Судья Шершнева М.А. № 33-1683/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«08» июля 2024 года
г. Кострома
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ильиной И.Н.,
судей Ивановой О.А., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Соловьевой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по апелляционной жалобе Администрации г. Костромы на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 февраля 2024 года по иску ФИО1 к Администрации г. Костромы о возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение, изъять жилое помещение, погасить запись о праве собственности.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., объяснения представителя ФИО1 ФИО12, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Костромы, в котором просит:
- обязать ответчика предоставить ей жилое помещение равнозначное принадлежащему ей на праве общедолевой собственности жилому помещению (пропорционально доли в праве 45/138) по адресу: <адрес>
- изъять у нее долю в праве общедолевой собственности 45/138 в жилом помещении по указанному адресу в пользу ответчика;
- погасить в ЕГРН запись о праве долевой собственности (доля в праве 45/138) истца на указанное жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что истец имеет в общей долевой собственности 45/138 доли в 3-комнатной квартире с кадастровым номером №, общей площадью 69,3 кв.м, в том числе жилой площадью 50,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. 29.05.2023 года глава Администрации г. Костромы вынес постановление № об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений в данном доме. Согласно вышеуказанному постановлению ООО «Строймеханика» поручено произвести оценку изымаемого имущества. 23.06.2023 года ООО «Строймеханика» подготовило соответствующий отчет об оценке № 2001-1 доли истца в квартире, которая составила <данные изъяты> руб. Ответчик предложил истцу подписать соглашение об изъятии для муниципальных нужд вышеуказанного земельного участка и долю в жилом помещении. При этом ответчик не предложил вместо денежной компенсации равнозначное жилье, чем нарушил права истца.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Строймеханика».
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 08 февраля 2024 года постановлено:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать администрацию г. Костромы предоставить ФИО1, паспорт <данные изъяты>, жилое помещение, расположенное в пределах города Костромы, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 22,6 кв. м, взамен ранее занимаемых 45\138 долей жилого помещения, непригодного для проживания, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию г. Костромы изъять у ФИО1 45/138 долей жилого помещения по адресу: <адрес>.
Право собственности ФИО1 на 45/138 долей жилого помещения по адресу: <адрес> подлежит прекращению после предоставления ей равнозначного жилого помещения.
В апелляционной жалобе Администрации г. Костромы просит отменить решение, принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований. Со ссылкой на региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области, указывает на то, что данной программой не предусмотрены денежные средства на мероприятия по переселению, связанные с приобретением жилых помещений. Обращает внимание, что жилой дом по адресу: <адрес> не включен в Перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года аварийными и подлежащими сносу, являющийся приложением к муниципальной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Приводя положения ст. 32 ЖК РФ, согласно которой собственнику может быть предоставлено жилое помещение взаимен изымаемого только по соглашению, считает, что в данном случае на орган местного самоуправления может быть возложена обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда, приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником 45/138 доли в праве собственности на 3-комнатную (коммунальную) квартиру с кадастровым номером № общей площадью 69,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Собственником 30/92 долей указанной квартиры по адресу: <адрес> является муниципальное образование городской округ г. Кострома.
Сведений об иных собственниках долей данного жилого помещения материалы дела не содержат.
Согласно сведениям МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» по адресу: <адрес> (коммунальная) зарегистрированы: ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 05.09.2014 года № многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г. Костромы от 22.10.2014 № «О дальнейшем использовании многоквартирного <адрес> в <адрес>» (с изменениями, внесенными постановлениями Администрации г. Костромы от 07.06.2018 №, от ДД.ММ.ГГГГ 31841) признан необходимым снос многоквартирного <адрес> в <адрес>, установлен срок отселения граждан до 01.07.2023 года.
Постановлением Администрации г. Костромы от 17.03.2015 № принято решение о развитии застроенной территории в границах улиц <адрес> Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Перечень зданий, строений, сооружений, расположенных на застроенной территории, ограниченной <адрес>. Данный объект отнесен к объектам капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
13.02.2017 года между муниципальным образованием городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы и ООО «Строймеханика» (Застройщик) был заключен договор о развитии застроенной территории в городе Костроме, по условиям которого Застройщик принимает на себя обязательства своими силами и за свой счёт и (или) средства других лиц выполнить обязательства в соответствии с п. п. 2.1.2 – 2.1.10, осуществить мероприятия, связанные с развитием застроенной территории в границах улиц <адрес>
В соответствии с п. 2.1.4. договора Застройщик взял на себя обязательства уплатить возмещение за изымаемые на основании решения Администрации города Костромы жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными подлежащими сносу, либо не соответствующие градостроительным регламентам и расположенных на указанной территории, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.
Согласно п. 2.3.2. договора Администрация города Костромы взяла на себя обязательства принять решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо не соответствующих градостроительным регламентам и расположенных на указанной территории и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.
Постановлением Администрации г. Костромы от 29.05.2023 № принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка из земель населенных пунктов площадью 1732 кв.м с кадастровым номером № под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пропорционально размеру общей площади помещений. В пункте 1.4 указанного постановления имеется указание на находящиеся в частной собственности 90/138 долей жилого помещения - квартиры, общей площадью 69,3 кв. м. с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
В ноябре 2023 года органом местного самоуправления в адрес истца направлен проект соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и 45/138 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.
Постановлением Администрации Костромской области от 01.04.2019 №-а утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2023 годы» в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ в целях получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 (Приложение № к Программе) включен <адрес>, признанный аварийным 05.09.2014, с планируемой датой окончания переселения 31.12.2023 (п. 16 раздела «По иным программам субъекта РФ, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда»).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 32 ЖК РФ, положениями ФЗ от 21 июля 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и установив, что истец ФИО1 является собственником 45/138 долей в праве общей собственности на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, который включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и ею избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность, взамен ранее занимаемого, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Решение суда обжалуется Администрацией г. Костромы, а потому в соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ проверяется судебной коллегией в пределах доводов их жалобы, которые сводятся к утверждению о невозможности предоставления истцу жилых помещений взамен ранее занимаемого.
Однако указанные в жалобе доводы не могут повлечь отмену решения ввиду следующего.
Права собственника жилого помещения в доме, признанном установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.
Согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.).
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также следует отметить, что 13 февраля 2017 года между муниципальным образованием городской округ г. Кострома и ООО «СтройМеханика» (застройщик) заключен договор о развитии застроенной территории в <адрес> в <адрес>, в котором проживает истец, поименован в этом договоре.
Согласно п. 2.1.3 договора Застройщик обязуется создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность г. Костромы благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения, расположенных на территории г. Костромы.
Таким образом, из условий договора следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений лицам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, возлагается на муниципальное образование, а не на застройщика.
В соответствии с п. 2.1.4 на застройщика возложена обязанность уплатить возмещение за изымаемые на основании решения Администрации жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Также указано, что по соглашению с собственником жилого помещения может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение, созданное или приобретенное за счет собственных и (или) привлеченных средств застройщика с зачетом его стоимости в размер возмещения. Однако каких-либо соглашений до настоящего времени между истцом и застройщиком не заключено. В связи с чем оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения истцу на застройщика не имеется.
Вопросы, касающиеся компенсации затрат, понесенных Администрацией г. Костромы по переселению граждан, предметом настоящего спора не являются и решаются сторонами договора в рамках заключенного между ними договора.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что многоквартирный дом, в котором расположена <адрес>, долевым сособственником которой является истец, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2023 годы», срок, установленный для расселения истек, а истцом заявлено требование о предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного, пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права, а потому не могут повлечь отмену решения.
То обстоятельство, что региональной и муниципальной программами не предусмотрено предоставление денежных средств на приобретение жилых помещений не может повлечь иных выводов, т.к. указанное не может ограничивать права собственников жилых помещений, гарантированные федеральным законодательством.
Коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – отклонению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Костромы – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.