Решение по делу № 33-3003/2024 от 09.04.2024

УИД:11RS0002-01-2023-000753-93

г. Сыктывкар                 Дело № 2-3653/2023 (№ 33-3003/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 апреля 2024 года дело по апелляционным жалобам МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 ноября 2023 года, по которому:

исковые требования Тубольцева Д.В. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности установить оклад, произвести перерасчет заработной платы, выплатить задолженность по заработной плате и о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворены.

Возложена обязанность на муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Тубольцеву Д.В. тарифную ставку (оклад) с 28 сентября 2022 г. в размере 19518 руб. 03 коп.; произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с 28 сентября 2022 г. и выплатить задолженность по заработной плате, образовавшуюся в результате занижения тарифной ставки (оклада).

Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Тубольцева Д.В. компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.

Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 300 руб.

и на дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 января 2024 г., по которому:

Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Тубольцева Д.В. задолженность по заработной плате за сентябрь 2022 г. – сентябрь 2023 г. в размере 490 391 руб. 72 коп.

Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 8 103 руб. 92 коп.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения прокурора Елфимовой О.С., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Воркуты в интересах Тубольцева Д.В. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута») и администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – администрация МО ГО «Воркута»), в котором просил возложить на ответчиков обязанность установить истцу тарифную ставку (оклад) с 26.09.2022 в размере 22 885 руб. 09 коп., произвести перерасчет заработной платы, отпускных и иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений с Тубольцевым Д.В., выплатить суммы, недополученные истцом с 26.09.2022 в результате занижения тарифной ставки (оклада); взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. в связи с нарушением трудовых прав истца.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены первичная профсоюзная организация МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута, УГХиБ администрации МО ГО «Воркута».

В судебном заседании Тубольцев Д.В. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, отказался от иска к администрации МО ГО «Воркута», изменил исковые требования к МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», просил обязать ответчика установить тарифную ставку (оклад) с 28.09.2022 в размере 19 518,03 руб., произвести перерасчет заработной платы, отпускных и иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых правоотношений и выплатить суммы, недополученные с 28.09.2022 в результате занижения тарифной ставки (оклада); взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Прокурор поддержал уточненные истцом требования, против прекращения производства по делу по иску к администрации МО ГО «Воркута» не возражал.

Определением суда от 13.11.2023 производство по делу по иску прокурора г. Воркуты в интересах Тубольцева Д.В. к администрации МО ГО «Воркута» прекращено в связи с отказом истца от иска и принятием его судом.

Ответчик МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в судебное заседание в письменных возражениях просил в иске отказать, указывая о том, что выплата заработной платы производится в соответствии с Положением о системе оплаты труда Учреждения, разработанного в соответствии с постановлениями администрации МО ГО «Воркута» и в соответствии с трудовым законодательством. Истцом неверно определен размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочего 1 разряда. Не учтен порядок пересмотра размера базовой ставки – не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте РФ. Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству РК на 2021-2023 годы не распространяется на Учреждение и не может быть применено при определении тарифной ставки (оклада) в отношении работников учреждения. По компенсации морального вреда - истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о тяжести перенесенных нравственных страданий, которые бы соответствовали размеру требуемой компенсации.

Судом вынесены приведенные выше решение и дополнительное решение.

МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в апелляционных жалобах просит отменить решение и дополнительное решение в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств дела, настаивая на том, что ОТС не распространяется на работников МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», оснований для изменения тарифной ставки не имеется.

На апелляционные жалобы от прокурора города Воркуты поступили возражения, в которых он просит решение суда и дополнительное решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Дело в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда и дополнительного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании трудового договора <Номер обезличен> от 26.09.2022 и приказа о приеме на работу от 26.09.2022 <Номер обезличен> Тубольцев Д.В. принят на работу в МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» с 28.09.2022 ... 5 разряда дорожного участка (кольцо), с окладом 8251 руб.

Впоследствии сторонами заключались дополнительные соглашения к трудовому договору, которыми с 28.09.2022 истцу установлен должностной оклад в размере 9075 руб., с 01.11.2022 – в размере 10 335 руб.

Из представленных расчётных листков Тубольцева Д.В. следует, что заработная плата ему выплачивалась исходя из указанных размеров оклада.

Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и работодателем является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15 октября 2018 г. № 1449, и Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденное приказом от 19 октября 2018 г. № 201 руководителем МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута».

Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).

Согласно пункту 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями №№ 1,2,3,4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО «Воркута».

Постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15 октября 2018 г. № 1449 утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению № 3, для 5 разряда соответствует тарифный коэффициент - 1,08.

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьями 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Согласно части 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

11 декабря 2019 г. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы», которое действует с 01 января 2020 г.

Пунктом 3.1 Раздела III Федерального отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01 января 2020 г. в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абзац 2 пункта 3.5 Раздела III Соглашения).

Основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», ни учредитель – администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном части 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации не направляли.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика и учредителя присоединиться к отраслевому соглашению, на работодателя распространяет свое действие Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г.

Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд исходил из положений пунктов 3.1 и 3.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с 01 января 2020 г. в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации, принял во внимание размер прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения на второй квартал 2020 и весь 2021 год, а также приложение № 3 постановления администрации МО ГО «Воркута» от 15 октября 2018 г. № 1449, которым установлен тарифный коэффициент и рассчитал тарифную ставку истца с 28 сентября 2022 г. в размере 19 518 руб. 03 коп.

Поскольку заработная плата и отпускные за спорный период были выплачены истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, начиная с 28 сентября 2022 г., возложив на ответчика обязанность по выплате недополученных сумм.

Установив нарушение трудовых прав истца, суд на основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с работодателя компенсацию морального вреда.

В дополнительном решении суд произвел соответствующие расчеты недополученной заработной платы, исходя из установленного судом размера тарифной ставки, и взыскал образовавшуюся недоплату за период сентябрь 2022 г. - сентябрь 2023 г.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные ими доказательства.

Доводы апелляционных жалоб о том, что МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Федеральное тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» судебная коллегия находит несостоятельными.

По сведениям из Единого государственно реестра юридических лиц, основным видом деятельности МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД ОК 52.21.22). Согласно пункту 2.2 раздела 2 Устава, ответчик создан, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Как следует из Устава, МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута» МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» с целью осуществления уставного вида деятельности принимает работников, заключая с ними трудовые договоры, и выступает по отношению к этим работникам работодателем.

Следовательно, МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» относится к числу организаций, осуществляющих дорожную деятельность.

По смыслу статей 48, 49 Трудового кодекса Российской Федерации, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.

В письменных возражениях ответчиков указано, что мотивированный отказ от присоединения к ОТС ни МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута», ни администрация МО ГО «Воркута» не направляли.

Также отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком представлено письменное предложение к сторонам соглашения о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута».

Следовательно, действие данного соглашения распространяется на ответчика МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» и его положения являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников.

Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, не содержат, поэтому при отсутствии мотивированного письменного отказа от присоединения к Федеральному отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного соглашения считается распространенным на данное предприятие.

Доводы апелляционных жалоб ответчика о невозможности распространить действие ФОТС на ответчика МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.

При этом ссылки ответчика на Региональное ОТС по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы, которым предусмотрен иной порядок установления тарифного коэффициента, не имеют правового значения для данного дела, поскольку не исключает у ответчика обязанности исполнять Федеральное Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 ноября 2023 года и дополнительное решение от 18 января 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-3003/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тубольцев Дмитрий Васильевич
Прокурор г. Воркуты
Ответчики
МБУ Специализированное дорожное управление МО ГО Воркута
Администрация МО ГО Воркута
Другие
УГХиБ администрации МО ГО Воркута
Первичная профсоюзная организация МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута»
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
15.04.2024Судебное заседание
16.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024Передано в экспедицию
15.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее