Решение по делу № 3а-38/2020 от 25.12.2019

3а-38/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Пешкина А.Г.,

при секретаре Буткиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми 28 января 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Комарова ФИО7 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Комаров Ю.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении 250 000 рублей компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 мая 2018 года по делу <Номер обезличен>, которым на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить ему жилое помещение.

В обоснование требований в административном исковом заявлении указано, что решение суда до настоящего времени не исполнено.

Определением судьи от 30 декабря 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФССП России по Республике Коми в лице Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми.

Административный истец Комаров Ю.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо УФССП России по Республике Коми в лице Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.

Представители администрации МО ГО «Сыктывкар» Андрушко Я.Н. и Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» Кисель Д.В. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласились, указав, что длительность неисполнения судебного акта связана с недостаточностью бюджетных средств, выделяемых для обеспечения жильем.

Заслушав объяснения представителей администрации МО ГО «Сыктывкар» и Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Способ защиты в виде присуждения компенсации установлен Федеральным законом от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрено, что взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1). Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2). Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).

Установлено, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 мая 2018 года по делу <Номер обезличен> на администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Комарову ФИО8 отдельное благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи один человек, на условиях специализированного найма в пределах территории МО ГО «Сыктывкар» по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 12 июля 2018 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 мая 2018 года оставлено без изменения.

На основании указанного решения 27 июля 2018 года выдан исполнительный лист серии <Номер обезличен>, который 1 августа 2018 года предъявлен взыскателем для принудительного исполнения в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 6 августа 2018 года в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>, взыскателем по которому является Комаров Ю.Н. Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней с момента получения копии постановления.

Копия этого постановления получена должником 7 августа 2018 года.

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 октября 2018 года должнику отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда от 8 мая 2018 года по делу <Номер обезличен>.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.

Как разъяснено в пункте 46 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

В ходе принудительного исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 мая 2018 года по делу <Номер обезличен> судебным приставом-исполнителем главе администрации МО ГО «Сыктывкар» вручались предупреждения об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса РФ, с должника взыскан исполнительский сбор, неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда. За неисполнение требований об исполнении решения суда в установленный срок, должник привлекался к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Несмотря на принимаемые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения, решение суда до настоящего времени не исполнено, исполнительное производство не окончено.

Общий срок неисполнения судебного акта с даты возбуждения исполнительного производства составил 1 год 5 месяцев 22 дня. При этом за задержку исполнения решения суда административный истец ответственности не несет.

Такая длительность исполнения судебного акта чрезмерна и не отвечает требованию разумного срока.

Надлежащих доказательств совершения достаточных и эффективных действий, направленных на своевременное исполнение судебного акта, а также существования чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствовавших своевременному исполнению судебного акта, администрацией МО ГО «Сыктывкар» суду не представлено.

Финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из республиканского бюджета.

Граждане, которым на основании судебного акта должно быть предоставлено жилое помещение, участниками межбюджетных правоотношений не являются.

Европейский Суд по правам человека неоднократно высказывал позицию о том, что в случае исполнения решения внутригосударственного суда о предоставлении жилья, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановления Европейского Суда по делам «Д. против Российской Федерации» от 4 декабря 2008 года, «К. против Российской Федерации» от 23 октября 2008 года, «К. и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года, «К. и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года).

Таким образом, обстоятельство недостаточности субвенций на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть отнесено к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, а, следовательно, являться самостоятельным основанием для отказа в присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Принимая во внимание предмет исполнения решения суда, комплекс примененных мер принудительного исполнения, степень сложности исполнительного производства, отсутствие у должника уважительных и непреодолимых причин задержки исполнения судебного акта, суд считает обоснованными требования административного истца о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

С учетом продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, принципов разумности и справедливости, практики Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о том, что заявленная административным истцом компенсация в размере 250 000 рублей является чрезмерной, и определяет размер компенсации - 30 000 рублей.

Поскольку решением суда обязанность по предоставлению жилья была возложена на администрацию МО ГО «Сыктывкар», являющуюся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, которая должна была предпринять все необходимые меры для своевременного исполнения этой обязанности, то присужденная компенсация в силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» подлежит взысканию с муниципального образования городской округ «Сыктывкар».

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

По данному делу таким органом является Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар».

В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Комарова ФИО9 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в лице Департамента финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» за счет средств местного бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу Комарова ФИО10 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей, с перечислением их на открытый на имя Комарова ФИО11 счет <Номер обезличен>.

Решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29 января 2020 года.

Судья - А.Г. Пешкин

3а-38/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Комаров Юрий Николаевич
Ответчики
Администрация МО ГО "Сыктывкар"
Департамент финансов АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
УФССП России по РК в лице МОСП по ИОВИП УФССП России по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пешкин А.Г.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
25.12.2019Регистрация административного искового заявления
25.12.2019Передача материалов судье
30.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020Дело оформлено
28.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее