Дело (номер обезличен)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2021 года (адрес обезличен)
Кстовский городской суд (адрес обезличен) в составе председательствующего судьи Кондратьева И.Ю., с участием представителя ответчика, по доверенности ФИО3, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен), Министерству строительства (адрес обезличен) о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ :
Истец обратилась в Кстовский городской суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что ей ФИО1 (далее - Истец) принадлежит па праве собственности земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), общей площадью 201 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для иных видов жилой застройки (блокированная жилая застройка), расположенный по адресу: (адрес обезличен), д. Афонино.
В 2019 году на вышеуказанном земельном участке Истцом было завершено строительство здания, а именно: блокированного жилого дома общей площадью 114.5 кв.м. Техническое описание жилого дома содержится в техническом паспорте, выданном (дата обезличена) кадастровым инженером ИП ФИО5
Руководствуясь требованиями законодательства РФ Истец, предпринимал все необходимые меры, направленные на легализацию возводимого объекта строительства и обращался за разрешением на строительство в администрацию (адрес обезличен) и Министерство строительства (адрес обезличен).
Так, (дата обезличена)(адрес обезличен) муниципального района письмом исх. (номер обезличен) Истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство.
Далее, (дата обезличена) Министерство строительства (адрес обезличен) также отказало Истцу в выдаче разрешения на строительство (письмо исх.(номер обезличен) от (дата обезличена)).
Соответственно вышеуказанное здание - жилой дом был построен Истцом без получения необходимых разрешений, предусмотренных законодательством РФ. Данная постройка в соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является самовольной.
Согласно экспертного заключения, подготовленного индивидуальным предпринимателем Соломиным СВ. (проектная мастерская «Технология строительства»: Основные конструктивные элементы, несущие и ограждающие конструкции блока (номер обезличен) блокированного жилого дома находятся в пригодном для нормальной эксплуатации состоянии; технические решения, принятые при строительстве, соответствуют установленным требованиям строительных норм и правил, действующим на территории РФ. Нарушений, которые создавали бы угрозу жизни и здоровью граждан или существенно нарушали бы права и интересы других лиц, в результате строительства и раздела здания, не обнаружено.
По своей сути, образованные жилые блоки являются отдельными одноквартирными домами.
Истец полагает, что исковое заявление о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению в связи со следующим:
1. Вышеуказанное здание - блокированный жилой дом, возведенный Истцом, расположен в границах земельного участка разрешенное использование которого допускает строительство жилого дома (расположен в территориальной зоне Ж-1А-, зона застройки
индивидуальными малоэтажными домами с приусадебными участками) в соответствии с Правилами землепользования и застройки Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района.
Данный объект соответствует требованиям градостроительных, санитарно-гигиенических, противопожарных, экологических норм и правил.
Нарушений, которые создавали бы угрозу жизни и здоровью граждан или существенно нарушали бы права и интересы других лиц, в результате реконструкции здания жилого дома, а также при разделе объекта недвижимости на блоки блокированного жилого дома, не имеется.
Смежные земельные участки с кадастровым номером (номер обезличен) на котором расположен жилой дом (блок) с кадастровым номером (номер обезличен) (право собственности на данный жилой дом зарегистрировано на основании решения Кстовского городского суда (номер обезличен)) принадлежит на праве собственности ФИО2 (Третье лицо). Права и интересы Третьего лица Истцом не нарушены, споров не иметься, границы земельных участков установлены.
Истцом были предприняты все необходимые меры, направленные на легализацию возведенного объекта строительства.
Истец лишен возможности зарегистрировать свое права во внесудебном порядке
На основании вышеизложенного, ссылаясь на ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит признать за ФИО1 право собственности на жилой дом, вид объекта здание, назначение объекта недвижимости - жилой дом блокированной застройки, общей площадью 114,5 кв.м. (согласно приказа федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от (дата обезличена)г. № П/0393, площадь жилого здания составляет 128,1 кв.м.) расположенный на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен), д. Афонино.
В судебное заседание истец не явился без уважительных причин, надлежащим образом уведомленный о дне слушания дела.
Представитель ответчика - администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) в судебном заседании с иском не согласился, представил в суд сой письменный отзыв. Ссылаясь на то, что земельный участок истца расположен в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, где строительство жилых домов не допускается. А также ссылается на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Афонинского сельсовета, утвержденным решением Сельского совета Афонинского сельсовета (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен), в редакции приказа Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен), земельный участок с КН (номер обезличен) расположен в границах территориальной зоны Ж-1А - застройки малоэтажная (1-2 эт.) индивидуальная с приусадебными участками проектная (1-Зэт. - инвестиционные площадки размещения жилых зон).
Градостроительные регламенты территориальной зоны Ж-1А применяются для подготовки документации по планировке территории и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельного участка и используется в процессе их застройки и последствий эксплуатации объектов капитального строительства после утверждения в установленном законом порядке документации по планировке территории. Изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах территориальной зоны Ж-1А, осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами в пределах, установленном ГрК РФ и настоящими Правилами после утверждения документации по планировке территории в установленном законом порядке.
Согласно п.п.2.3 п.2 Градостроительного плана земельного участка № (номер обезличен) 0210 минимальный отступ от границ земельного участка в целях определения мест допустимого разрешения зданий, строений, сооружений, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений - 3 метра. Что не соблюдено при строительстве данного дома.
Также не соблюдены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом.
Представитель ответчика Министерства строительства (адрес обезличен) в судебное заседание не явился. В своем заявлении в суд просят рассмотреть дело без их участия, с иском не согласны.
Третьи лица по делу, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: ФИО6 представители администрации Афонинского сельсовета, (адрес обезличен), в судебное заседание не явились без уважительных причин, надлежащим образом уведомленные о дне слушания дела. Последний в своем заявлении в суд просит рассмотреть дело без их участия.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что ФИО1 (истцу по делу) принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 52:26:010014:601, общей площадью 201 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для иных видов жилой застройки (блокированная жилая застройка), расположенный по адресу: (адрес обезличен), д. Афонино.
ФИО2 (третьему лицу по делу) принадлежит на праве собственности земельный участок, кадастровый (номер обезличен), общей площадью 201 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка, расположенный по адресу: (адрес обезличен), Кстовский р-он, д. Афонино.
Право собственности на земельный участок истца зарегистрировано в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес обезличен).
Границы земельного участка установлены, споров с соседями не имеется.
В 2019 году на вышеуказанном земельном участке истцом было завершено строительство здания, а именно: блокированного жилого дома общей площадью 114.5 кв.м. Техническое описание жилого дома содержится в техническом паспорте, выданном (дата обезличена) кадастровым инженером ИП ФИО5 (СНИЛС (номер обезличен). номер регистрации в государственном реестре лиц осуществляющих кадастровую деятельность (номер обезличен). Член Ассоциации «Саморегулированная организация кадастровых инженеров (уникальный номер реестровой записи (номер обезличен)) (номер обезличен) от 30.06.2016г.). Согласно технического паспорта инвентаризационная стоимость данного жилого дома составляет 590 874 рублей.
Судебного спора с соседями относительно расположения блока не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации постройка возведенная истцом является самовольной, так как построена без получения необходимых разрешений.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно подпунктом 2 пункта 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства согласно ст.51 Градостроительного кодекса осуществляется на основании разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Разрешение на строительство на земельном участке, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Статья 11 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), а также ст.8 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) закрепляет за органами местного самоуправления полномочия по установлению правил землепользования и застройки городских и сельских поселений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (ст.ЗО ГрК РФ).
В силу положений частей 3 и 4 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан - ч. 3 ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан...
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку...
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В данном случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан....
В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.»
Судом установлено, что никаких документов на строительство, а также подтверждающих ввод жилого дома истца в эксплуатацию, не имеется.
В то же время установлено, что индивидуальный жилой дом построен на земельном участке, принадлежащем истцу, разрешенное использование которого допускает строительство индивидуального жилого дома. Поскольку земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1А -зона застройки индивидуальными малоэтажными домами с приусадебными участками.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Кодексом (часть 1 статьи 8 ГрК РФ, пункт 20 части 1 статьи 14, часть 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).
Как указано в части 3 статьи 4 ГрК РФ, в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее также - ВК РФ) затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67.1 ВК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 67.1 ВК РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 67.1 Водного Кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила N 360), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил N 360).
В случае внесения изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий границы зон затопления, подтопления могут быть изменены, но в порядке, предусмотренном данными правилами (пп. «б» п. 19 Правил определения границ).
Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона 13 июля 2015 г. N218-03 «О государственной регистрации недвижимости»).
В силу пункта 5 данных Правил определения границ зон затопления, зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района (адрес обезличен)» утвержденных решением сельского Совета Афонинского сельсовета от (дата обезличена) (номер обезличен), с изменениями, утвержденными приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен), от (дата обезличена) (номер обезличен), (дата обезличена) (номер обезличен) (УИН: (номер обезличен), дата публикации в ФГИС ТП: (дата обезличена), обладатель информации: администрация поселения Афонинский сельсовет), земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) расположен в территориальной зоне Ж-1А -застройка малоэтажная (1-2 эт.) индивидуальная с приусадебными участками проектная (1-3 эт. - инвестиционные площадки размещения жилых зон).
Согласно Генерального плана сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района (адрес обезличен)», утвержденного решением сельского Совета Афонинского сельсовета от (дата обезличена) (номер обезличен), с изменениями от (дата обезличена) (номер обезличен), от (дата обезличена) (номер обезличен), с 2 изменениями утвержденными постановлением правительства (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен), от (дата обезличена) (номер обезличен) (УИН: (номер обезличен), дата публикации в ФГИС ТП: (дата обезличена), обладатель информации: администрация поселения Афонинский сельсовет), земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: - территория затопления паводком 1% обеспеченности.
Из материалов дела следует, что соответствующие зоны затопления территории муниципального образования «Афонинский сельсовет» Кстовского муниципального района (адрес обезличен) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации N 360 от (дата обезличена), до настоящего времени не определены.
Принимая во внимание вышеизложенные положения, факт отображения зон с особыми условиями, в том числе зоны затопления паводком 1% обеспеченности на Схеме территориального планирования Кстовского муниципального района (адрес обезличен), границ территории, подверженных риску возникновения ЧС, существенного значения в данном случае не имеет, поскольку установление границ зон с особыми условиями использования территории, закрепленных нормативным правовым актом органа местного самоуправления, осуществлено в нарушение порядка, установленного ст. 67.1 ВК РФ и постановления Правительства Российской Федерации N 360 от (дата обезличена).
Таким образом, лица, которым земельные участки предоставлены на законных основаниях, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно технического паспорта, составленного кадастровым инженером ИП ФИО5 (СНИЛС (номер обезличен). номер регистрации в государственном реестре лиц осуществляющих кадастровую деятельность (номер обезличен). Член Ассоциации «Саморегулированная организация кадастровых инженеров (уникальный номер реестровой записи (номер обезличен)) (номер обезличен) от 30.06.2016г.), по состоянию на 05.03.2021г., общая площадь здания, а именно: блокированного жилого дома составляет 114.5 кв.м., число этажей надземной части -2, число этажей подземной части – 1, год постройки 2019.
Согласно результатам технического обследования, выполненного экспертом Проектной мастерской «Технологии Строительства» (дата обезличена):
«Основные конструктивные элементы, несущие и ограждающие конструкции блока (номер обезличен) блокированного жилого дома находятся в пригодном для нормальной эксплуатации состоянии; технические решения, принятые при строительстве, соответствуют установленным требованиям строительных норм и правил, действующим на территории РФ. Нарушений, которые создавали бы угрозу жизни и здоровью граждан или существенно нарушали бы права и интересы других лиц, в результате строительства и раздела здания, не обнаружено».
Каждый блок:
Имеет отдельный вход на прилегающий земельный участок;
Имеет отдельный выход на территорию общего пользования;
Имеет общую стену без проемов с соседним блоком;
Имеет самостоятельные системы отопления и вентиляции, индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем;
Не имеет помещений, расположенных над помещениями другого блока;
Не имеет общих вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт, коммуникаций.
По своей сути, образованные жилые блоки являются отдельными одноквартирными домами».
Согласно заключению эксперта:
Объект исследования может быть рекомендован к использованию по прямому назначению и он пригоден для постоянного проживания в любое время года.
Помещения, расположенные в здании блокированного жилого дома, фактически представляют собой отдельные объекты – жилые здания, в каждом из которых имеются отдельные входы, коммуникации, газо-, водо-, электроснабжение, канализация, отдельная кровля /крыша/ и по всем имеющимся признакам могут быть отнесены к блокам блокированного жилого дома.
Раздел объекта недвижимости на два блока блокированного жилого дома, возможен без нанесения ущерба и возможности хозяйственному назначению строения
Образованные объекты недвижимости имеют возможность эксплуатироваться автономно друг от друга, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов.
Блоки жилого дома блокированной застройки могут быть самостоятельными объектами гражданских прав.
Данный объект соответствует требованиям градостроительных, санитарно–гигиенических, противопожарных, экологических норм и правил.
Нарушений, которые создавали бы угрозу жизни и здоровью граждан или существенно нарушали бы права и интересы других лиц, в результате реконструкции здания жилого дома, а также при разделе объекта недвижимости на блоки блокированного жилого дома, не обнаружено.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ под "жилыми домами блокированной застройки" понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии со строительными нормами и правилами «Дома жилые одноквартирные» СНиП 31-02-2001 данные нормы также распространяются на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они: - не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; - не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; - имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем. СНиП 31-02-2001 распространяется на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на участок.
Кроме того, такая характеристика здания как "жилой дом блокированной застройки" не имеет правового значения и для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, поскольку назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики "нежилое здание", "жилой дом", "многоквартирный дом" (п. 9 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), внесение сведений о характере застройки здания законодательством не предусмотрено, следовательно, не влечет для истца каких либо правовых последствий.
По информации, представленной Росреестром письмом от 6 марта 2017 г. N 14-02689-ГЕ/17, с учетом Свода правил "СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001", введенных в действие с 20 мая 2011 г. приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением "жилое".
В соответствии со ст.15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
В соответствии со ст.16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В силу Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Также установлено, что Блок истца блокированного жилого дома расположен на отдельном земельном участке, при этом минимальные отступы от границ смежных землепользователей и земель общего пользования соблюдены. Земельный участок истца имеет выход на территорию общего пользования.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, что выстроенный жилой блок, представляет собой изолированную часть здания - дома блокированной застройки, находится в границах земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет соответствующий вид разрешенного использования, а жилой дом, расположенный на данном земельном участке соответствует целевому назначению земли, который не нарушает права и интересы других лиц, нарушений градостроительных и строительных норм и правил не имеется, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, спора с другими лицами не имеется, на основании вышеуказанных норм закона, суд не находит оснований для отказа истцу в иске, а поэтому его требования о признании права собственности на него являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Наряду с этим установлено, что истец принимал меры к легализации данной постройки. Так, (дата обезличена)(адрес обезличен) муниципального района письмом исх. (номер обезличен) истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство.
(дата обезличена) Министерство строительства (адрес обезличен) также отказало истцу в выдаче разрешения на строительство (письмо исх.(номер обезличен) от (дата обезличена)).
В силу вышеуказанных обстоятельств, оснований для отказа истцу в иске не имеется, а поэтому доводы ответчиков не могут быть приняты во внимание при принятии данного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6 и 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен), Министерству строительства (адрес обезличен) о признании права собственности на жилой дом, удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на жилой дом, вид объекта здание, назначение объекта недвижимости - жилой дом блокированной застройки, общей площадью 114,5 кв.м. (согласно приказа федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от (дата обезличена)г. № (номер обезличен) площадь жилого здания составляет 128,1 кв.м.) расположенный на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен), д. Афонино.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд (адрес обезличен).
Председательствующий судья: И.Ю.Кондратьев