К делу №2а-9016/2019
23RS0041-01-2019-007283-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2019 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Бровцевой И.И.,
при секретаре Кузьмич Т.В.,
с участием помощника судьи Трофимовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чередниченко С.И. к отделу судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю о признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Чередниченко С.И. обратился в суд с требованиями о признании незаконными бездействий судебного пристава-исполнителя ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара, обязании рассмотреть заявление (ходатайство), возврате незаконно удержанных денежных средств.
Требования мотивировал тем, что 28.03.2019 года он получил справку по своему лицевому счету в ПАО «Сбербанк России», в соответствии с которой узнал, что судебный пристав-исполнитель Польченко Н.А. произвела удержание денежных средств с его расчетного счета по неизвестному исполнительному производству № О данном исполнительном производстве ему ничего не известно, судебный акт на основании которого возбуждено данное производство ему также неизвестен. Так как он не получал постановления о возбуждении исполнительного производства, а также вообще не знал, что данное исполнительное производство есть, он направил заявление (ходатайство) в ОСП по Прикубанскому округа с требованием исполнить положение ФЗ «Об исполнительном производстве» и выслать ему постановление о возбуждение исполнительного производства. Ответа на данное обращение, как и само постановление о возбуждении исполнительного производства он не получил. Считает действия судебных приставов-исполнителей незаконными, поскольку они нарушают его права и игнорируют все нормы действующего законодательства.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил суд признать бездействие ОСП по Прикубанскому округу об отказе в рассмотрении заявления от 01 апреля 2019 г., незаконными, обязать ОСП по Прикубанскому округу рассмотреть заявление (ходатайство) Чередниченко С.И. от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить срок для обжалования процессуальных документов по исполнительному производству №, признать незаконным и отменить постановление об окончании исполнительного производства от 24.08.2015 г., признать действие ОСП по Прикубанскому округу в рамках исполнительного производства, незаконными, признать действие ОСП по Прикубанскому округу о не направлении материалов исполнительного производства №, незаконными, обязать ОСП по Прикубанскому округу вернуть незаконно удержанные денежные средства в размере 80850,02 <данные изъяты> вынести в отношении начальника ОСП по Прикубанскому округу частное определение, наложить судебный штраф на должностное лицо не предоставившее материалы исполнительного производства.
Представитель Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Ованесов А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая на то, что срок пропущен без уважительных причин, материалы исполнительного производства уничтожены, требования о взыскании удержанных денежных средств не представляется возможным рассматривать в отсутствие взыскателя.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» постановления, действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд.
Как установлено судом видно, что 16.07.2015 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодару УФССП России по КК Кожедуб А.В. возбуждено исполнительное производство № в отношении Чередниченко С.И.
При этом, как усматривается из пояснений представителя административного истца, приставом-исполнителем нарушены положения ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» так как место жительство должника никогда не располагалось на территории Прикубанского округа г. Краснодара.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Данная позиция следует также из Определения Конституционного суда РФ от 28.05.2009 №620-0-0 «Статья 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве» прямо устанавливает обязанность судебного пристава-исполнителя известить лиц, участвующих в исполнительном производстве, об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения».
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно ч. 17 ст. 30 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно п. 2.4.1 «Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора» (утв. ФССП России 07.06.2014 г.) уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Закона об исполнительном производстве и может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Таким образом, обязательным условием взыскания исполнительского сбора является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
Копия постановления, какие-либо иные извещения, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве», в адрес ФИО9 не поступали, что подтверждается материалами дела.
12.08.2015 г., без направления постановления о возбуждении исполнительного производства, а также постановления об исправления ошибки, пристав-исполнитель Польченко Н.А. вынесла решение о взыскании исполнительского сбора в отношении должника в размере 5 289,20 рублей.
24.08.2015 г. вынесено постановление об отмене обеспечительных мер, а также постановление об окончании исполнительного производства.
Выполняя меры принудительного характера, а также процессуальные действия судебные приставы-исполнители Кожедуб и Польченко не исполнили надлежащим образом требования Федерального закона от 2.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», чем по сути лишили административного истца возможности защищать свои права.
Вынесенный судебный приказ был направлен Чередниченко С.И. мировым судьей судебного участка №47 Прикубанского округа г. Краснодара только через год, и, в последствии по заявлению административного истца отменен 19.05.2016 г.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа.
Следовательно, исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Чередниченко С.И., должно было быть прекращено в связи с отменой судебного приказа, а не в связи с его исполнением.
Таким образом, принимая во внимание то, что в случае исполнения надлежащим образом своих должностных обязанностей службой судебных приставов Прикубанского округа истец бы имел возможности реализовать предоставленные ему права и не был бы подвергнут мерам принуждения и штрафу, суд считает возможным восстановить срок для обжалования процессуальных документов по исполнительному производству №, признать незаконным и отменить постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, признать действие ОСП по Прикубанскому округу в рамках исполнительного производства, незаконными, признать действие ОСП по Прикубанскому округу о не направлении материалов исполнительного производства №, незаконными, обязать ОСП по Прикубанскому округу вернуть незаконно удержанные денежные средства.
Кроме того, 01.04.2019 г. в адрес ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара Чередниченко С.И. направлено заявление о направлении в его адрес постановления о возбуждении исполнительного производства.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений юридических лиц (ч. 4 ст. 1 Закона о рассмотрении обращений).
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом юридическое лицо имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением заявления в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 7 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Не направление копии постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю является нарушением закона и лишает взыскателя права на своевременное лучение информации о ходе исполнительного производства.
Срок рассмотрения обращения с момента получения (ДД.ММ.ГГГГ) составляет 30 дней, однако, до настоящего времени информация о ходе исполнительного производства не представлена, постановление и ответ по результатам рассмотрения обращения не получен.
Пунктом 4.1 приведенных Методических указаний установлено, что при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона в порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).
В силу статей 12,13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в не направлении в адрес взыскателя постановления о возбуждении исполнительного производства, иных процессуальных документов, а также в не рассмотрении запроса, противоречат закону и нарушает права заявителя осуществление необходимого контроля за ходом исполнительного производства.
В то же время, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований о вынесении частного определения в отношении старшего судебного пристава ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара и наложении административного штрафа на должностное лицо, не предоставившее материалы исполнительного производства, поскольку не находит для этого необходимых оснований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 80 850,02 ░░░. <░░░░░░ ░░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: