2-889/2020
Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
30 июля 2020 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Сойко Ю.Н.
при секретаре Ахмадуллиной А.В.
с участием прокурора Волковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого муниципального района Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Троицкого муниципального района Челябинской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в срок до 01.11.2020 года произвести очистку от отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных и промышленных отходов земельных участков, расположенных на территории <адрес> кадастровый номер земельного участка № объем 57 000 куб.м.; <адрес> объем 25000 куб.м.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой Троицкого района проведена проверка по вопросу ликвидации несанкционированных мест размещения отходов различных видов на территории Троицкого муниципального района Челябинской области. По результатам проведения проверки установлено, что на территории Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района имеется две несанкционированные свалки отходов с указанием их мест размещения: <адрес> кадастровый номер земельного участка № объем 57 000 куб.м.; <адрес> объем 25 000 куб.м.
В соответствии с Уставом администрации Троицкого муниципального района к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, обязанность по сбору и вывозу отходов и мусора на территории Троицкого муниципального района в соответствии с федеральным законодательством возложена на орган местного самоуправления - администрацию Троицкого муниципального района.
Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно - эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории сельских поселений Троицкого муниципального района, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В судебном заседании помощник прокурора Троицкого муниципального района Волкова Е.Н. иск поддержала.
Представитель ответчика Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Наурзбаева Г.Х. в судебном заседании исковые требования признала частично, представив отзыв на исковое заявление (л.д.24-25).
Представитель третьего лица ООО «Центр Коммунального сервиса» представитель Лебедева Н.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить, представила отзыв на исковое заявление (л.д.26-29).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд решил удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и положениях Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; ; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под твердыми коммунальными отходами - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Судом установлено, что прокуратурой Троицкого района Челябинской области проведена проверка по вопросу ликвидации несанкционированных мест размещения отходов различных видов на территории Троицкого муниципального района Челябинской области.
В результате проведения проверки установлено, что на территории Шантаринского сельского поселения Троицкого муниципального района имеется две несанкционированные свалки отходов: <адрес> кадастровый номер земельного участка № объем 57 000 куб.м.;
<адрес>, объем 25 000 куб.м., что подтверждается ответом на требование Администрации МО «Шантаринское сельское поселение» Троицкого муниципального района Челябинской области (л.д.9-10, 11).
РџРѕ итогам проверки прокуратурой Троицкого муниципального района РІ адрес главы Троицкого муниципального района Р¤РРћ6 вынесено представление в„– РѕС‚ 31.03.2020 РѕР± устранении нарушений требований законодательства РІ сфере охраны окружающей среды, РѕР± отходах производства Рё потребления (Р».Рґ.5-7).
По результатам рассмотрения представления администрацией Троицкого муниципального района представлены ответы от 23.03.2020г. и от 06.05.2020 г., согласно которым изложенные в представлении факты нарушений требований законодательства нашли свое подтверждение, во исполнение представления приняты меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих и недопущению подобных нарушений впредь (л.д.8-10).
Таким образом, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ ответчиком факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления на вышеуказанных земельных участках не опровергнут. Доказательств, подтверждающих, что указанные земельные участки не входят в границы Троицкого муниципального района, а также доказательств, что у данных земельных участков имеются собственники либо иные лица, обладающие правом пользования, на которых может быть возложена обязанность по очистке земельных участке, не представлено. Собственник отходов не установлен. Доказательств, что свалки образуются из-за действий конкретных лиц, суду не представлено.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Троицкого муниципального района.
В силу пункта 14 части статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения закреплены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с Уставом администрации Троицкого муниципального района к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно отзыву третьего лица ООО «Центр коммунального сервиса» ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Ответчик Рѕ несанкционированных свалках, которые образовались РЅР° его территории ранее 2019 Рі., знал, РЅРѕ Р·Р° 2019 Рі.- 2020 Рі. торги РЅРµ объявлял Рё РЅРµ заключал муниципальные контракты РЅР° закупку товаров, работ, услуг РІ целях реализации мероприятий, связанных СЃ участием РІ обращении СЃ РўРљРћ РЅР° территории Троицкого муниципального района РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Федеральным законом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 05 апреля 2013 РіРѕРґР° в„– 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ». Рных действий Рё мероприятий направленных РЅР° ликвидацию свалок РЅРµ предпринимал
Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей г.Троицка на благоприятную окружающую среду.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями части 1 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.
РР· объяснений представителя ответчика Рё отзыва РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление следует, что РІ соответствии СЃ решением Собрания депутатов Троицкого муниципального района РѕС‚ 23 декабря 219 РіРѕРґР° в„– в„– «О районном бюджете РЅР° 2020 РіРѕРґР° Рё плановый период 2021 Рё 2022 РіРѕРґРѕРІВ» средства РЅР° очистку РѕС‚ отходов производства Рё потребления, РІ том числе коммунальных Рё промышленных отходов, земельных участков, расположенных РЅР° территории Троицкого муниципального района, РЅРµ запланированы.
Учитывая, что ответчику администрации Троицкого муниципального района Челябинской области необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда до 01 мая 2021 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 195-199 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области в срок до 01 мая 2021 года произвести очистку от отходов производства и потребления земельных участков, расположенных на территории Троицкого муниципального района Челябинской области:
<адрес> земельный участок с кадастровым №, объем б57000 куб.м.,
<адрес> объем 25000 куб.м.
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий: