ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-16807/2024
№ 2-4654/2023
78RS0006-01-2023-004146-55
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 22 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Александровой Ю.К.,
судей Нестеровой А.А., Ваганова А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Кировского района города Санкт-Петербурга о возложении обязанности совершить определенные действия,
по кассационной жалобе администрации Кировского района города Санкт-Петербурга на решение Кировского районного Санкт-Петербурга суда от 31 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., выслушав объяснения представителя администрации Кировского района города Санкт-Петербурга ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя ФИО1 ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском с учетом уточнений к администрации Кировского района города Санкт-Петербурга о возложении обязанности включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на территории <адрес>, и обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда на территории <адрес>.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на основании решения суда ее мать была лишена родительских прав, отцовство не установлено. Приказом опеки и попечительства администрации Березовского района МО Березовский от 16.05.2018 истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Березовского района в Ханты-Мансийском автономном округе. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживает в <адрес>, обучается и зарегистрирована по месту пребывания в общежитии университета. Однако после обращения в администрацию <адрес> для исключения из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства, истцу было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 8 декабря 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
На администрацию Кировского района города Санкт-Петербурга возложена обязанность включить ФИО1 в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на территории города Санкт-Петербурга.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 марта 2024 года решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 8 декабря 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Кировского района города Санкт-Петербурга просит отменить названные судебные акты в части как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных постановлений и материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать ФИО8 решением Березовского районного суда Ханты-мансийского автономного округа-Югра от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении нее родительских прав. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ решен вопрос об ограничении в родительских правах.
Из свидетельства о рождении истца № № в графе «отец» стоит прочерк.
Распоряжением главы <адрес> Муниципального образования Березовский район от ДД.ММ.ГГГГ №-р опекуном ФИО1 назначена ФИО9, проживающая по адресу: <адрес>, за несовершеннолетней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, Ханты-<адрес>-Югра.
На основании Приказа отдела опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>.
Из материалов учетного дела ФИО1 из Управления социальной защиты населения, опеки и попечительству по <адрес> следует, что в собственности у истца недвижимого имущества не имеется.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 значилась зарегистрированной по месту пребывания по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, то есть по месту жительства опекуна, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значилась зарегистрированной по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>.
Также из материалов учетного дела следует, что договор социального найма, как в качестве нанимателя, так и в качестве члена семьи нанимателя, а также ордер с включением ФИО1 в состав членов семьи, вселяемых в жилое помещение не заключался и не выдавался, государственная поддержка, в том числе в форме субсидий, связанная с бесплатным предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного возмещения по программам реализуемым отделом жилищных программ администрации <адрес> не предоставлялась. Основания для регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, отсутствуют. Данное помещение с 2009 года находится в казне муниципальной собственности, с истцом договор найма не заключался, как в качестве нанимателя, так и в качестве члена семьи нанимателя, в связи с чем какие-либо права на данное помещение не могли возникнуть для регистрации.
Согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: ХМАО-<адрес>, предоставлена нанимателю ФИО10 на состав семьи: ФИО9, ФИО11, ФИО12
12.10.2021 от опекуна ФИО1 в отдел опеки и попечительства администрации <адрес> поступило заявление, в соответствии с которым она просит перенести срок предоставления жилого помещения ее подопечной на 2025 год по окончанию университета.
При рассмотрении гражданского дела № по иску ФИО9 к ФИО8 о лишении родительских прав судом было установлено, что ребенок на момент рассмотрения дела постоянно проживает с опекуном ФИО9, по месту жительства матери по адресу: <адрес>, имеется трехкомнатный неблагоустроенный дом, где отсутствует спальное место для ребенка.
Согласно справке ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. ФИО13» ФИО1 на основании приказа о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ обучается по основной профессиональной образовательной программе бакалавриата на очной форме обучения сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом первой инстанции установлено, что из договора о целевом обучении по образовательной программе высшего образования № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом образования администрации <адрес> и ФИО1, согласно п. 3 части 2 договора после окончания образовательной программы адрес осуществления трудовой деятельности: <адрес>, ХМАО-Югра, <адрес>, срок осуществления трудовой деятельности составляет три года (ч. 6 п. 3 договора).
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от 18.10.2021 ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, общежитие, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Совершеннолетия ФИО1 достигла ДД.ММ.ГГГГ, 23-х лет достигнет ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес>, рассмотрев заявление истца, направила в адрес ФИО1 уведомление об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда, которое было принято на основании распоряжения администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-р в связи с тем, что она не относится к категории лиц, указанных в пункте 1.2.1 Административного регламента и не имеет законных оснований для предоставления услуги.
Из ответа Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга в общегородской сводный список на 2023 год включены 1105 детей-сирот, на ДД.ММ.ГГГГ подлежат обеспечению 907 детей-сирот.
Временной либо постоянной регистрации по месту жительства по иному адресу, как следует из материалов дела и копии паспорта истца, в том числе и по месту учета ее в списках как ребенка, оставшегося без попечения родителей, по прежнему месту жительства - в границах <адрес>, не имеет.
Обращаясь с заявлением в администрацию <адрес> об исключении и о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства, ФИО1 указывала на изменение своего места жительства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, исходил из того, что дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями, имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Истец, как лицо, относившееся к категории детей-сирот и лиц из их числа, и имевшее до достижения возраста 23-х лет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, но не реализовавшее его по прежнему месту жительства, имеет право на включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с тем, что в настоящее время местом жительства истца на территории Российской Федерации является <адрес>, <адрес> <адрес>, общежитие (по месту обучения, регистрация по месту жительства либо по месту пребывания на территории Российской Федерации по другому адресу на территории Российской Федерации отсутствует), то в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений истец должен быть включен именно на территории Санкт-Петербурга.
Суд признал доводы ответчика о том, что истец был обеспечен закрепленным за ним жилым помещением по адресу: <адрес>, и имел регистрацию по месту жительства опекуна, в связи с чем, не подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, необоснованными.
При рассмотрении дела установлено, что по адресу: ХМАО-<адрес>, истец имела регистрацию по месту пребывания на период нахождения под опекой по месту жительства опекуна, а по адресу: <адрес>, была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, после ограничения матери в родительских правах во исполнение распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим, суд пришел к выводу, что никаких оснований считать истца обеспеченным закрепленным за ним жилым помещением не имеется. Действия уполномоченных органов, исполняющих распоряжение администрации при установлении опеки и закрепивших за ним при передаче под опеку неблагоустроенное жилое помещение по месту жительства матери, из которого она снялась с регистрационного учета и на момент подачи обращения имела регистрацию по месту пребывания в городе Санкт-Петербурге, не могут привести к отказу истцу в реализации его прав как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Тем более, что действующее в настоящее время правовое регулирование не препятствует таким лицам во включении в Список при перемене места жительства.
Суд пришел к выводу, что требования ФИО1 о возложении на администрацию <адрес> обязанности включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на территории <адрес> подлежат удовлетворению.
Также суд первой инстанции обратил внимание, что обязанность ФИО1, предусмотренная договором об обучении, не может ограничивать право истца на выбор места проживания.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности обеспечить истца благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда на территории г. Санкт-Петербурга не обжаловалось, в силу чего не являлось предметом проверки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, полагает указанные выводы правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 части 3.1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.
Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 № 397 в Правилах формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Пунктом 23 Правил предусмотрено в случае перемены места жительства детей-сирот обращаться с заявлением об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот их законным представителям.
В силу пунктов 29 - 34 Правил орган по новому месту жительства не вправе отказать в приеме заявления об исключении из списка и прилагаемых к нему документов, и в случае перемены места жительства дети-сироты подлежат обязательному включению в списки по новому месту жительства при отсутствии оснований для отказа в таком включении.
Перечень оснований для отказа во включении в список по новому месту жительства, установлен в пункте 35 Правил, а именно: наличие оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; установления в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства запрета опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, на что неоднократно обращалось внимание Конституционного Суда Российской Федерации в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, а также определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О.
Обращаясь в суд с иском, ФИО1 представлены доказательства, подтверждающие, что фактически с октября 2021 года проживает в <адрес> в общежитии, зарегистрирована по месту пребывания, обучается в учебном заведении в <адрес>.
Суды нижестоящих инстанции учли, что в жилом помещении по адресу: ХМАО-<адрес>, истец имела регистрацию по месту пребывания на период нахождения под опекой по месту жительства опекуна, а по адресу: <адрес> была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, после ограничения матери в родительских правах во исполнение распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, и снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении гражданского дела № 2-354/07 по иску ФИО9 к ФИО8 о лишении родительских прав судом было установлено, что ребенок на момент рассмотрения дела постоянно проживает с опекуном ФИО9, по месту жительства матери по адресу: <адрес>, имеется трехкомнатный неблагоустроенный дом, где отсутствует спальное место для ребенка.
В связи с этим, суды пришли к правильному выводу, что никаких оснований считать истца обеспеченным закрепленным за ним жилым помещением не имеется.
Установив, что ФИО1 с октября 2021 года фактически проживает на территории <адрес> и иного места жительства не имеет, суды пришли к правильному выводу о незаконности решения администрации <адрес> об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по новому месту жительства ФИО1
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного Санкт-Петербурга суда от 31 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи