Решение по делу № 8Г-15296/2021 [88-16027/2021] от 15.07.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                            № 88-16027/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                30 сентября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                   № 2-85/2021, УИД 22RS0040-01-2021-000092-46 по иску Киреева Сергея Николаевича к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонному) об оспаривании решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, возобновлении выплаты страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе представителя истца Киреева Сергея Николаевича - Киреева Николая Сергеевича, действующего по доверенности, на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 1 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июня 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., объяснения представителя Киреева Сергея Николаевича - Киреева Николая Сергеевича, действующего по доверенности, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Киреев С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонному) (далее – УПФР в Шипуновском районе Алтайского края) о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости с 1 января 2021 г., признании права на ранее назначенную 28 апреля 2017 г. досрочную страховую пенсию по старости, обязании начислить и выплатить страховую пенсию по старости с момента прекращения – 1 января 2021 г., взыскании расходов по оплате государственной пошлины.

В обоснование исковых требований Киреев С.Н. указал, что 28 апреля 2017 г. ему назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» бессрочно. Решением УПФР в Шипуновском районе Алтайского края выплата пенсии прекращена с 1 января 2021 г. ввиду отсутствия необходимого специального стажа и отсутствием в его случае основания для уменьшения возраста для назначения досрочной страховой пенсии по старости. С данным решением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Прекращение выплаты пенсии последовало спустя почти четыре года с момента назначения, при этом у истца произошли юридически значимые изменения, в том числе увольнение с работы в связи с выходом на пенсию, утрата заработка, со дня выхода на пенсию его единственным источником дохода являлась страховая пенсия по старости. В период с               19 июня 1986 г. по 31 марта 1996 г. он работал монтёром пути, занятым на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Его специальный стаж составляет 9 лет 9 месяцев 12 дней, то есть более половины от установленного законодательством размера специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В указанный период его работа проходила в особых условиях труда, являющихся тяжёлыми. Считает, что досрочная страховая пенсия по старости ему была назначена обоснованно в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с уменьшением возраста.

Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от                           1 апреля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от                    16 июня 2021 г., в удовлетворении требований Киреева С.Н. об оспаривании решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, возобновлении выплаты страховой пенсии по старости отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Киреева С.Н. - Киреев Н.С. просит отменить решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 1 апреля              2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июня 2021 г.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.

На основании части пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 28 апреля 2017 г. Киреев С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты> лет) обратился в УПФР в Шипуновском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа от 30 июня 2017 г. Кирееву С.Н. с                      28 апреля 2017 г. назначена досрочная страховая пенсия по старости бессрочно в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от                    28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из заключения по проверки документов при назначении пенсии следует, что в специальный стаж истца по Списку № 2 включены периоды работы с              19 июня 1986 г. по 31 марта 1996 г. в качестве монтёра пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений, на участках железных дорог с интенсивным движением поездов; не включен период работы с 1 апреля 1996 г. по 31 июля 2011 г. в качестве монтёра пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений, поскольку уменьшена интенсивность движения поездов. Специальный стаж по Списку № 2 составил 9 лет 9 месяцев и 12 дней.

Выплата страховой пенсии по старости истцу производилась пенсионным органом с 28 апреля 2017 г. по 31 декабря 2020 г., то есть 3 года 8 месяцев.

21 декабря 2020 г. решением УПФР в Шипуновском районе Алтайского края в связи с обнаружением ошибки, допущенной при установлении пенсии по вине территориального органа ПФР, истцу на основании пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.                  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращена выплата пенсии с 1 января    2021 г.

В решении указано, что у пенсионера имеется специальный стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако досрочное назначение страховой пенсии по старости, по этому пункту возможно мужчинам при достижении 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет, при этом уменьшение возраста, предусмотренного статьёй 8 закона не предусмотрено, следовательно назначение страховой пенсии с                 28 апреля 2017 г. произведено необоснованно.

Решением пенсионного органа от 21 декабря 2020 г. Кирееву С.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 и по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

При этом в специальный стаж истца по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» зачтён период работы с 19 июня 1986 г. по 31 марта 1996 г. на Рубцовской дистанции пути Западно-Сибирской железной дороги в качестве монтёра пути на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов; в стаж по указанному пункту не зачтены периоды работы с 1 апреля 1996 г. по 31 июля 2011 г. на Рубцовской дистанции пути Западно-Сибирской железной дороги в качестве монтёра пути, так как с 1 апреля 1996 г. станция Рубцовск исключена из перечня станций магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов на Алтайском отделении Западно-Сибирской железной дороги и отнесена ко второму классу; с 1 августа 2011 г. по 31 декабря 2016 г. в качестве дежурного по переезду на Рубцовской дистанции пути Западно-Сибирской железной дороги, так как должность не предусмотрена Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г.                 . В связи с отсутствием периодов работы, указанных в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» суммирование к периодам работы, указанным в пункте 2, периодов работы, указанных в пункте 5 части 1 статьи 30 названного Закона, не произведено.

Продолжительность страхового стажа истца составила 37 лет 10 месяцев и 3 дня, специального стажа по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - 9 лет 9 месяцев и 12 дней.

Разрешая спор и отказывая Кирееву С.Н. в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, возобновлении выплаты страховой пенсии по старости, суд первой инстанции руководствовался положениями части 4 статьи 28, пункта 5 части 1, частей 2, 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря                2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, правовой позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной в постановлении от            15 сентября 2009 г. по делу «Москаль (Moskal) против Польши», правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 января 2016 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова», пришёл к выводу, что досрочная страховая пенсия Кирееву С.Н. назначена пенсионным органом в отсутствие на то оснований, поскольку отсутствует требуемый специальный стаж.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что период работы истца с 19 июня 1986 г. по 31 августа 2017 г. в Рубцовской дистанции пути Западно-Сибирской железной дороги монтёром пути, занятым на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездом попадает под действие Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.                     № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 9 лет 9 месяцев 12 дней при требуемом 12 лет 6 месяцев, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию. Кроме того, пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрена возможность назначения досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста. Специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», у Киреева С.Н. отсутствует.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.

Доводы кассационной жалобы о том, что профессия монтёра пути поименована в постановлении Правительства Российской Федерации от                    25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», из чего можно сделать однозначный вывод о работе истца в условиях, подпадающих под понятие особые условия труда, являющимися тяжёлыми, судом не дана надлежащая оценка всем доказательствам по делу, в том числе справке уточняющей характер работ, выданной Кирееву С.Н., которой подтверждена занятость Киреева С.Н. на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном применении норм материального права и направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу и представленных доказательств.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (здесь и далее закон приведён в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 28 апреля 2017 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от      28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Аналогичная норма была закреплена в подпункте 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Предусмотренное пунктами 2 и 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовое регулирование, устанавливающее льготу по снижению пенсионного возраста лиц, занятых на определённых видах работ, и условие её предоставления, направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение с учётом характера выполняемой работы.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2 от 26 января 1991);

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее – Список № 2 от 22 августа 1956 г.)

Согласно подпункту «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г.            № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Списком, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272, предусмотрено право на досрочную пенсию, в том числе, монтёров пути, занятых на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

Постановлением Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 11 июня 1992 г. № 21и утверждено согласованное с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение «О порядке применения Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене», в соответствии с которым к указанным в списке лицам, пользующимся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в частности к монтёрам пути, относятся занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, приравнены обходчики по осмотру обвальных участков, обходчики по осмотру рельсов и скреплений, путевые обходчики пути и искусственных сооружений, занимавшиеся обходами пути и искусственных сооружений на участках с интенсивным движением поездов магистральных железнодорожных дорог, на которых путевые обходы были упразднены; путевые рабочие магистральных железнодорожных дорог, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках с интенсивным движением поездов.

Разделом XXX «Транспорт», подразделом 1 «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Списка № 2 от 22 августа 1956 г. монтёры пути не поименованы.

В Списке № 2 от 26 января 1991 г. в разделе 1 Горные работы (подраздел 2010100а) поименованы монтёры пути, занятые в карьерах, разрезах и отвалах (2010100а-14668); в разделе II «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирования, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых» (пункт а «Рабочие») - монтёры пути, занятые на подъездных путях производств с вредными условиями труда (2030000а-14668); в разделе III «Металлургическое производство (чёрные металлы)» подраздела 1 «Доменное производство» - монтёры пути, занятые на подъездных путях (2040100а-14668), подраздела 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести» - монтёры пути, занятые на подъездных путях и шлаковых отвалах (2040200а-14668); в разделе XVII «Производство строительных материалов» подраздела 3 «Производство асбеста» - монтёры пути (2180300а-14668), в разделе XXVIII «Транспорт» в подразделе «Метрополитены» в пункте «а» «Рабочие, постоянно занятые только в ночное                    время на работах в тоннелях и подземных сооружениях» - монтёры пути (2300200а-14668).

До внесения изменений в пенсионное законодательство, в связи с которыми работники железнодорожного транспорта были выделены в отдельную категорию лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии и принятия Списков, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272, работы на транспорте, которые признавались работой в тяжёлых условиях, предусматривались Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от                       22 августа 1956 г. № 1173. В данном списке монтёр пути не поименован.

Возможность досрочного назначения пенсий в связи с особыми условиями труда со снижением пенсионного возраста при выработке не менее половины стажа работы в особых условиях (подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, на работах с тяжёлыми условиями труда) впервые была введена Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 1992 г. Одновременно этим же законом работники локомотивных бригад и работники отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, были выделены в самостоятельную категорию лиц, имеющих право на назначение пенсии на льготных условиях (пункт «д» статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I). Их работа перестала относиться к работе в тяжёлых условиях, что следовало из применявшегося после с 1 января 1992 г. Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, в котором соответствующие должности и профессии не были поименованы.

Таким образом, для учёта периодов выполнения работ с тяжёлыми условиями труда, имевших место после 1 января 1992 г. может применяться Список, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 24 апреля 1992 г. В этом случае Список № 2, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, для учёта периодов работы, имевших место до 1 января 1992 г., не применяется.

Исходя из приведённых положений закона, учитывая, что применяемый с 1 января 1992 г. Список, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 24 апреля 1992 г., имеющий в своём перечне наименование должности истца, даёт право на досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также то, что положениями данной нормы не предусмотрена возможность уменьшения возраста выхода на пенсию при неполном требуемом стаже, как то предусмотрено в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установив, что стаж работы истца в качестве монтёра пути, занятого на текущем содержании, ремонте и искусственных сооружений, на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов в Рубцовской дистанции пути с 19 июня 1986 г. по 31 марта 1996 г. составил менее требуемых 12 лет 6 месяцев, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам об отсутствии у Киреева С.Н. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего пенсионного законодательства, и не вызывают сомнений в их законности.

Доводы кассационной жалобы о том, что в справке уточняющей характер работ, выданной Кирееву С.Н., подтверждена его занятость на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, выводы суда первой и апелляционной инстанции не опровергают, поскольку из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, следует, что работодатель относил работу истца в период с 19 июня 1986 г. по 31 марта 1996 г. в работам, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по подпункту 5 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (аналогичная норма предусмотрена в пункте 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), однако продолжительность стажа истца в указанный период менее требуемых 12 лет 6 месяцев, а возможность снижения пенсионного возраста при выработке не менее половины стажа работы в особых условиях по указанному основанию не предусмотрена.

Доводы кассационной жалобы о том, что периоды работы с тяжёлыми условиями труда и работа работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене суммируются для назначения досрочной пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» также не влекут отмену принятых по делу судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от                  11 июля 2002 г. № 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости предусмотрено суммирование, в том числе, работы с тяжёлыми условиями труда (подпункт 2), работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (пункт 5).

Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путём прибавления:

к периодам работы, указанной в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

к периодам работы, указанной в подпункте 5, - периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 6, 7, 9, 12.

Как установлено судами нижестоящих инстанций и следует из материалов дела, у истца отсутствуют периоды работы с тяжёлыми условиями труда, следовательно суммировать периоды работы истца не с чем, а потому отсутствуют правовые основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости истцу с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, как это предусмотрено в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы кассационной жалобы о незаконности прекращения выплаты страховой пенсии несостоятельны.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от       28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истёк срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчёте размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. № 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретённые в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать своё субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объёме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определённом размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (пункт 4 Постановления).

Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении также отметил, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 Постановления).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учётом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 Постановления).

Данный вывод находит подтверждение и в практике Европейского Суда по правам человека, который, признавая за государством право на исправление ошибок, допущенных органами публичной власти при назначении социальных выплат, вместе с тем полагает, что, обнаружив ошибку, власти должны действовать своевременно, последовательно и сообразно обстоятельствам; если ошибка совершена самими органами публичной власти, без какой бы то ни было вины третьего лица (получателя пенсии), должен быть использован подход, основанный на пропорциональности последствий, не допускающий возложения чрезмерного бремени на получателя пенсии; оценивая же степень добросовестности этого лица, органы публичной власти должны учитывать, в частности, насколько очевидный для получателя пенсии характер носила ошибка, был ли он способен обнаружить её самостоятельно (постановление от 15 сентября 2009 года по делу «Москаль (Moskal) против Польши») (абзац пятый пункта 5 Постановления).

Разрешая требования истца, суды нижестоящих инстанций учли приведённые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека.

Так, судами принято во внимание отсутствие какой-либо вины истца в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» без законных оснований, продолжительность периода получения истцом пенсии (3 года 8 месяцев), продолжительность периода, которого оказалось недостаточно для возникновения у истца предусмотренного законом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости (2 года 6 месяцев), увольнение истца с работы в связи с выходом на пенсию с должности, которая не давала права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возникновение у истца права на получение пенсии на общих основаниях 18 августа 2021 г., материальное положение истца, его образование, отсутствие доказательств невозможности работать в силу состояния здоровья или по иным причинам.

С учётом установленных обстоятельств суды пришли к верному выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, препятствующих прекращению выплаты истцу досрочной страховой пенсии по старости с 1 января 2021 г., назначенной ему по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в отсутствие у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по указанному основанию.

Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.

Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 1 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Киреева Сергея Николаевича - Киреева Николая Сергеевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-15296/2021 [88-16027/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Киреев Сергей Николаевич
Ответчики
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонное)
Другие
Киреев Николай Сергеевич
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
30.09.2021Судебное заседание
30.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее