Решение по делу № 33-1803/2024 от 01.07.2024

Судья Зубков Г.А.                              дело № 33-1803/2024

(номер дела суда первой инстанции 2-1199/2024)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 июля 2024 года                                                                          г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Богатыревой Е.В.,

судей – Мерзакановой Р.А. и Аутлева Ш.В.,

при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи – Беретарь Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации МО «<адрес>» на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа » об обязании совершить действия – удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства МБОУ «Средняя школа N? 24» на оборудование здания охранной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией в соответствии с подп. «д» п.24 и подп. «а» п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N? 1006.

Обязать МБОУ «Средняя школа N? 24» после выделения денежных средств, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить охрану объекта (территории) школы, оборудовав здание охранной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией в соответствии с подп. «д» п. 24 и подп. «а» п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N?1006.

Заслушав доклад судьи ФИО8, пояснения прокурора ФИО3, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителя Администрации МО «<адрес> по доверенности ФИО4, директора МБОУ «СШ » - ФИО5, представителя Комитета по образованию МО «<адрес>» по доверенности ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» и МБОУ «Средняя школа N? 24» об обязании совершить действия. В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка в сфере соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования.

Так, п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N? 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N? 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Так, в нарушение подп. «а» п. п. 24, 25 постановления, на объекте отсутствует охранная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией. Невыполнение указанных требований безопасности, в результате акта терроризма может способствовать наступлению тяжких последствий и человеческим жертвам.

В соответствии с данными из ЕГРЮЛ и Уставом МБОУ «Средняя школа » учредителем и собственником имущества данного учреждения является администрация муниципального образования «<адрес>».

В силу положений действующего законодательства в сфере образования обязанность по финансированию работ по обеспечению антитеррористической защищенности здания (территории) учреждения возлагается на администрацию муниципального образования «<адрес>» как орган местного самоуправления и собственника здания, а обязанность по проведению работ по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) образовательного учреждения на МБОУ «Средняя школа N? 24» как учреждение, у которого здание школы находится в пользовании.

Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «Средняя школа N? 24» внесено представление, однако согласно справке ФГКУ «ОВО ВНГ России по <адрес> (Адыгея) от ДД.ММ.ГГГГ N? 4501/500, нарушения не устранены.

Указанные нарушения создают угрозу жизни здоровью неопределенного круга лиц. Количество воспитанников в МБОУ «Средняя школа N? 28» не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица, чьи права нарушены, не могут быть определены.

С учетом уточненных в ходе судебного разбирательства требований просил: - обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства МБОУ «Средняя школа N? 24» на оборудование здания охранной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией в соответствии с подп. «д» п.24 и подп. «а» п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N? 1006; - обязать МБОУ «Средняя школа N?24» после выделения денежных средств, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить охрану объекта (территории) школы, оборудовав здание охранной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией в соответствии с подп. «д» п. 24 и подп. «а» п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N? 1006.

По делу вынесено решение, резолютивная часть которого указана выше.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении искового заявления полностью. В обоснование доводов указывает, что Администрация МО «<адрес>» не согласна с вынесенным решением, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением и неверным толкованием судом норм материального процессуального права. Также считает, что судом первой инстанции незаконно возложена обязанность на Администрацию выделить денежные средства Школе на выполнение Требований к антитеррористической безопасности.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В 2018 году Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки РФ, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В связи с этим постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий)).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, объектов (территорий) Министерства просвещения.

На основании п. 5 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий).

В соответствии с п. п. 6, 8, 9 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов.

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя организации в течение 2 месяцев со дня утверждения данных требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, срок работы которой не превышает 30 рабочих дней со дня создания комиссии.

Порядок работы и состав комиссии определены в п. 10 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта.

В силу подпункта «е» п. 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

На основании полпункта «а» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой города проведена проверка в сфере соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования. В ходе проведения проверки выявлены нарушения МБОУ «Средняя школа N28» требований постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N? 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения (территорий)».

Так, в нарушение подп. «д» п. 24 и подп. «а» п. 25 постановления, на объекте отсутствует охранная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией.

В соответствии с данными из ЕГРЮЛ и Уставом МБОУ «Средняя школа N 24» учредителем и собственником имущества данного учреждения является администрация муниципального образования «<адрес>».

Пунктом 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N? 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу положений действующего законодательства в сфере образования обязанность по финансированию работ по обеспечению антитеррористической защищенности здания (территории) учреждения возлагается на администрацию муниципального образования «<адрес>» как орган местного самоуправления и собственника здания, а обязанность по проведению работ по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) образовательного учреждения на МБОУ «Средняя школа N? 10» как учреждение, у которого здание школы находится в пользовании.

Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «Средняя школа N? 24» внесено представление, однако согласно справке ФГКУ «ОВО ВНГ России по <адрес> (Адыгея) от ДД.ММ.ГГГГ N? 4501/500, нарушения не устранены.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона о противодействии терроризму» противодействие терроризму основывается, в том числе на принципах приоритета и предупреждения терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности потенциальных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также массового пребывания людей.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N? 35 «0 противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N? 35 «0 противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территории), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В силу Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе, посредством предупреждения (профилактики) терроризма.

Предупреждение (профилактика) терроризма, кроме прочего, предполагает решение следующих задач: разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; определение прав, обязанностей и ответственности хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов.

В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N?1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором <адрес> исковых требованиях, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела необходимая охранная сигнализация в помещениях МБОУ «Средняя школа N? 24» отсутствует, а учредителем образовательного учреждения (органом местного самоуправления) выделение необходимых денежных средств в бюджете не предусмотрено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Правовая позиция суда, изложенная в обжалуемом судебном постановлении, и выводы подробно мотивированы, являются правильными, поскольку основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, учитывают характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.

Доводы, указанные в апелляционной жалобе, не влекут отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Исходя из принципов законодательства о противодействии терроризму, закрепленных в ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», все мероприятия в указанной сфере направлены на обеспечение защиты основных прав и свобод человека, исходя из приоритета защиты указанных прав и приоритета мер по предупреждению терроризма. При этом защищенность объекта с массовым пребыванием людей системой охранной сигнализации относится к основным средствам предупреждения угрозы террористических посягательств.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только данных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда. Оснований для иной оценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не усматривается.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Администрации МО «<адрес>» – без удовлетворения.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 июля 2024 года.

Председательствующий:                         Е.В. Богатырева

Судьи:                                     Р.А. Мерзаканова

                                        Ш.В. Аутлев

33-1803/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Майкопа
Ответчики
МБОУ "СШ 24"
АМО "Город Майкоп"
Комитет по образованию МО «Город Майкоп»
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Аутлев Шумаф Вячеславович
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
02.07.2024Передача дела судье
25.07.2024Судебное заседание
19.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2024Передано в экспедицию
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее