№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре Хан М.А., с участием представителя истца ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» к ФИО1, третье лицо – Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки,-
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» (далее – ГКУ РК «Центр социальных выплат») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных за период с 01.10.2021г. по 30.09.2022г. мер социальной поддержки «пособие на ребенка» в размере 64570 рублей.
Требования мотивированы тем, что с июня 2018г. ответчик состояла на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> и являлась получателем мер социальной поддержки «ежемесячное пособие на ребенка» на детей: - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, с 01.06.2015г. по 31.05.2026г. в размере 1565,22 рублей; - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, с 01.06.2015г. по 31.05.2028г. в размере 1500 рублей. 06.10.2022г. Департаментом принято решение о прекращении выплат мер социальной поддержки ответчику с 10.10.2021г. по причине установления отцовства в отношении её детей. Поскольку ответчик не уведомила департамент о наличии указанных обстоятельств за период с 01.10.2021г. по 06.10.2022г. излишне выплаченная сумма мер социальной поддержки составила 70278 рублей. 14.11.2022г. Департаментом в адрес ответчика направлена претензия с требованием о возврате указанных денежных средств, 26.12.2022г. ФИО1 произвела платеж в счет погашения переплаты в размере 5708 рублей. Вместе с тем, оставшиеся денежные средства в размере 6457 рублей до настоящего времени в добровольном порядке ответчиком не возвращены. На основании изложенного, ссылаясь на ст. 1102 ГК РФ, истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, возражений на исковое заявление не представила.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, на основании ст. 167 ГПК Российской Федерации.
Выслушав пояснения истца, изучив доводы иска, изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 07.02.2017г. №-р «О некоторых вопросах деятельности Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» и Уставом, предметом деятельности ГКУ РК «Центр социальных выплат» является предоставление гражданам государственных услуг и участие в предоставлении государственных услуг в части перечисления социальных выплат гражданам. Указанные полномочия по перечислению социальных выплат ГКУ РК «Центр социальных выплат» осуществляет с 01.04.2018г.
В соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014г. №PK/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства категорий граждан в <адрес>» наделены органы местного самоуправления в лице Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, в том числе прием документов, пособия на ребенка в соответствии с Законом Республики Крым от 03.12.2014г. №-ЗРК/2014 «О пособии на ребенка» (абз. 19 пп.1 (з) п.2 ст. 1).
Согласно ч. 3 ст. 3. Закона Республики Крым от 03.12.2014г. №-ЗРК/2014 «О пособии на ребенка» право на пособие на ребенка одинокой матери назначается и выплачивается до достижения ребенком возраста 18 лет, а в случае обучения ребенка в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) по очной форме до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, если в свидетельстве о рождении ребенка или документе о рождении ребенка, выданном компетентными органами иностранного государства, при условии его легализации в установленном законодательством порядке (решении об усыновлении ребенка), отсутствует запись об отце или запись об отце проведена в установленном порядке органом государственной регистрации актов гражданского состояния по указанию матери (усыновителя) ребенка.
Пособие на ребенка назначается на 12 месяцев, но не более чем по месяц до исполнения ребенку 18 лет, за исключением пособия на ребенка одинокой матери, учащегося образовательной организации по очной форме обучения, которое назначается по месяц до окончания обучения, но не более чем по месяц до достижения им возраста 23 лет (ч. 2 ст. 4 Закона №-ЗРК/2014).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014г. № утвержден порядок «Об условии назначения и выплаты пособия на ребенка» (далее - Порядок №).
Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, с июня 2008г. состояла на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения администрации <адрес> гражданка и являлась получателем пособия МСП «Ежемесячное пособие на ребенка», в том числе: - на дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения с 01.06.2015г. по 31.05.2026г. в размере 1565,22 рублей; - на сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, с 01.06.2015г. по 31.05.2028г. в размере 1500,00 рублей (л.д. 6-21).
В октябре 2022г. Департаменту труда и социальной защиты населения администрации <адрес> стало известно, что 10.07.2021г. ответчик заключила брак с ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака 1-АЯ № от 10.07.2021г.) и 02.09.2021г. установлено отцовство ФИО5 в отношении детей ответчика, что подтверждается свидетельствами об установлении отцовства серии 1-АЯ № от 02.09.2021г. и серии 1-АЯ № от 02.09.2021г., после чего сведения о ФИО5 как об отце детей внесены в актовые записи о рождении детей (л.д. 22-26, 53-57).
Вместе с тем, об указанных обстоятельствах ответчик органы социальной защиты не уведомила.
В соответствии с п. 20 Порядка № представление пособия прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем наступления следующих обстоятельств: на ребенка одинокой матери - в случае внесения сведений об отце ребенка в актовую запись о рождении ребенка в связи с его усыновлением или установлением отцовства.
06.10.2022г. Департаментом труда и социальной защиты населения администрации <адрес> принято решение о прекращении выплаты мер социальной поддержки «Пособие на ребенка» ФИО7Н. с 01.10.2021г. на сына ФИО6 в размере 2928,25 рублей и на дочь ФИО7 в размере 2928,25 (л.д. 27, 28).
За период с 01.10.2021г. по 30.09.2022г. излишне выплаченная ГКУ РК «Центр социальных выплат» ответчику мера социальной поддержки «Пособие на ребенка» составила в размере 70278 рублей, что подтверждается справками-расчетами №, № от 31.10.2022г. (л.д. 29, 30).
Комиссией Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> было принято решение о возмещении излишне выплаченных мер социальной поддержки «Пособие на ребенка» в сумме 70278 рублей, с предложением о добровольном погашении суммы переплаты, что подтверждается протокол от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 31).
14.11.2022г. Департаментом труда и социальной защиты населения администрации <адрес> в адрес ФИО7Н. направлено уведомление о необходимости возместить излишне выплаченных в качестве мер социальной поддержки денежных средств в размере 70278 рублей (л.д. 32).
В заявлении от 24.11.2022г. в адрес Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> ФИО7Н. сообщила о добровольном погашении образовавшейся за период с 01.10.2021г. по 30.09.2022г. переплаты в размере 70278 рублей частями, ежемесячно не позднее ноября 2023г. (л.д. 33).
26.12.2022г. ответчиком в адрес истца произведен платеж в счет погашения переплаты в размере 5708 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 34).
Однако до настоящего времени излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в размере 64570 рублей ответчиком не возмещены, и иное судом не установлено.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Из заявлений ФИО8 о предоставлении мер социальной поддержки усматривается, что ответчик была ознакомлена с условиями назначения и оформления пособия, а также предупреждена об обязанности предоставлять истцу сведения о наличии обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки.
Однако принятые обязательства о своевременном извещении органов социального защиты относительно изменения своего семейного положения, а также установлении отцовства в отношении её несовершеннолетних детей ответчик не исполнила.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика недобросовестности, поскольку ФИО1 своевременно не известила органы социальной защиты о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ей выплаты.
При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании с ответчика излишне выплаченных сумм законны и обоснованы, в связи с чем с ФИО1 подлежат взысканию денежные средства в размере 64570 рублей.
Суд считает предоставленный в материалы дела истцом расчет сумм, подлежащих взысканию, математически верным. Ответчик также не оспаривал правильность расчета и размер взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с тем, что при подаче иска истец в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета также подлежит взысканию и государственная пошлина в размере 2137 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Иск Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, уроженки <адрес>а ЯАССР, паспорт серии 3921 №, выдан МВД по <адрес> 12.08.2021г., к/п 910-013, СНИЛС № в пользу Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» (ОГРН №) излишне выплаченную меру социальной поддержки «Пособие на ребенка» за период с 01.10.2021г. по 30.09.2022г. в размере 64570 (шестьдесят четыре тысячи пятьсот семьдесят) рублей на реквизиты:
Юридический и почтовый адрес: <адрес>, б<адрес>; ОГРН №; Получатель: УФК по <адрес> (ГКУ РК «Центр социальных выплат», л/с №); Код по свободному реестру № Банк получателя: Отделение <адрес> России//УФК по <адрес>; БИК 013510002; ЕКС 40№; Номер казначейского счета 0№; ИНН №
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, уроженки <адрес>а ЯАССР, паспорт серии 3921 №, выдан МВД по <адрес> 12.08.2021г., к/п 910-013, СНИЛС №, в доход местного бюджета госпошлину в размере 2137 (две тысячи сто тридцать семь) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Мотивированное решение суда составлено 17.07.2023г.
Судья А.В. Бурова