу: Московская область, г.о.Химки, п/о Чашниково, являлись казармами, но впоследствии были переоборудованы в многоквартирные дома с отдельными благоустроенными квартирами. В 2002 году командование в/ч 55152 обратилось к главе администрации Химкинского района Московской области с просьбой принять жилой городок войсковой части, состоящий из четырех общежитий, в которых проживали семьи военнослужащих, рабочих и служащих Министерства обороны Российской Федерации, в муниципальную собственность Химкинского района Московской области. Администрацией Химкинского района Московской области в удовлетворении данного ходатайства было отказано ввиду отсутствия бюджетных средств на содержание четырех общежитий военного городка. Позже здание общежития, в котором проживают истцы, было передано в ведение ФГУП «Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации», которое приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 мая 2009 года №431 преобразовано в иную форму собственности в ОАО «Строительное управление Московского региона». Общежитие в качестве нежилого здания было включено в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации» и по передаточному акту от 25 мая 2009 года передано в собственность акционерному обществу.
Считают, что на основании статьи 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», в связи с переходом госпредприятия в иную форму собственности за ними сохранились все жилищные права, в том числе и право пользования жилым помещением на основании социального найма и право на приватизацию жилья, поскольку, полагают, что исходя из данной правовой нормы, правовое значение имеет сама обязанность соответствующих предприятий и учреждений передать здание общежития в муниципальную собственность, исходя из чего статус общежития ввиду возникновения отношений из договора социального найма утрачивается и без фактической передачи общежития в муниципальную собственность.
Министерство обороны РФ обратилось в суд со встречным иском к Алешину В.И. и Алешиной А.А. об обязаннии нечинить препятствия в осуществлении своего права собственности помещением и освободить занимаемое помещение, в том числе от своего имущества, а также выселении из помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Требования мотивированы тем, что Алешины вселились в спорное помещение на основании договора от 24.07.2009г. № 108 на предоставление помещения пригодного для проживания во временное пользование. В соответствии с договором жилое помещение предоставлено в срочное возмездное владение, срок действия договора с 01.08.2009 по 30.07.2009. Поскольку договор прекратил свое действие с 30.07.2009 то жильцы подлежат выселению.
В судебном заседании представитель Алешина В.И. и Алешиной А.А. поддержал первоначальный иск, возражал против встречного иска, заявил о пропуске срока исковой давности.
Представитель Министерства обороны просил удовлетворить встречные требования и отказать в удовлетворении первоначальных.
Представитель ответчика - Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, представители третьих лиц - Администрация г.о. Химки Московской области, ОАО «Строительное управление Московского региона» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 28 сентября 2015 года отказано в удовлетворении, как первоначального иска, так и встречного.
С указанным решением не согласились Алешин В.И., Алешина А.А. и Министерство обороны РФ, в апелляционных жалобах просят решение отменить как незаконное и необоснованное. Каждая из сторон просит отменить решение в части отказа в удовлетворении своего иска.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, изучив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения суда.
Из материалов дела усматривается, что 24.07.2009г. ОАО «СУ МР» с одной стороны и Алешкиной А.А., по договору именуемой Пользователь, был заключен договор № 108 на предоставление помещения пригодного для проживания во временное пользование.
По данному договору передана в пользование комната площадью 35,8 кв.м., расположенная по адресу: Московская <данные изъяты>. Помещение передано для проживания Пользователя и члена семьи – мужа Алешина В.И.
При этом договор указывает, что переданное помещение не является жилым, но пригодно для проживания.
Договор может быть досрочно расторгнут по требованию Правообладателя при прекращении трудовых отношений Пользователя с ОАО «СУ МР» (п. 5.4.1. договора).
Срок договора определен в 5.2., в соответствии с которым помещение предоставляется в пользование в период с 01.08.2009 по 30.07.2009.
Функционально здание, где расположено спорное жилое помещение, является общежитием, что подтверждается техническим паспортом и не оспаривалось участвующими в деле лицами.
По данным ЕГРП, на четырехэтажное здание с нежилым назначением, общей площадью 4376 кв.м., инвентарный номер 311:090-5947/В, литера В, адрес места нахождения: Московская область, г. Химки, вблизи пос. Чашниково, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно письму начальника Главного управления специального строительства Министерства Обороны РФ от 08.10.1992г. № 143/1/25445 предлагается расформировать войсковую часть № 54080, но сохранить военный городок в п/о Чашниково с последующим переоборудованием его под общежития и жилые дома.
Таким образом, часть зданий в военном городке в п/о Чашниково не возводились как жилые и были переоборудованы в последствии из иных зданий в общежития.
Статьей 15 ЖК РФ определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Таким образом, для проживания могут быть предоставлены только жилые помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от 22.05.1984 г. № 741-р Министерству обороны СССР для войсковой части 54080 отведен земельный участок площадью 14 га за счет территории аэропорта Шереметьево-1 под строительство зданий и сооружений казарменного, служебного, культурно-бытового, учебного, хозяйственно-складского и гаражного назначения.
23.08.1984 г. Управлением регулирования застройки и отвода земель Главного архитектурно-планировочного управления г. Москвы при Мосгорисполкоме выдано разрешительное письмо под строительство указанных зданий и сооружений согласно проекту в районе дер. Чашниково Химкинского района Московской области. По данному адресу были построены и введены в эксплуатацию четыре четырехэтажных здания, предназначенные и используемые для временного проживания военнослужащих, членов их семей, а также лиц гражданского персонала ближайших воинских формирований.
Из письма начальника Главного управления специального строительства Министерства обороны Российской Федерации от 08.10.1992 г. усматривается, что воинскую часть предлагалось расформировать с сохранением военного городка и последующим переоборудованием его зданий под общежития и жилые дома для офицеров и прапорщиков.
В 1993-1994 гг. реконструкция казарм под общежития была закончена, что подтверждается утвержденными актами рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 г. № 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность" командиром войсковой части в адрес главы администрации Химкинского муниципального района Московской области 12 июля 2002 г. было направлено письмо с просьбой о приеме жилого городка, состоящего из четырех общежитий, в которых проживают семьи военнослужащих, рабочих и служащих Министерства обороны Российской Федерации, в муниципальную собственность Химкинского района Московской области, но в этому было отказано по причине отсутствия бюджетных средств на содержание данных объектов.
По состоянию на 12.03.2009 г. правообладателем указанных зданий являлось федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации".
Приказом Министра обороны РФ от 19.05.2009 г. № 431 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "СУМР» Министерства обороны РРФ четыре бывших казармы п/о Чашниково были включены в состав имущественного комплекса ФГУП "Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации", подлежащего приватизации. Согласно передаточному акту подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации" от 25.05.2009 г. указанные объекты недвижимого имущества переданы ОАО "Строительное управление Московского региона".
Однако впоследствии Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 г. приказ Министра обороны РФ от 19.05.2009 г. № 431 в части включения в состав подлежащего приватизации имущества трех четырехэтажных зданий, расположенных по адресу: Московская область, Химкинский р-н, вблизи дер. Чашниково, лит. А, Б, В, а также объектов их инфраструктуры, используемых по назначению жилищного фонда, отменен, из передаточного акта исключены разделы, касающиеся передачи указанных зданий в собственность ОАО "Строительное управление Московского региона". При этом суд апелляционной инстанции установил, что три четырехэтажных здания, расположенные по указанному адресу, поименованные как нежилые, переданы ОАО "Строительное управление Московского региона" и используются как жилые помещения, в связи с чем, передача указанного спорного имущества (общежитий) в собственность ОАО "Строительное управление Московского региона" при приватизации совершена с нарушением требований законодательства, поскольку общежитие как объект жилищного фонда не подлежал включению в состав приватизируемого имущества.
Таким образом, совокупность указанных доказательств свидетельствует о том, что здания, которые первоначально были построены в качестве казарм для временного проживания военнослужащих, в 1993-1994 гг. были реконструированы в общежития для проживания военнослужащих, членов их семей, а также лиц гражданского персонала близлежащих воинских формирований. Именно этот статус названных объектов недвижимости на момент вселения истцов в 2009 г. был указан во всех документах, касающихся зданий по данному адресу. В установленном законом порядке статус дома изменен не был. Не изменен он и в настоящее время.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (в редакции от 4 июля 1991 г.) жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23.12.1992 г. № 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
При этом пунктом 1 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности.
Из содержания приведенных норм в их взаимосвязи следует, что включение объектов жилищного фонда, к которому относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий не допускалось. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, при приватизации имущественного комплекса ФГУП "Строительное управление Московского региона" Министерства обороны Российской Федерации жилищный фонд, в том числе дом, в котором находится спорное жилое помещение, подлежал передаче в муниципальную собственность.
Однако, как уже было отмечено выше, командир войсковой части обращался с адрес главы администрации Химкинского муниципального района с просьбой о приеме в муниципальную собственность Химкинского района жилого городка войсковой части, состоящего из четырех общежитий, в чем ему было отказано.
Между тем это обстоятельство не могло в любом случае повлиять на объем прав истцов в отношении предоставленного им жилого помещения, поскольку применительно к заявленному спору значимым является то обстоятельство, что вселены они были в общежитие в связи с трудовыми отношениями в 2008 г., т.е. после введения в действие с 01.03.2005 г. Жилищного кодекса РФ, в связи с чем, положения ст. 7 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» на нее не могут распространяться.
В соответствии со ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
При этом судебная коллегия считает необходимым указать, что с учетом всех установленных по делу обстоятельств не имеет правового значения тот факт, что в установленном порядке жилые здания, в том числе и дом, в котором проживают истцы, не включены в состав специализированного жилого фонда. Вместе с тем оснований считать, что истцы занимают жилое помещение по договору социального найма, также не имеется, так как указанное помещение не относится к соответствующему жилому фонду, оно не распределялось истцам как состоящим в очереди на получение жилых помещений социального использования.
Если расценивать занимаемое истцами жилое помещение как общежитие, предоставленное им в связи с трудовыми отношениями, то согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Отказывая в удовлетворении иска Министерства обороны Российской Федерации о выселении Алешина В.И., Алешиной А.А., возложении обязанности нечинить препятствия в осуществлении своего права собственности помещением и освободить занимаемое помещение, в том числе от своего имущества, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в связи с отсутствием соответствующего требования, предъявляемого в досудебном порядке, обращение непосредственно в суд с указанными требованиями преждевременно. Кроме того, следует руководствоваться положениями норм, закрепленных в п. 1 ст. 683 и ч. 2 ст. 684 ГК РФ, в силу которых договор найма жилого помещения, в котором не определен срок, считается заключенным на пять лет; при отсутствии отказа наймодателя от продления договора либо предложения с его стороны о заключении договора на тех же или иных условиях договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок. Следовательно, при несении Алешиным В.И. и Алешиной А.А. бремени содержания жилого помещения, в том числе по оплате коммунальных услуг, их проживание в жилом помещении не нарушает прав Минобороны России.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о необходимости применения к правоотношениям сторон, считая их длящимися, положений статей 208, 304 ГК РФ несостоятельны, поскольку предусмотренный статьей 304 ГК РФ способ защиты подлежит применению только в том случае, когда соответствующее имущество находится во владении собственника. В рассматриваемом споре жилое помещение находится во владении Алешина В.И. и Алешиной А.А., а не собственника.
При указанных обстоятельствах, сделанный судом первой инстанции выводы, что договор от 24.07.2009 является договором служебного найма, в связи с чем, помещение не подлежит приватизации, а оснований для выселения не имеется в связи с прекращением трудовых отношений в 2009г. и истечением срока исковой давности с того момента - не основаны на материалах дела.
То обстоятельство, что при проверке дела в апелляционной инстанции, судом второй инстанции сделаны иные выводы, чем судом первой инстанции и произведена переоценка доказательств, не может служить основанием для отмены по сути верного решения об отказе в удовлетворении обоих исков (ч. 6 ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Химкинского городского суда Московской области от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны РФ и Алешина Василия Ивановича, Алешиной Алины Аркадьевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи