Дело № 2-8/2018
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации12 января 2018 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Черновой С.В.,
при секретаре Воиновой Е.А.,
с участием истца Титовой С.В.,
представителя истца Голиковой Ж.А.,
представителя ответчика Управления образования администрации Селивановского района и третьего лица администрации Селивановского района Тиминой Е.С. (по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области Ильиной Л.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Красная Горбатка дело по иску
Титовой С.В. к Управлению образования администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить льготы в виде мер социальной поддержки по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Титова С.В. обратилась в Селивановский районный суд Владимирской области с иском к Управлению образования администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить льготы в виде мер социальной поддержки по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения. В заявлении указано, что истец ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в колхоз им. Калинина в должности воспитателя, ДД.ММ.ГГГГ была переведена на работу в Селивановский райком комсомола. С ДД.ММ.ГГГГ она была вновь в порядке перевода принята на работу в детский сад колхоза имени Калинина в должности заведующей, где проработала с учетом переводов в связи с реорганизацией до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода Титова С.В. работала в должности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе в Копнинской начальной общеобразовательной школе Селивановского района, откуда ДД.ММ.ГГГГ была уволена по сокращению штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, после чего зарегистрировалась в качестве безработной в ГКУ ВО «Центр занятости населения пос. Красная Горбатка» в целях поиска подходящей работы. По причине назначения пенсии истец снята с учета в ГКУ ВО «Центр занятости населения пос. Красная Горбатка» с ДД.ММ.ГГГГ. С момента постановки на учет в ГКУ ВО «Центр занятости населения пос. Красная Горбатка» и по настоящее время Титова С.В. не получает льготы в виде мер социальной поддержки по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения. Вместе с тем, истец являлась педагогическим работником в сельской местности, где она проживала, и на момент увольнения из образовательного учреждения её педагогический стаж составлял более 10 лет, то есть Титова С.В. имеет право на соответствующие меры социальной поддержки независимо от того, когда и какая пенсия ей назначена. Истец со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нигде не работала, состояла на учете в качестве безработного, то есть вышла на пенсию непосредственно после окончания работы в образовательном учреждении.
Истец Титова С.В. в судебном заседании исковые требования, предъявленные к Управлению образования администрации Селивановского района, поддержала, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем в колхозе им. Калинина, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в Селивановском райкоме комсомола, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей детского сада колхоза имени Калинина, впоследствии реорганизованного. С ДД.ММ.ГГГГ Титова С.В. работала в должности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе в Копнинской начальной общеобразовательной школе Селивановского района, откуда ДД.ММ.ГГГГ была уволена по сокращению штата работников. ДД.ММ.ГГГГ она встала на учет в ГКУ ВО «Центр занятости населения пос. Красная Горбатка», откуда была снята ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию. В период работы она получала меры социальной поддержки по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения, была уволена в связи с сокращением штата, в другом месте не работала, в связи с чем считает, что её выход на пенсию имел место непосредственно после окончания работы в образовательном учреждении в сельской местности при наличии необходимого стажа, в связи с чем у неё имеется право на предоставление компенсации расходов на оплату отопления и электроснабжения.
Представитель истца Голикова Ж.А. в судебном заседании также поддержала исковые требования Титовой С.В. с учетом уточнения, просила обязать Управление образования администрации Селивановского района Владимирской области предоставить Титовой С.В. льготы в виде мер социальной поддержки по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения, поскольку истец более 10 лет работала в сфере образования в муниципальных учреждениях в сельской местности, вышла на пенсию после окончания работы в образовательном учреждении, так как после увольнения по сокращению штатов состояла на учете в качестве безработной в Центре занятости населения.
Представитель ответчика Управления образования администрации Селивановского района и третьего лица администрации Селивановского района Тимина Е.С. в судебном заседании иск Титовой С.В. не признала, просила отказать в его удовлетворении, поскольку на момент выхода на пенсию истец не работала в сфере образования в муниципальных учреждениях в сельской местности, и право на данные меры социальной поддержки утратила после увольнения из такого учреждения.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области Ильина Л.Н. с иском Титовой С.В. не согласилась, пояснив, что у истца отсутствуют правовые основания для получения компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения. Законодательством установлены условия, при которых возникает такое право, в частности, компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предоставляется педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, работающим в сельских населенных пунктах, а также поселках городского типа, в случае их выхода на пенсию, проработавшим в сельских населенных пунктах не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Титовой С.В. до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Правилами предусмотрено, что в связи с увольнением с работы, кроме увольнения в связи с выходом на пенсию, предоставление указанных мер социальной поддержки прекращается. ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Копнинская начальная общеобразовательная школа» в связи с сокращением штата, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она состояла на учете в ГКУ «Центр занятости населения пос. Красная Горбатка», ДД.ММ.ГГГГ вышла на пенсию. На момент выхода на пенсию мера социальной поддержки ей не предоставлялась. Просила отказать в удовлетворении иска.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Титовой С.В. не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
На территории Владимирской области действует с 06 октября 2007 года до настоящего времени Закон Владимирской области от 02.10.2007 г. № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области».
Статьёй 42 указанного Закона определены категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Так, меры социальной поддержки, предусмотренные частью 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предоставляются: 1) педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, работающим в сельских населенных пунктах, а также поселках городского типа; 2) лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае их выхода на пенсию, проработавшим в сельских населенных пунктах, а также в поселках городского типа не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением или компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В целях реализации Закона Владимирской области от 02.10.2007 г. № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» Постановлением Губернатора Владимирской области от 16.03.2010 г. № 280 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в соответствии с частью 2 статьи 41, статьями 42, 42-1 главы 14 Закона Владимирской области от 02.10.2007 г. № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» (далее Правила).
Согласно п. 2 указанных Правил меры социальной поддержки педагогическим работникам в случае их выхода на пенсию, проработавшим в сельской местности, а также в поселках городского типа, перечень которых установлен приложением N 1 к Закону N 120-ОЗ, не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные частью 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения (далее - компенсация) через финансово-кредитные организации Российской Федерации, отделения федеральной почтовой связи или по месту работы по выбору получателя.
Компенсация производится на основании предоставления заявления, копии первого листа паспорта и листа паспорта, где имеются сведения о регистрации по месту жительства, с предъявлением оригинала; копии трудовой книжки, заверенной администрацией образовательной организации, или справки архивных учреждений о трудовом стаже при утрате трудовой книжки, неправильной записи в трудовой книжке, отсутствии сведений о работе в трудовой книжке; копии документа, подтверждающего отсутствие у получателя в доме центрального отопления (для получателей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления), или технического паспорта здания (строения), права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; справки о непредоставлении мер социальной поддержки: - по месту жительства (для получателей, проживающих не по месту жительства); - по основному месту работы (для получателей, работающих по совместительству); - по месту работы по совместительству (для получателей, работающих по основному месту работы); правоустанавливающих документов на объекты недвижимости; пенсионного удостоверения и его копии (предоставляется педагогическими работниками, вышедшими на пенсию); документов, подтверждающих получение педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, этих мер социальной поддержки на момент выхода на пенсию (п. 5 Правил).
Из трудовой книжки Титовой С.В. усматривается, что она работала в колхозе им. Калинина воспитателем со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, переведена в Селивановский райком ВЛКСМ, освобождена от занимаемой должности в связи с переводом в колхоз им. Калинина; с ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу заведующей ясли-садом в колхоз им. Калинина, реорганизованный ДД.ММ.ГГГГ в АОЗТ «Колпь», уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с передачей ясли-сада Копнинскому сельскому совету; с ДД.ММ.ГГГГ Титова С.В. в порядке перевода назначена заведующей ясли-сада № <адрес>, уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией Копнинского ясли-сада; с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу воспитателем группы продленного дня в Копнинское ОУ «Школа-сад», уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом на работу в СПК «Колпь»; с ДД.ММ.ГГГГ принята в СПК «Колпь» на должность заведующей детским садом, уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией и сменой собственника; с ДД.ММ.ГГГГ принята заведующей МДОУ д. Копнино, уволена ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода; с ДД.ММ.ГГГГ принята в МКОУ «Копнинская начальная общеобразовательная школа» заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, откуда уволена ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата работников.
Согласно справке ГКУ ВО «Центр занятости населения поселка Красная Горбатка» Титова С.В. была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы с ДД.ММ.ГГГГ, признана безработной, снята с учета ДД.ММ.ГГГГ по причине назначения пенсии по предложению органов СЗ.
В справке Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Селивановском районе содержатся сведения о том, что Титовой С.В. установлена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам обращения Титовой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Селивановского района дан ответ об отсутствии у истца права на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, поскольку на момент выхода на пенсию ДД.ММ.ГГГГ года ей не предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Аналогичный ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ направлен Титовой С.В. Департаментом образования администрации Владимирской области.
В судебном заседании установлено, что Титова С.В., работая в образовательном учреждении в сельской местности, как педагогический работник, пользовалась мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. После увольнения в связи с сокращением штата работников предоставление мер социальной поддержки прекратилось. В период учета в ГКУ «ЦЗН пос. Красная Горбатка» в качестве безработной Титовой С.В. назначена пенсия по старости. После выхода на пенсию ДД.ММ.ГГГГ Титова С.В. обращалась в прокуратуру Селивановского района, направившую её обращение в Департамент образования администрации Владимирской области, которым, наряду с администрацией Селивановского района, дан ответ об отсутствии основания для предоставления мер социальной поддержки.
Согласно приведенному выше федеральному и региональному законодательству, для получения мер социальной поддержки по названным нормам закона - педагогическим работникам, уходящим на пенсию, необходимо соблюдение следующих условий: гражданин, уходя на пенсию, должен быть работником образования (т.е. состоять в трудовых отношениях с образовательной организацией), и, для того чтобы меры социальной поддержки были за работником сохранены, он должен соответственно их получать непосредственно до выхода на пенсию; общий стаж его работы в сельской местности или поселках городского типа должен составлять не менее 10 лет; гражданин должен проживать в сельской местности или поселке городского типа.
Вместе с тем, обстоятельства дела, касательно истца всем этим трем условиям не соответствуют. На момент выхода на пенсию ДД.ММ.ГГГГ Титова С.В. не состояла в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, меры социальной поддержки не получала.
Кроме того, в соответствии с п. 5 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в соответствии с частью 2 статьи 41, статьями 42, 42-1 главы 14 Закона Владимирской области от 02.10.2007 г. № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» представление льгот носит заявительный характер. Титова С.В. после выхода на пенсию не обращалась в компетентный орган с заявлением о предоставлении льгот с приложением соответствующих документов.
Как видно из приведенных норм права прекращение педагогической деятельность по обстоятельствам, не зависящим от воли Титовой С.В., уволенной в связи с сокращением штата работников, не является основанием для назначения мер социальной поддержки и в законе не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования Титовой С.В. к Управлению образования администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить льготы в виде мер социальной поддержки по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Титовой С.В. к Управлению образования администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить льготы в виде мер социальной поддержки по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 января 2018 года
Судья С.В. Чернова