Решение по делу № 2а-332/2019 от 30.09.2019

Дело №2а-332/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>                             15 ноября 2019 года                                           

Шелковской районный суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего судьи Даудова С.С.,                 

с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО5,

при секретаре ФИО3,                            

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации Каршига-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики, выразившиеся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества,

                    

УСТАНОВИЛ:

<адрес> ЧР обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением в порядке ст.218 КАС РФ.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка в сферах жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, а также законодательства при использовании и распоряжении государственным и муниципальным имуществом по выявлению и постановке на учет недвижимого имущества как бесхозяйного.

Так, в ст. 130 Конституции РФ определено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе предусматривая, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии с пп. 4, 5 п. 6 ст. 14 Федерального закона № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определено, что в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, установлены принципы государственной политики в указанной области, в том числе: государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности; повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации.

В соответствии с п. 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2 (далее - Правила) в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети, относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определение прав и обязанностей эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий регламентирован Правилами.

В силу п. 4 Правил в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.

В соответствии с п. 3 Правил «эксплуатационной организацией газораспределительной сети» является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию. В силу п. 25 Правил эксплуатационная организация газораспределительных сетей осуществляет техническое обслуживание, ремонт и диагностирование газораспределительных сетей.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений газоснабжения, в том числе, бесхозяйных систем, а также обеспечить признание в установленном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные системы газоснабжения.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 19 Устава Каршига-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Шелковского муниципального района Чеченской Республики, в структуру органов местного самоуправления Шелковского муниципального района входит администрация Каршига-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района (далее – Администрация).

Пунктом 11 ч. 1 ст. 7 Устава, к вопросам местного значения Каршига-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района отнесены иные полномочиями в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом.

Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утверждён приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2 (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

В силу п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Между тем, прокурорской проверкой проведенной в 2018 г. и за истекший период 2019 г. установлено, что газорегуляторный пункт шкафного типа №2 (далее – ГРПШ №2), расположенный по <адрес>, является бесхозяйным технологическим устройством, вследствие чего организация ответственная за ее бесперебойную работу не определена.

Отсутствие собственника ГРШП №2, расположенного по <адрес>, влияет на работу организации, которая следит за его техническим состоянием, что влечет за собой несвоевременное и некачественное решение вопросов по газоснабжению населения, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, вследствие чего не исключается возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Поскольку указанный объект газоснабжения являются бесхозяйным, расположен в административных границах Каршига-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики, то необращение Администрации с заявлением о постановке на учет указанного ГРШП №2 как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 4 Порядка.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке объекта недвижимости на учет как бесхозяйного.

Поскольку собственник указанных объектов до настоящего времени не определен и данный объект оказался бесхозяйным, в силу того, что вышеуказанное имущество является объектом повышенной опасности и является социально-значимыми для муниципального образования, существует необходимость постановки его на учет в качестве бесхозяйного с последующим обращением в установленном порядке в муниципальную собственность Каршига-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики.

На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, просит признать незаконным бездействие администрации Каршига-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики, выразившиеся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - газорегуляторного пункта шкафного типа №2, расположенного по <адрес> Шелковского муниципального района.

Кроме того, просит обязать администрацию Каршига-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества газорегуляторного пункта шкафного типа №2, расположенного по <адрес> Шелковского муниципального района.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела глава Каршига-Аульского сельского поселения ФИО4-М. в судебное заседание не явился, представителя в суд не направил. Представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия. Указал, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, и просит принять признание иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.

    На этом основании, в соответствии со ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя административного ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО5 поддержала административное исковое заявление прокурора и просила удовлетворить его по указанным в иске обстоятельствам.

Согласно заявлению главы Каршига-Аульского сельского поселения ФИО4-М., он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.

Суд, выслушав стороны, исследовав в совокупности материалы дела, находит, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч.5 ст.46 КАС РФ, суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.     

Согласно заявлению главы Каршига-Аульского сельского поселения ФИО4-М., он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска.

В таком случае, на основании ст.157 КАС РФ, суд считает возможным принять признание административного иска ответчиком, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 157,175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> ЧР к администрации Каршига-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ о признании бездействия незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Каршига-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики, выразившиеся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - газорегуляторного пункта шкафного типа №2, расположенного по <адрес> Шелковского муниципального района.

Обязать администрацию Каршига-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества газорегуляторного пункта шкафного типа №2, расположенного по <адрес> Шелковского муниципального района.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Верховный Суд Чеченской Республики через Шелковской районный суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.С. Даудов

2а-332/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Шелковского района ЧР
Ответчики
Администрация Каршига-Аульского сельского поселения
Суд
Шелковской районный суд Чеченской Республики
Дело на странице суда
shelkovsky.chn.sudrf.ru
31.03.2020Регистрация административного искового заявления
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Подготовка дела (собеседование)
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020Дело оформлено
02.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее