Решение по делу № 2а-271/2020 от 06.02.2020

УИД 35RS0006-01-2020-000209-89              2а-271/2020

                        

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Великий Устюг                      25 марта 2020 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Нагаевой Н.Н.,

при секретаре Козулиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бычихина Валерия Сергеевича к администрации Великоустюгского муниципального района о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно договору аренды от 21 марта 2007 года земельный участок с кадастровым номером , площадью 1418 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ..., передан в аренду Т.Д. на срок по 07 февраля 2010 года.

Соглашением об уступке прав и обязанностей от 14 октября 2014 года право аренды передано Бычихину В.С., протоколом № 1 заседания земельной комиссии от 20.01.2015 г. срок аренды земельного участка продлен на 5 лет.

Соглашением о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 23.01.2015 г. срок аренды продлен по 06.02.2020 года.

Бычихин В.С. обратился в администрацию МО «Город Великий Устюг» с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ему земельном участке.

27 января 2020 года администрацией МО «Город Великий Устюг» Бычихину В.С. выдано уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. В качестве основания запрета указано на наличие ограничений прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ.

Административный истец Бычихин В.С. обратился в суд с административным иском к администрации Великоустюгского муниципального района о признании незаконным уведомления от 27 января 2020 года №01-НС о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером

В обоснование требований указал, что само по себе отнесение земельного участка с кадастровым номером к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем индивидуального жилищного строительства. Исходя из местоположения ..., которая находится в непосредственной близости от ..., мероприятия, направленные на защиту ... от негативного воздействия вод, обеспечивают, в том числе и инженерную защиту территории ...

Просит признать незаконным и отменить уведомление администрации Великоустюгского муниципального района от 27 января 2020 года № 01-НС о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Обязать администрацию Великоустюгского муниципального района согласовать и выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на основании уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 27.01.2010 года и представленных документов.

Административный истец Бычихин В.С. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Его представитель Езовских Л.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно указав, что на спорном земельном участке, находящемся в аренде у истца имеются хозпостройки, возведен фундамент дома. Ссылка на п. 2 уведомления является незаконной.

Представитель административного ответчика администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представив отзыв, указав, что в кадастровой выписке о земельном участке установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.56 Земельного кодекса РФ, ст.67.1 Водного кодекса. Размещение объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается.

Протокольным определением от 03 марта 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, Управление Росреестра по Вологодской области, Двинско-Печерское бассейновое водное управление, ФГБУ «ФКП Росреестра по Вологодской области».

Представители заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Вологодской области, Двинско-Печерского БВУ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, представив отзывы на иск.

Представители Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, администрации сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.    

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из содержания положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с пунктом 5.1 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В силу пункта 1 части 2 указанной статьи могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны затопления, подтопления.

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий, по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.

В силу части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской (часть 2).

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 3 указанной статьи).

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5).

В соответствии с пунктом 1 части 6 указанной статьи в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Указанная норма применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке. В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления (в ред., действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный реестр недвижимости сведений об их границах.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

В соответствии с положениями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Из материалов дела следует, что д.Юдино находится в границах Великоустюгского муниципального района, располагается вблизи г.Великий Устюг. Оба населенных пункта находятся на берегах крупных рек Сухона и Северная Двина Двинско-Печорского бассейнового округа.

Согласно генеральному плану сельского поселения Юдинское земельный участок с кадастровым номером , по адресу: д. Юдино, находящийся по договору аренды у Бычихина В.С., расположен в зоне подверженной затоплению 1% паводком.

В выписке из ЕГРН о земельном участке от 22 января 2020 года установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.

Соответствующие сведения о зонах затопления и подтопления на территории Великоустюгского муниципального района Вологодской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости 6 июня 2019 года.

Превентивные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод р.Сухоны и р.Северной Двины, в том числе, дноуглубительные работы, ледорезные и взрывные работы, чернение льда минимизируют последствия весеннего паводка, но не предотвращают затопления населенных пунктов Великоустюгского муниципального района.

В настоящее время разработан комплекс противопаводковых инженерных сооружений в г.Великий Устюг, которые не обеспечивают противопаводковую защиту Юдинского сельского поселения, кроме того, работы по инженерной защите города от негативного воздействия вод не завершены, что является общедоступным и не требует доказательств.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что у органа местного самоуправления имелись законные основания для направления в адрес Бычихина В.С. уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку отсутствует инженерная защита д.Юдино от затопления, подтопления.

Бычихиным В.С. не представлено доказательств, свидетельствующих об обеспечении инженерной защиты планируемого объекта строительства. Более того, из анализа статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что выдаче уведомления должна предшествовать не только разработка, но и осуществление специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении административного искового заявления Бычихина Валерия Сергеевича к администрации Великоустюгского муниципального района о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский райсуд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 апреля 2020 года.

Судья: Нагаева Н.Н.

2а-271/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бычихин Валерий Сергеевич
Ответчики
Администрация Великоустюгского муниципального района
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра по Вологодской области"
Департамент природных ресурсов и окружающей среды Вологодской области
Езовских Леонид Витальевич
администрация сельского посления Юдинское
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Двино-Печерское бассейновое водное управление Северной Двины
Суд
Великоустюгский районный суд Вологодской области
Судья
Нагаева Н.Н.
Дело на странице суда
velikoustugsky.vld.sudrf.ru
06.02.2020Регистрация административного искового заявления
06.02.2020Передача материалов судье
12.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Судебное заседание
22.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее